12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
#
Аккаунт удалён
Материал размещён в группе «Клуб педагогов коррекционных школ»

Программа мониторинга воспитательного процесса, ориентированная на учащихся 1-4 класса в рамках введения ФГОС НОО ОВЗ

Автор: Чубаева Наталья Николаевна, воспитатель группы продлённого дня, первой квалификационной категории, МОУ «С(К)ОШИ №4», город Магнитогорск, Челябинская область.

1. Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии и учётом следующих нормативных документов:

- Концепцией Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся воспитанников с задержкой психического развития.

Одним из самых сложных и злободневных проблемами для педагогов – воспитателей коррекционных учреждений при переходе на ФГОС НОО ОВЗ являются: умение анализировать воспитательную работу, умение проводить педагогическую диагностику, эффективность классных воспитательных мероприятий.

Необходимым условием изучения эффективности воспитания детей с ОВЗ является разработка системы мониторинга, которая может быть представлена в виде программы мониторинга воспитательного процесса.

Под мониторингом по проблеме воспитания обучающихся воспитанников с ОВЗ понимается форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности воспитательной системы в классном коллективе, обеспечивающей непрерывное отслеживание за ее состоянием и прогнозированием ее развития.

Цель программы мониторинга: выявить уровень воспитанности учащихся класса.

Задачи:

- определить состояние уровня воспитанности учащихся на начало учебного года и по его окончании;

- по результатам мониторинга на начало учебного года наметить план воспитательной работы на учебный год и составить модель воспитательной системы класса;

- по результатам мониторинга на конец учебного года отследить уровень эффективности и результативности проведённых мероприятий и определить цели и задачи на новый учебный год в процессе анализа воспитательной работы.

Разрабатывая систему мониторинга, я предположила, что систематическое диагностирование по параметрам развития личности учащихся с ОВЗ предоставит возможность для своевременного прогнозирования собственной деятельности педагога- воспитателя по воспитанию учащихся; позволит определить траекторию развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности.

Основные методы исследования, используемые в системе мониторинга: наблюдение, беседа, анкетирование.

Программа рассчитана для обучающихся воспитанников с ОВЗ в условиях МОУ «С(К)ОШИ№4» города Магнитогорска.

Сроки реализации программы: 2015 – 2019 учебный год.

Участники программы мониторинга: воспитатель ГПД, классные руководители, обучающиеся воспитанники с ОВЗ ЗПР 1-4 классов, родители обучающихся.

Предложенная программа мониторинга эффективности воспитательной работы позволит спланировать, организовать, отследить результаты воспитательной работы, вносить коррективы.

У педагога появляется возможность своевременно и адресно использовать психолого-педагогическую поддержку, фиксировать происходящие изменения в личности ребенка во времени и оперативно преобразовывать содержательный и процессуальный компоненты воспитательного процесса. Результаты педагогической диагностики доводятся до сведения учащихся и родителей, что позволяет мотивировать детей к самосовершенствованию и самоактуализации.

2. Структура и направления программы мониторинга воспитательной деятельности

Программа мониторинга уровня воспитанности состоит из 2 основных разделов:

1. Изучение уровня воспитанности учащихся индивидуально.

2. Выявление уровня воспитанности классного коллектива в целом

Для двух блоков используются одинаковые методики. Каждая методика показывает уровень воспитанности учащегося по отдельному параметру, анализ результатов всех методик дает представление о воспитывающем потенциале классного коллектива в целом.

Направления программы мониторинга воспитательной деятельности:

Изучение общего уровня воспитанности учащихся 1-4 классов

Изучение классного коллектива учащихся 1-4 классов.

Изучение уровня сформированности нравственных ценностей и предпочтений у учащихся 1-4 классов

Изучение уровня сформированности потребности в ЗОЖ учащихся 1-4 классов

3. План работы по реализации программы

Направления

Наименование методики

Формы и методы

Сроки реализации

Изучение общего уровня воспитанности учащихся 1-4 классов

Методика Н.П. Капустина «Уровень воспитанности учащихся»

Наблюдение,

самооценка

Сентябрь-октябрь;

Апрель-май

Изучение классного коллектива учащихся 1-4 классов.

- Методика «Социометрия»

- Методика «Отношение к школе – интернату»

- Анкетирование «Мнение о моём классе»

Тестирование,

Анкетирование,

Сентябрь-октябрь;

Апрель-май

Изучение уровня сформированности нравственных ценностей и предпочтений у учащихся 1-4 классов

- Методика «Пословицы»;

- Методика «Прояви сочувствие»

Тестирование,

Анкетирование,

Сентябрь-октябрь;

Апрель-май

Изучение уровня сформированности потребности в ЗОЖ учащихся 1-4 классов

- Методика «Оценка готовности к ЗОЖ»

Анкетирование

Сентябрь-октябрь;

Апрель-май

4. Ожидаемые результаты программы

1. Получение достоверной информации о нравственном развитии, о самочувствии воспитанников школе (внутренний комфорт ), о результатах уровня воспитанности

2. Фиксация и отслеживание происходящих изменений в личности воспитанников во времени и выявление тенденций развития и воспитания личности.

3. Определение наиболее эффективных педагогических средств воспитательного процесса, которые в наибольшей степени повлияли на положительную динамику уровня воспитанности на конец учебного года в сравнении с началом учебного года.

5. Оценка результативности воспитательной системы класса

6. Определение целеполагания, планирования, выбор содержания, методов и форм воспитательной деятельности.

 

Приложения

Приложение 1

«Уровень воспитанности учащихся (по методике Н.П. Капустина) (1 - 4 классы)»

Критерии и показатели оценки уровня воспитанности

Оценка ребёнком

Оценка воспитателем

Оценка

Класс.рук

Итоговая оценка

Любознательность:

- интерес к учёбе;

- любит читать;

- стремление узнавать новое;

       

Прилежание и трудолюбие:

- старателен в учебе

- внимателен

- самостоятелен

- помогает другим в делах и сам обращается за помощью

- нравится самообслуживание в школе и дома

       

Отношение к природе:

- бережное отношение к растениям

- бережное отношение к животным

- бережное отношение к природе

 

       

Отношение к школе:

- выполняет правила для учащихся в классе;

- выполняет правила внутреннего распорядка в школе;

- участвует в делах класса и школы;

- проявляет справедливость и доброту в отношении со сверстниками, одноклассниками, педагогами, родителям

       

Прекрасное в жизни ребёнка:

- всегда аккуратен и опрятен;

- соблюдает культуру поведения;

- заботится о своём здоровье и здоровье окружающих;

- умеет правильно распределять время учёбы и отдыха;

- не имеет вредных привычек

       

Оценка результатов:

По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

5 – всегда

4 – часто

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

Сводная таблица изучения уровня воспитанности

 

ФИО

Люб-сть

Прилежание

Отнош. к природе

Отнош. к школе

Прекрасное

в жизни

Ср. балл

Ур. воспитанности

Р

У

В

Р

У

В

Р

У

В

Р

У

В

Р

У

В

   
                                     
                                     

Условные обозначения:

Р - ребёнок

У - учитель

В – воспитатель

В классе ________ учащихся

______ имеют высокий уровень воспитанности

______ имеют хороший уровень воспитанности

______ имеют средний уровень воспитанности

______ имеют низкий уровень воспитанности

Приложение 2. «Изучение классного коллектива учащихся 1-4 классов»

Методика «Социометрия»

Учащимся класса предлагается ответить на три вопроса, которые записываются на доске или на листке бумаги. Учащиеся должны назвать три фамилии своих одноклассников при ответе на каждый вопрос. Вопросы могут быть следующими:

1. Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания

2. Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно заниматься, кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой?

3. Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющего на Марс. Подумай, кто из ребят класса мог бы быть с тобой рядом в корабле.

2. Анкета «Отношение к школе-интернату
(адаптированный вариант анкеты Н.Г.Лускановой)

Анкета позволяет выявлять уровень адаптации ребёнка к условиям проживания, обучения, воспитания к данному учреждению.

Инструкция: отвечая на поставленные вопросы, выберите тот вариант ответа, который отражает ваше мнение, обведите его кружком.

Бланк вопросов для учащихся

1

Тебе нравится жить в школе-интернате?

Да

Не знаю

Нет

2

С хорошим ли настроением ты встречаешься с одноклассниками и воспитателями?

Да

Не знаю

Нет

3

Согласился ли ты перейти в другую школу-интернат, если бы тебе предложили?

Нет

Не знаю

Да

4

Когда ты бываешь за приделами школы-интерната, то скучаешь по ней?

Да

Не знаю

Нет

5

У тебя есть любимые занятия в школе-интернате?

Много

Кое - что

Нет

6

Когда тебе трудно, ты можешь обратиться за помощью к друзьям, воспитателям?

Всегда

Иногда

Нет

7

Ты часто обсуждаешь свои дела с друзьями?

Часто

Редко

Нет

8

Ты хотел, чтобы у тебя был другой воспитатель?

Нет

Не знаю

Да

9

У тебя в школе, классе много друзей?

Много

Мало

Нет

10

Тебе нравятся твои одноклассники?

Да

Не очень

Нет

 

Всего

     

Анализ и обработка результатов. За каждый первый ответ (первая колонка) – 3 балла, за промежуточный (вторая колонка) – 1 балл, последний (третья колонка) – 0 баллов. Суммируйте баллы.
Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше уровень адаптации ребёнка в данном коллективе.

25 – 30 баллов: высокий уровень адаптации, сформировано положительное отношение к себе как к члену данного коллектива.
15 – 24 баллов: средний уровень адаптации, отношение к себе как к члену данного коллектива в целом сформировано.
10 – 14 баллов: низкий уровень адаптации, отношение к себе как к члену данного коллектива не сформировано, ребёнок испытывает психологический дискомфорт.
Ниже 10 баллов: дезадаптация ребёнка, негативное отношение к школе-интернату (детскому дому).

Анкетирование «Мнение о классе»

Важным показателем психологического климата в классе является проявление дружбы, взаимопомощи и взаимной ответственности.

В каждой из трех предлагаемых ниже анкет обведите кружком номер того утверждения, которое в наибольшей степени соответствует Вашему мнению о классе.

Анкета 1. «Мнение о дружбе и приемлемости в классе»

1. Наш класс очень дружный и сплоченный.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4. В нашем классе изредка бывают ссоры, но конфликтным его назвать нельзя.

5. Наш класс недружный, возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный, трудно учиться в таком.

Анкета 2 «Мнение о взаимопомощи в классе»

1. В нашем классе принято помогать друг другу без напоминания,

2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3. В нашем классе помогают только тогда, когда просят об этом.

4. В нашем классе помощь оказывают только тогда, когда заставляет преподаватель.

5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Анкета 3. «Мнение о взаимной ответственности в классе»

1. У нас в классе принято нести ответственность друг за друга. Все мы боремся за искоренение недостатков.

2. В нашем классе неудачи и плохие поступки беспокоят хотя и не всех, но большинство ребят.

3. Виновные в нарушении дисциплины и лодыри осуждаются только активом класса.

4. Мы стараемся не обращать внимания на нарушителей дисциплины и лодырей. За свои поступки они отвечают только перед учителем.

5. В нашем классе не принято «выносить сор из избы». Мы стараемся, чтобы о проступках меньше знали учителя.

6. В нашем классе нет взаимной ответственности.

Обработка результатов анкетирования

Обработка анкет заключается, во-первых, в нахождении средне-группового мнения по каждой анкете. Для этого нужно суммировать выбранные учащимися номера утверждений (баллы: да – 1 б, нет – 0 б) по каждой анкете в отдельности и поделить на соответствующее количество таких номеров.

Во-вторых, в сопоставлении индивидуальных мнений по средне групповым особое внимание следует обратить на случаи значительных отклонений индивидуальных мнений от средне группового. Таких учащихся необходимо взять под особый контроль и попытаться в ходе индивидуальной беседы (но беседа не должна состоять из «лобовых» вопросов) установить причины расхождения их мнений о взаимоотношениях в классе с мнением класса в целом.

И это необходимо сделать как можно быстрее, так как расхождение индивидуального мнения с групповым представляет собой весьма вероятную «точку роста» межличностного конфликта в классе.

В целом, данные, полученные с помощью всех трех анкет, при их сопоставлении позволяют воспитателю и классному руководителю сделать вывод о психологическом климате в классе и могут послужить основой для разработки конкретных мер по его улучшению.

Приложение 3. Изучение уровня сформированности нравственных ценностей и предпочтений у учащихся 1-4 классов.

Методика «Пословицы»

Цель: определить уровень нравственной воспитанности и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 30 пословицами.

Каждому воспитаннику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.

1. а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;

б) стыд не дым, глаза не выест;

2. а) не хлебом единым жив человек;

б) хорошо тому живется, у кого денежка ведется;

3. а) кто хорошо живет, тот долго живет;

б) жизнь прожить – не поле перейти.

4. а) бояться несчастья и счастья не видать;

б) людское счастье, что вода в бредне;

5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;

б) береженного Бог бережет;

6. а) всяк сам своего счастья кузнец;

б) бьется как рыба об лед;

7. а) добрая слава лучше богатства;

б) выше головы не прыгнешь.

8. а) мир не без добрых людей;

б) на наш век дураков хватит;

9. а) что в людях живет, то и нас не минет;

б) никто мне не указ.

10. а) всякий за себя отвечает;

б) моя хата с краю, я ничего не знаю;

11. а) сам пропадай, а товарища выручай;

б) делай людям добро, да себе без беды;

12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;

б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь как вода;

13. а) ученье – свет, неученье – тьма;

б) много будешь знать, скоро состаришься;

14. а) без труда нет добра;

б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;

15. а) на что законы писать, если их не исполнять;

Б) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.

Обработка полученных данных. Текст методики содержит 15 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:

1) а – духовное отношение к жизни,

б – бездуховное отношение к жизни;

2) а– незначимость материального благополучия в жизни,

б – материально благополучная жизнь;

3) а– счастливая, хорошая жизнь,

б– трудная, сложная жизнь;

4) а – оптимистическое отношение к жизни,

б– пессимистическое отношение к жизни;

5) а – решительное отношение к жизни,

б– осторожное отношение к жизни;

6) а– самоопределение в жизни,

б – отсутствие самоопределения в жизни;

7) а– стремление к достижениям в жизни,

б – отсутствие стремления к достижениям в жизни;

8) а – хорошее отношение к людям,

б – плохое отношение к людям;

9) а– коллективистическое отношение к людям,

б – индивидуалистическое отношение к людям;

10) а – эгоцентрическое отношение к людям,

б – эгоистическое отношение к людям;

11) а– альтруистическое отношение к людям,

б – паритетное отношение к людям;

12) а – значимость дружбы,

б – незначимость дружбы;

13) а– значимость ученья,

б– незначимость ученья;

14) а – значимость труда,

б – незначимость труда;

15) а– значимость соблюдения законов,

б– незначимость соблюдения законов.

Подсчитывается сумма баллов отдельно по ответам «а» и отдельно по ответам «б».

Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» свидетельствуют об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» - об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», тем он ниже.

Методика «Прояви сочувствие»

Упал в лужу:

А. У тебя такой вид, что со смеху умереть можно!

Б. Ничего, бывает.

В. Быстрее беги, переодевайся, и продолжим игру.

2. Наказали за проступок:

А. Так тебе и надо!

Б. Забудь, все уже прошло.

В. Не расстраивайся, думаю, больше не будет повода тебя называть.

3. Потерял любимую вещь:

А. Не будешь бросать, где попало!

Б. Она все равно никуда не годилась.

В. Давай поищем вместе.

4. Испортилось настроение:

А. На твою кислую рожу смотреть противно!

Б. Не грусти, ведь все хорошо.

В. Ты хочешь побыть один, или, может, погуляем?

5. Что-то не получилось:

А. Сразу было понятно, что это занятие не для тебя.

Б. Ерунда, не стоило тратить время.

В. Может, попробуешь сделать что-нибудь другое?

Все компоненты «А» включают вариант отрицательного сопереживания (злорадство). Выбор такого высказывания оценивается в 0 баллов. Варианты высказывания под буквой «Б» отражают пассивное сопереживание, не основанное на понимании всей глубины чувств другого человека, выбор оценивается в 0,5 балла. Оптимальное проявление активного сопереживания показывают высказывания, помещенные под буквой «В» (1 балл).

Подсчитываем общую сумму баллов и приравниваем ее к оценке по 5-бальной шкале. Если сумма составляет 4-5 баллов, у данного школьника способность к сопереживанию проявляется на высоком уровне. Он правильно оценивает ситуацию. 3 балла отражают средний уровень развития этого необходимого в общении с людьми качества личности. Сочувствие такого рода нередко оказывается формальным, проблемы людей не вызывают активного эмоционального отклика. 1-2 балла свидетельствуют о низком уровне выполнения задания, о неспособности к сопереживанию – это говорит о необходимости своевременной коррекционной помощи.

Приложение 4. «Изучение уровня сформированности потребности в ЗОЖ учащихся 1-4 классов»

Методика «Оценка готовности к ЗОЖ»

1. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?

А) Мыло

Б) Мочалка

В) Зубная щётка

Г) Зубная паста

Д)Полотенце для рук

Е ) Полотенце для тела

Ж) Тапочки

З) Шампунь

2. На дверях столовой вывесили 2 расписания приёма пищи – одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание.

1 расписание (А) 2 расписание (Б)

Завтрак 8.00 9.00

Обед 13.00 15.00

Полдник 16.00 18.00

Ужин 19.00 21.00

3. Оля, Вера и Таня не могут решить – сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав. Отметь правильный ответ:

А) Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи.

Б) Зубы надо чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.

В) Зубы надо чистить утром и вечером.

4. Отметь, в каких случаях надо обязательно мыть руки:

А) После прогулки

Б) После посещения туалета

В) После того, как заправил постель

Г) После игры в баскетбол

Д) Перед посещением туалета

Е) Перед едой

Ж) Перед тем, как идёшь гулять

З) После игры с кошкой или собакой

5. Как часто ты принимаешь душ?

А) Каждый день

Б) 2-3 раза в неделю

В) 1 раз в неделю

6. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?

А) Положить палец в рот.

Б) Подставить палец под кран с холодной водой

В) Намазать палец йодом и накрыть чистой салфеткой

Г) Намазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой

КЛЮЧ К АНКЕТЕ

Вопрос № 1.

Мыло (0) Зубная щётка (2) Полотенце для рук (0) Тапочки (2)

Мочалка (2) Зубная паста (0) Полотенце для тела (2) Шампунь (0)

Показатель: Знание правил пользования средствами личной гигиены.

Вопрос № 2.

1 расписание (4) 2 расписание (0)

Показатель: Осведомлённость о правилах организации режима питания.

Вопрос № 3.

Оля, Вера и Таня не могут решить – сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав. Отметь правильный ответ:

- Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи (0)

- Зубы надо чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день (0)

- Зубы надо чистить утром и вечером (4)

Показатель: Осведомлённость о правилах личной гигиены.

Вопрос № 4.

Отметь, в каких случаях надо обязательно мыть руки:

После прогулки (2) Перед посещением туалета (0)

После посещения туалета (2) Перед едой (2)

После того, как заправил постель (0) Перед тем, как идёшь гулять (0)

После игры в баскетбол (2) После игры с кошкой или собакой (2)

Показатель: Осведомлённость о правилах личной гигиены.

Вопрос № 5.

Как часто ты принимаешь душ?

Каждый день (4) 2-3 раза в неделю (2) 1 раз в неделю (0)

Показатель: Осведомлённость о правилах личной гигиены.

Вопрос № 6.

Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?

- Положить палец в рот (0)

- Подставить палец под кран с холодной водой (0)

- Намазать рану йодом и накрыть чистой салфеткой (4)

- Намазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой (6)

Показатель: Осведомлённость о правилах оказания первой помощи.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:

30-36 – высокий уровень осведомлённости о требованиях ЗОЖ

24-29 – достаточная осведомлённость о требованиях ЗОЖ

18-23 – недостаточная осведомлённость о требованиях ЗОЖ

Меньше 18 – низкий уровень осведомлённости о требованиях ЗОЖ

Источники:

Григорьева Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.

Конаржевский Ю.А. «Технологии педагогического анализа учебно-воспитательного процесса», часть II, М., «Пед. поиск», 1997.

Воспитание детского коллектива. 4 класс: программа, родительские собрания, классные часы, коллективные творческие дела / авт.-сост.: Н. В. Киладзе, Е. И. Катаева. - Волгоград: Учитель, 2008. - 175 с.

Сайт Phttp://pandia.ru/text/78/268/48554.php andia.ru Уровень воспитанности

Сайт Gigabaza.ru Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников http://gigabaza.ru/doc/31745.html

Сайт Педпортал Библиотека материалов для работников школы: Диагностика сформированности и развития коллектива класса http://pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/diagnostika-sformirovannosti-i-razvitiya-kollektiva-klassa-727802


 

Опубликовано в группе «Клуб педагогов коррекционных школ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.