Элементы исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания (5–10 класс)
Тезисы к выступлению
Тема: «Элементы исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания»
Учитель истории и обществознания Караваева Е.В.
В настоящее время обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов для разрешения вопросов мотивации школьников к учению. Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного, результатом которого является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
Цель организации исследовательской деятельности - обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы.
Основные задачи:
1.Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать,
обобщать, классифицировать изучаемый материал.
2.Овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу
исследования.
3.Обучение формам представления основных результатов исследовательской
работы учащихся.
Основы организации исследовательской деятельности учащихся.
Организация исследовательского обучения должна быть реализована как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности. Изучение исторического материала происходит на основе документов и исторической литературы.
Урочная деятельность: исследовательские методы, проекты, творческие задания и др.
Внеурочная деятельность:
Формы проведения учебных занятий: лекция, практические занятия, лабораторные занятия, работа в архивах, библиотеках, работа в компьютерном классе.
При выборе методов исследования более приемлимым является теоретический вид исследования. Он необходим для того, чтобы факты, подвергшиеся отбору, классификации, анализу, сравнению, обобщению, объяснению и познанию причинно-следственных связей исторических явлений послужили подтверждением выдвинутых гипотез или опровержением.
Организовывая работу учащихся, мы исходим из того, что школьники должны иметь возможность не только получать знания по предмету, но и проявить себя, попробовать в различных видах деятельности.
Учащимся могут быть предложены следующие виды деятельности:
- изучение литературы по теме исследования;
- анализ научной информации;
- планирование исследования;
- проведения исследования;
- оформление и защита результатов исследования.
Такая деятельность позволяет развивать у учащихся исследовательские умения и навыки разного характера.
Уровни организации исследовательской деятельности
1.Первый уровень. Урочная деятельность.
На первом этапе исследовательская деятельность понимается как форма учебной работы. Здесь формируются основы исследовательской деятельности. В работу включены все ученики. Основной задачей организации исследовательской деятельности является
формирование умений и навыков, необходимых для критического осмысления исторического и обществоведческого материала.
Ведущие виды деятельности: изучение документов и исторической литературы; анализ научной информации. Прежде всего, учитель рекомендует детям список литературы, необходимой для изучения исторического и обществоведческого материала.
Выбранные виды деятельности способствуют формированию следующих умений и навыков:
- библиографирование литературы по теме исследования;
- умение цитировать, ссылаться на авторов изученных исторических источников;
-использование технических средств, для переработки информации.
1. Пример:
Урок истории в 5 классе, тема: «Что такое история. Ключи к познанию прошлого»
Учитель объясняет, что такое исторические источники, их виды, примеры.
Для закрепления изученного материала, ребятам предлагаю домашнее задание, какие виды исторических источников могут помочь в изучении истории вашей семьи. При наличии сохранившихся источников по своей родословной, определить их вид, дать краткую характеристику, желающим принести и показать и рассказать о них.
Данный вид деятельности помогает ребятам лучше запомнить, что такое исторические источники, их виды, что в дальнейшем помогает в исслед. деятельности, так как в исследовательской деятельности работа с историческими источниками одна из ключевых.
2. Пример:
Урок обществознания в 7 классе, тема: «Подростковый возраст и его особенности»,
В качестве домашнего задания ребятам предлагаю проанализировать деятельность подростков на основе СМИ. Ребята находят из местных газет (Парма-новости, Городская газета, Парма) информацию про подростков, анализируют ее, делают выводы. На уроке ученики выступают по своей найденной информации(источники, общая хар-ка статьи, автор, свой вывод). Далее мы обобщаем все полученные данные и приходим к выводу, что в СМИ больше приводятся факты: на 1 месте: правонарушений подростков,
2. Спортивные достижения подростков, 3. Творческая деятельность.
3. Пример:
Урок обществознания в форме семинара в 11 кл (баз. уровень), тема: «Экологическое право».
Прежде всего, ребятам рекомендуется список источников:
Декларация по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), Конституция РФ (ст. 42), Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
Федеральный закон «О недрах».
На основании этих и других источников, ребята готовятся к семинару и защищают свои доклады по теме. Данный пример иллюстрирует совершенствование навыков работы с нормативно - правовыми источниками.
2.Второй уровень. Внеурочная деятельность
Основные задачи организации исследовательской деятельности на втором уровне:
1.формирование умений и навыков, необходимых для ведения научно- исследовательской деятельности;
2.выявление учащихся, склонных к научной деятельности.
Ведущие виды деятельности: планирование исследования, проведение исследования, оформление и защита результатов исследования.
Перечисленные виды деятельности способствуют формированию следующих умений и навыков:
-постановка целей и задач исследования, разработка критериев их достижения;
-разработка и формулирование гипотезы исследования;
-планирование хода исследования;
-оценка практической эффективности исследования.
Исследовательская деятельность на этом этапе реализуется, главным образом, в рамках элективных курсов, кружков.
3.Третий уровень. Научно-исследовательская деятельность
На высшем уровне реализуются следующие задачи:
1.Совершенствование умений и навыков научно-исследовательской работы;
2.Подготовка выявленных учащихся для систематичной научно- исследовательской работы.
Ведущие виды деятельности: проведение исследования, защита результатов исследования.
Формируемые умения и навыки:
- обоснование выводов;
- защита перед аудиторией своих выводов;
- убедительное отстаивание своих идей;
- анализ выполненной работы.
Результат работы: участие в районных и краевых конкурсах и конференциях.
Считаю, что данный вид деятельности очень полезный для учащихся.