Статья «Нетрадиционные методы обучения иностранному языку в условиях современного образовательного процесса»

2
0
Материал опубликован 30 May 2022 в группе

Нетрадиционные методы обучения иностранному языку в условиях современного образовательного процесса

Челышева Ю.Н., учитель английского языка, МБОУ «Абрамовская СШ им. А.И.Плотникова», Арзамасский район, Нижегородской области



Различные УМК, рекомендованные к реализации в общеобразовательной школе, предполагают вариативность применяемых приёмов, методов и технологий, однако служат общей цели – формированию основ основных компетенций обучающихся в том числе функциональной грамотности, которая характеризуется «способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе преимущественно прикладных знаний», и, как следствие – достижению образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.

Для решения этих задач нами были проанализированы возможности программного материала по английскому языку Rainbow English (автор Афанасьева О.В., Михеева И.В.

На этапе начального общего образования нами используются мини-ролевые игры и элементы театральных постановок, например, при изучении темы «Продукты» (4 класс). В этой же теме можно создавать интерактивные игры для изучения неисчисляемых и исчисляемых существительных - своеобразный аналог мультипликационного фильма «Ну, погоди». В 3 классе при изучении темы Present Simple обучающиеся создают пазлы, которые позволяют отработать структуру предоложений различного типа – утвердительных, вопросительных и отрицательных.

Так, в 5-6 классах работа с текстом носит в основном репродуктивный характер, обучающиеся выполняют задания по поиску ответов на вопросы, определение верности или ошибочности суждений, заполняют пропуски подходящими словами, устанавливают верную логическую/хронологическую последовательность событий, делят тексты на абзацы - работая в группах/парах/индивидуально, выделяют микротемы. Данные педагогические приемы используются практически на каждом уроке и, как правило, не вызывают значительных затруднений у большинства обучающихся. Текстовые материалы на различные стратегии чтения (ознакомительное, поисковое, просмотровое) представлены как в учебнике, так и в рабочих тетрадях, а также в собственных методических разработках и контрольно-измерительных материалах для проведения текущего и тематического контроля. Здесь вполне уместно использовать приемы геймификации в изучении программного материала, в том числе и при активном использовании ИКТ. Например, для изучения времени Past Simple обучающиеся через применение лото знакомятся с различными неправильными глаголами. В 7-9 классах появляется возможность использования заданий на установление причинно-следственных связей и формирования оценочного отношения к событиям и личностям, описанным в конкретном тексте. Для этого мы используем прием «ромашка/кубик Блума», разработанный автором для устной работы после прочтения текста. В соответствии с классификацией вопросов Бенджамина Блума, используются простые вопросы, которые направлены на выявление ключевых фактов, личностей сыгравших определённую роль в прошлом, и оценочные вопросы, отвечая на которые учащийся, проанализировав содержание документа или отрывка, устанавливает причинно-следственные связи ключевых событий. На каждой стороне кубика, написана форма вопроса: «Почему?», «Когда?», «Как?», «Где?», «Предположи?», «Покажи?». Конкретным примером может служить работа с текстом «Исаак Ньютон» на уроке английского языка в 8 классе по теме «Выдающиеся люди». Ученики составили 6 вопросов на английском языке и предложили ответы на них. Примерный перечень учебных заданий: Кто и где родился в 1642 году? Где используются открытия Ньютона? Правильно ли я понял(а), что Исаак Ньютон – величайший ученый? Если я правильно понял(а), яблоко падает перпендикулярно земле? Как бы развивалась наука без открытий Ньютона? Почему открытия Ньютона так важны? Этот прием учит не только воспринимать информацию, но и преобразовывать ее, а также давать собственную характеристику описываемым фактам. Как правило, именно оценочные вопросы вызывают непосредственный интерес обучающихся, кроме того, они позволяют формировать активную жизненную позицию.

Становлению устойчивого познавательного интереса, наряду с достижением предметных результатов, способствует также проведение междисциплинарных мини-викторин. Широкие возможности для этого дают разделы в курсе 8 класса «Весь мир знает их» (английский язык) и «Россия во второй половине XVIII века» (история). Например, работа с текстом по теме «Екатерина Великая» позволяет не только освоить текущий программный материал на английском языке, но и актуализировать уже изученный ранее на уроках истории. Соревновательный момент между учебными группами переменного или постоянного состава также способствует формированию устойчивого познавательного интереса. Обучающиеся с удовольствием сами включаются в разработку познавательных заданий.

В старших классах спектр методического инструментария по работе с текстом дополняется такими приемами как составление плана текста с использованием различных графических техник (схем fishbone, ментальных карт, кластеров и т.д.), а также работой с внетекстовыми компонентами (таблицами, диаграммами, рисунками, картографическими материалами), проведением дискуссий, создание виртуальных плакатов. При изучении темы «Диалог-обмен мнениями «Любимые фильмы» обучающиеся 8 класса строят свои вопросы, используя статистические данные о жанровых предпочтениях в сфере киноиндустрии среди мужчин и женщин. В помощь обучающимся авторами учебника предложены фразы-клише оценочного и интерпретирующего характера (учебная задача может быть сформулирована следующим образом - Men and women have different tastes in films. Look at the diagram and comment on it using the phrases from the box. I understand from the chart that… I’m surprised to see that… I find it interesting that… It’s difficult to believe that… I quite agree that…).

Такие формы заданий наиболее целесообразно применять на уроках обобщения и систематизации материала, а также при выполнении проектных заданий. Они в значительной мере отличаются от традиционных методов, которые использовали наши учителя в школе, по которым мы обучались в вузах и который лежит в основе всех полученных нами знаний в отношении языка. Однако, помимо традиционного метода, существует и ряд нестандартных методик обучения языку, эффективность которых во многом зависит от поставленной цели, заинтересованности учащегося, практики и регулярности использования полученных навыков. И даже самый сложный материал может быть представлен в необычной форме, которая позволит не только повысить степень его усвоения, но также будет формировать устойчивый познавательный интерес обучающихся к изучению английского языка.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации