Конспект урока технологии в 8 классе на тему «Электроизмерительные приборы»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ГЕОРГИЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 ЛУТУГИНСКОГО РАЙОНА»
Конспект урока
по предмету «Технология»
8 класс
Тема: Электроизмерительные приборы.
Составил и провел урок
Васильченко В.И.
2020 г.
Урок № 16 Технология Васильченко В.И.
Тема урока: Электроизмерительные приборы.
Цели урока: познакомить обучающихся с электроизмерительными приборами, с условными обозначениями на их шкалах; познакомить со схемой подключения амперметра и вольтметра в электрическую цепь; формировать технологическую грамотность при определении стоимости израсходованной электроэнергии по показаниям домашнего электросчётчика; развивать кругозор, интерес к предмету; воспитывать дисциплинированность и аккуратность.
Задачи урока: научить обучающихся пользоваться домашним электросчётчиком.
Оборудование: амперметр, вольтметр, мультиметр, резистор, соединительные провода, выключатель (ключ), гальванометр.
Методы обучения: рассказ, фронтальный опрос, беседа, демонстрация наглядных пособий, лабораторно-практическая работа.
1.Организационный момент.
На данном этапе урока учитель организует деятельность обучающихся к эффективной работе. Обучающиеся должны приготовиться к занятию: у каждого на столе должны быть - рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности. Учитель сообщает цели и задачи урока.
2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Учитель производит фронтальный опрос с элементами беседы:
1.Что такое электрическое сопротивление? (Ответ: это свойство противодействия всей электрической цепи или отдельных её участков прохождению электрического тока).
2. В каких единицах измеряется электрическое сопротивление? В честь какого учёного она была названа? (Ответ: в СИ сопротивление измеряется в Омах (Ом); по имени немецкого учёного Георга Ома).
3.Что такое электрическое напряжение? В каких единицах оно измеряется и в честь какого учёного названа эта единица измерения? (Ответ: это отношение работы электрического поля по перемещению единичного заряда из одной точки поля в другую к этому заряду; в вольтах (В), в честь итальянского физика Алессандро Вольты).
4.Что такое мощность электрического тока? В каких единицах измеряется мощность? В честь какого учёного названа эта единица? (Ответ: это работа электрического тока за единицу времени; измеряется в ваттах (Вт); по имени английского изобретателя Джеймса Уатта).
5. Какие устройства защиты электрических цепей Вы знаете? (Ответ: например, плавкие предохранители, автоматические выключатели).
6. Как называется устройство, предназначенное для регулирования и ограничения тока в электрической цепи? (Ответ: реостат).
3. Изучение нового учебного материала.
Учитель сообщает тему урока (записывает её на доске): «Электроизмерительные приборы». Обучающиеся записывают тему в свои рабочие тетради.
Учитель: Измерение параметров элементов электрической цепи производится с помощью электроизмерительных приборов.
Здесь заканчивается текст первого слайда (Слайд 2).
Сила тока, протекающего через элемент электрической цепи, измеряется амперметром. Он включается в разрыв электрической цепи последовательно с нагрузкой.
Здесь заканчивается текст второго слайда (Слайд 3).
Напряжение измеряют вольтметром. Он включается параллельно нагрузке. [Л1]
Здесь заканчивается текст третьего слайда (Слайд 4).
Учитель: В цепях постоянного тока при включении измерительных приборов учитывают полярность источника тока и приборов. Для облегчения подключения измерительных приборов в электрическую цепь постоянного тока около их клемм указывается полярность (см. схему на рис. 1). При этом положительный электрод источника «+» всегда подключают к клемме «+» измерительного прибора, соответственно отрицательный электрод источника «-» - к клемме «-» измерительного прибора. [Л1]
Рис. 1. Схема подключения амперметра и вольтметра в электрическую цепь с резистором.
Далее учитель собирает электрическую цепь по схеме рисунка 1, обращая внимание обучающихся на полярность на клеммах приборов при подключении. Для наглядности можно использовать провода двух цветов, например, красный провод от приборов будет подключаться к «+» клемме источника питания, а синий провод от приборов – к «-». При замыкании ключа стрелки приборов отклоняться от нулевого положения и учителю необходимо объяснить обучающимся как считывать показания приборов. Для этого необходимо сначала, до замыкания ключа, определить цену деления каждого прибора, а затем умножить это значение на количество делений, на которое отклониться стрелка приборов.
Здесь заканчивается текст четвёртого слайда (Слайд 5).
Для определения величины и направления электрического тока в цепи существует прибор, который называется гальванометр.
Далее учитель может наглядно продемонстрировать этот прибор, если он имеется в наличии (например, в кабинете физики).
Здесь заканчивается текст пятого слайда (Слайд 6).
Для определения частоты переменного тока используют частотомеры.
Здесь заканчивается текст шестого слайда (Слайд 7).
Для визуального отображения характера изменения переменной величины (например, тока, напряжения и т.д.) и определения основных параметров сигнала (амплитуды, частоты, периода) в телевидении и радиотехнике широко применяются осциллографы.
Здесь заканчивается текст седьмого слайда (Слайд 8).
Электрический ток можно измерять, не разрывая цепь с помощью токовых клещей.
Здесь заканчивается текст восьмого слайда (Слайд 9).
Для измерения мощности электрического тока используют ваттметры.
Здесь заканчивается текст девятого слайда (Слайд 10).
Для измерения электрического сопротивления используют мегаомметры.
Но существуют также универсальные приборы, которые позволяют измерять и силу тока, и напряжение, и электрическое сопротивление, и ёмкость конденсаторов, и даже температуру и т.д. Их называют мультиметрами.
Здесь заканчивается текст десятого слайда (Слайд 11).
Они бывают стрелочными.
Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда (Слайд 12).
А в настоящее время широко применяются цифровые мультиметры.
Далее учитель демонстрирует обучающимся мультиметр, имеющийся в наличии, и рассказывает им о его возможностях измерения.
Далее можно провести физкультминутку с обучающимися, чтобы снять напряжение и усталость.
Со всеми рассмотренными и другими электроизмерительными приборами вы ознакомитесь подробно на уроках физики или в курсе «Электротехники» после окончания школы.
Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда (Слайд 13).
Однако в каждом доме имеется электроизмерительный прибор, который называется электросчётчик. С его помощью измеряется количество потребляемой энергии, единицей измерения которой является киловатт-час (кВт · ч). Энергия, потребляемая из сети, регистрируется счётным механизмом счётчика. [Л1]
Для определения расхода электроэнергии за некоторый промежуток времени, обычно за месяц, необходимо знать начальное и конечное показания счётчика. Разность конечного и начального показаний счётчика определяет количество израсходованной электроэнергии. Её стоимость вычисляется как произведение расхода электроэнергии на тариф на электроэнергию.
Тариф на электроэнергию – это стоимость 1 кВт · ч электроэнергии, которая устанавливается органами государственного регулирования тарифов. [Л1]
Учитель: Электрические параметры счётчика указываются на его щитке в застеклённом окошке корпуса: максимальное рабочее напряжение, сила тока, частота сети, в каких единицах измеряется электроэнергия.
Допустим, на щитке вашего домашнего электросчётчика приведены следующие параметры:
- максимальное напряжение 250 В;
- сила тока 10 А;
- частота электросети 50 Гц;
- 1 кВт · ч = 2500 оборотов диска.
По этим данным можно вычислить максимальную электрическую мощность приборов, которые можно подключить к этому счётчику:
P = IU = 10 A · 250 B = 2500 Вт.
Параметрами счётчика допускается увеличение этой мощности на 20% (в 1,2 раза), тогда максимально допустимая мощность нагрузки, которую можно к нему подключить, равна:
Рмакс = 1,2 · 2500 = 3000 Вт. [Л1]
4.Закрепление учебного материала.
Обучающиеся заранее (за неделю) получают следующее задание:
1. Сфотографировать под присмотром родителей щиток электросчётчика с текущими показаниями на нём;
2. Сделать тоже самое через сутки;
3. На следующий день постарайтесь не использовать без нужды электроприборы, в том числе лампы для освещения и тоже сделайте фото щитка электросчётчика.
4.Заранее (до этого занятия) отчитаться учителю о проделанной работе.
Фотографии можно распечатать как картинки на обычной бумаге для принтеров.
У каждого обучающегося на столе помимо материала с домашним заданием и канцелярских принадлежностей должна быть инструкция по выполнению лабораторно-практической работы №6 (приложение 2).
В ходе выполнения работы обучающимися учитель постоянно находится рядом с ними и контролирует правильность выполнения и соблюдение правил техники безопасности на уроке.
Подводятся итоги занятия; обучающиеся получают оценки за работу на уроке.
Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда (Слайд 14).
5.Задание на дом.
Найти в Интернете или книгах и журналах информацию об условных обозначениях на шкалах электроизмерительных приборов.
Список использованных печатных источников.
1.Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ [В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров и др.]. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Приложение 2.
Инструкция по выполнению лабораторно-практической работы №6.
Тема: Изучение домашнего электросчётчика в работе.
1.Определите по параметрам электросчётчика максимально допустимую мощность вашей квартирной электросети.
2.Используя показания счётчика, определите расход электроэнергии в вашей квартире за сутки. Вычислите её стоимость.
3.В течение следующих суток попробуйте найти пути энергосбережения: выключайте из сети приборы, которыми в данный момент не пользуетесь (стиральную машину, телевизор и др.), без нужды не оставляйте включённым свет.
4.Определите с помощью счётчика, сколько электроэнергии вам удалось сэкономить. Вычислите стоимость сбережённой таким образом электроэнергии за месяц. [Л1]