12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Караваева Екатерина Витальевна14

Тезисы к выступлению

Тема: «Элементы исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания»

Учитель истории и обществознания Караваева Е.В.

В настоящее время обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов для разрешения вопросов мотивации школьников к учению. Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика  по поиску решения неизвестного, результатом которого является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.    

Цель организации исследовательской деятельности  - обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы.

Основные задачи:

1.Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать,

обобщать, классифицировать изучаемый материал.

2.Овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу

исследования.

3.Обучение формам представления основных результатов  исследовательской

работы учащихся.

Основы организации исследовательской деятельности учащихся.

Организация исследовательского обучения должна быть реализована как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности. Изучение исторического материала происходит на основе документов и исторической литературы.

Урочная деятельность: исследовательские методы, проекты, творческие задания и др.

Внеурочная деятельность

Формы проведения учебных занятий: лекция, практические занятия, лабораторные  занятия, работа в архивах, библиотеках, работа в компьютерном классе.

При выборе методов исследования более приемлимым является    теоретический вид исследования. Он  необходим для того, чтобы факты, подвергшиеся отбору, классификации, анализу, сравнению, обобщению, объяснению и познанию причинно-следственных связей исторических явлений  послужили  подтверждением выдвинутых гипотез или опровержением.

Организовывая работу учащихся, мы исходим из того, что школьники должны  иметь возможность не только получать знания по предмету, но и проявить себя, попробовать в различных видах деятельности.

Учащимся могут быть предложены следующие виды деятельности:

изучение литературы по теме исследования;

- анализ научной информации;

- планирование исследования;

- проведения исследования;

- оформление и защита результатов исследования.

Такая деятельность позволяет развивать у учащихся  исследовательские умения и навыки разного характера.

Уровни организации исследовательской деятельности

1.Первый уровень. Урочная деятельность.

На первом этапе исследовательская деятельность понимается как форма учебной работы. Здесь формируются основы исследовательской деятельности. В работу включены все ученики. Основной задачей организации исследовательской деятельности является

формирование   умений и навыков, необходимых для критического осмысления исторического и обществоведческого материала.

Ведущие виды деятельности: изучение документов и исторической литературы; анализ научной информации. Прежде всего, учитель рекомендует детям список литературы, необходимой для изучения исторического и обществоведческого материала. 

Выбранные виды деятельности способствуют формированию  следующих умений и навыков:

- библиографирование литературы по теме исследования;

- умение цитировать, ссылаться на авторов изученных исторических источников;

-использование технических средств,  для переработки информации.

1. Пример:

Урок истории в 5 классе, тема: «Что такое история. Ключи к познанию прошлого»

Учитель объясняет, что такое исторические источники, их виды, примеры.

Для закрепления изученного материала, ребятам предлагаю домашнее задание, какие виды исторических источников могут помочь в изучении истории вашей семьи. При наличии сохранившихся источников по своей родословной, определить их вид, дать краткую характеристику, желающим принести и показать и рассказать о них.

Данный вид деятельности помогает ребятам лучше запомнить, что такое исторические источники, их виды, что в дальнейшем помогает в исслед. деятельности, так как в исследовательской деятельности работа с историческими источниками одна из ключевых.

2. Пример:

Урок обществознания в 7 классе, тема: «Подростковый возраст и его особенности»,

В качестве домашнего задания ребятам предлагаю проанализировать деятельность подростков на основе СМИ. Ребята находят из местных газет (Парма-новости, Городская газета, Парма) информацию про подростков, анализируют ее, делают выводы. На уроке ученики выступают по своей найденной информации(источники, общая хар-ка статьи, автор, свой вывод). Далее мы обобщаем все полученные данные и приходим к выводу, что в СМИ больше приводятся факты: на 1 месте: правонарушений подростков,

2. Спортивные достижения подростков, 3. Творческая деятельность.

3. Пример:

Урок обществознания в форме семинара в 11 кл (баз. уровень), тема: «Экологическое право».

Прежде всего, ребятам рекомендуется список источников:

Декларация по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), Конституция РФ (ст. 42), Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

Федеральный закон «О недрах».

На основании этих и других источников, ребята готовятся к семинару и защищают свои доклады по теме. Данный пример иллюстрирует совершенствование навыков работы с нормативно - правовыми источниками.

2.Второй уровень. Внеурочная деятельность

Основные задачи организации исследовательской деятельности на втором уровне:

1.формирование умений и навыков, необходимых для ведения научно- исследовательской  деятельности;

2.выявление учащихся, склонных к научной деятельности.

Ведущие виды деятельности: планирование исследования, проведение исследования, оформление и защита результатов исследования.

Перечисленные виды деятельности способствуют формированию  следующих умений и навыков:

-постановка целей и задач исследования, разработка критериев их достижения;

-разработка и  формулирование гипотезы исследования;

-планирование хода исследования;

-оценка практической эффективности исследования.

Исследовательская деятельность на этом этапе реализуется, главным образом, в рамках элективных курсов, кружков.

3.Третий уровень. Научно-исследовательская деятельность

На высшем уровне реализуются следующие задачи:

1.Совершенствование умений и навыков научно-исследовательской работы;

2.Подготовка выявленных учащихся для систематичной научно- исследовательской работы.

Ведущие виды деятельности: проведение исследования, защита результатов исследования.

Формируемые умения и навыки:

- обоснование выводов;

- защита перед аудиторией своих выводов;

- убедительное отстаивание своих идей;

- анализ выполненной работы.

Результат работы: участие в районных и краевых конкурсах и конференциях.       

Считаю, что данный вид деятельности очень полезный для учащихся.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.