Министерство общего и профессионального образования РО
НОВОШАХТИНСКИЙ ФИЛИАЛ
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области
«ШАХТИНСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ им. ак. Степанова П.И.»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
для специальности 13.02.03 Электрические станции сети и системы
НОВОШАХТИНСК – 2018
РАССМОТРЕНА на заседании ЦМК горных и электромеханических дисциплин Протокол № 1 от «__» августа 2018 г. Председатель ЦМК горных и электромеханических дисциплин ___________Е.И. Черкасская | УТВЕРЖДАЮ: Зам. руководителя по УР ____________Н.И. Пищулина «__» августа 2018 г. | | |
| | | |
Разработал: Марьясова И.Е _________ | преподаватель НФ ГБПОУ РО «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.» | | |
Рецензент: Черкасская Е.И. _________ | преподаватель НФ ГБПОУ РО «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.» | | |
Рецензент: _________ | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | |
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО)
13.02.03 Электрические станции, сети и системы
13.00.00 Электро- и теплоэнергетика
Организация-разработчик: Новошахтинский филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Степанов П.И.»
Разработчик:
Марьясова И.Е. - преподаватель Новошахтинского филиала Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.»____________________________________
1. | Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины | 5 |
2. | Структура и содержание учебной дисциплины | 8 |
3. | Тематический план и содержание учебной дисциплины | 9 |
4. | Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 12 |
5. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 20 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ».
1.1 Место дисциплины в структуре ППССЗ:
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является обязательной частью математического и общего естественнонаучного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» наряду с учебными дисциплинами математического и общего естественнонаучного цикла обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК10.Пользоваться профессионально документацией на государственном и иностранных языках.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.1. Проводить техническое обслуживание электрооборудования.
ПК 1.5. Оформлять техническую документацию по обслуживанию электрооборудования.
ПК 2.1. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования.
ПК 3.1. Контролировать и регулировать параметры производства электроэнергии
ПК 3.2. Контролировать и регулировать параметры передачи электроэнергии.
ПК 3.3. Контролировать распределение электроэнергии и управлять им.
ПК 5.2. Проводить инструктажи и осуществлять допуск персонала к работам.
ПК 5.3. Контролировать состояние рабочих мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда.
ПК 5.4. Контролировать выполнение требований пожарной безопасности.
ПК 6.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание сложного электрооборудования электрических станций, сетей и систем.
ПК 6.3. Осуществлять испытания нового сложного электрооборудования электрических станций, сетей и систем.
ПК 6.4. Вести отчетную документацию по испытаниям нового сложного электрооборудования электрических станций, сетей и систем.
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются компетенции
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 1 – 7, ОК 09-10 | анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности, причины возникновения экологических аварий и катастроф; выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; определять экологическую пригодность выпускаемой продукции | видов и классификации природных ресурсов, условий устойчивого состояния экосистем задач охраны окружающей среды, природоресурсного потенциала и охраняемые природные территории Российской Федерации; основных источников и масштабов образования отходов производства основных источников техногенного воздействия на окружающую среду, способов предотвращения и улавливания выбросов, методов очистки промышленных сточных вод, принципов работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств принципов и методов рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования |
ПК1.1, ПК 1.5, ПК 2.1, ПК 3.1 – 3.3, ПК 5.2 – 5.4, ПК 6.2-6.4 | оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте | правовых основ, правил и норм природопользования и экологической безопасности; принципов и правил международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды |
1.3 Количество часов на освоение программы дисциплины
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 66 часов, в том числе:
Обязательной аудиторной нагрузки обучающегося– 42 часов;
Практических занятий-20 часов
Самостоятельной работы обучающегося – 2 часов
Консультаций – 0 часов;
Промежуточная аттестация – 2 часа
1.4. Распределение часов вариативной части
С целью формирования навыков экологической культуры будущего специалиста в области профессиональной деятельности введена в учебный план дисциплина «Экологические основы природопользования»
Объем часов вариативной части составляет 18 часов
.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 66 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 42 |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 20 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) | - |
контрольная работа | - |
Самостоятельная аудиторная работа: Для овладения знаниями: чтение материала (дополнительной литературы, ресурсов Интернет); составление опорного конспекта Для закрепления и систематизации знаний: ответы на контрольные вопросы; работа с правовыми актами подготовка тезисов сообщений к выступлению; подготовка рефератов, докладов; Для формирования умений: составление электронной презентации; работа со справочниками, нормативными документами. | 2 |
Промежуточная аттестация в форме зачёта 2 (дифференцированного) |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1.Основы охраны окружающей среды | 56 | ОК 02, 04, 07, 09 ПК 2.2, 3.1, 4.1 , 4.3 ОК 01-ОК 07, ОК09- ОК10, ПК 1.1, ПК 1.5, ПК2.1,ПК 3.1 -ПК 3.3, ПК 5.2- ПК 5.4, ПК 6.2 – ПК-6.4 | |
Тема 1.1. Теоретические основы охраны окружающей среды | Содержание учебного материала | 6 | |
Задачи охраны окружающей среды. Природоресурсный потенциал. | 2 2 2 | ||
Экологические факторы. | |||
Глобальные проблемы человечества. | |||
Тема 1.2. Природные ресурсы | Содержание учебного материала | 8 | |
Виды и классификация природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем. | 2 2 2 | ||
Альтернативные источники энергии. | |||
6. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. | |||
В том числе практические занятия | 2 | ||
Практическая работа №1 «Применение методики подсчета срока исчерпания невозобновимых ресурсов» | 2 | ||
Тема 1.3. Загрязнение и методы снижения загрязнения окружающей среды отходами производства | Содержание учебного материала | 22 | |
Основные источники и масштабы образования отходов производства. | 2 2 2 2 2 2 | ||
Источники техногенного воздействие на окружающую среду. | |||
Нормирование качества окружающей природной среды. | |||
Способы предотвращения и улавливания выбросов в атмосферный воздух. | |||
Методы очистки промышленных сточных вод. | |||
Экологический кризис. Понятие, причины, признаки. | |||
В том числе практические занятия | 10 | ||
Практическая работа №2 «Расчёт рассеивания вредного вещества от одиночного точечного источника» | 2 2 2 2 2 | ||
Практическая работа№3 «Расчёт расстояния до границы санитарно-защитной зоны (СЗЗ)» | |||
Практическая работа № 4 «Определение загрязнения наземных экосистем методами биоиндикации» | |||
Практическая работа №5 «Анализ и прогноз экологических последствий различных видов производств» | |||
Практическая работа №6 «Анализ причин и последствий экологических аварий и катастроф» | |||
Тема 1.4. Рациональное природопользование | Содержание учебного материала | 18 | ОК 02, 04, 07, 09 ПК 2.2, 3.1, 4.1 , 4.3 ОК 01-ОК 07, ОК09- ОК10, ПК 1.1, ПК 1.5, ПК2.1,ПК 3.1 -ПК 3.3, ПК 5.2- ПК 5.4, ПК 6.2 – ПК-6.4 |
Принципы и методы рационального природопользования. | 2 2 2 2 2 | ||
Рациональное использование водных ресурсов, недр, земельных ресурсов. | |||
Рациональное использование растительного и животного мира. | |||
Принципы и методы экологического контроля и экологического регулирования. | |||
Мониторинг окружающей среды. | |||
В том числе практические занятия | 8 | ||
Практическая работа №7 «Контроль качества воздуха производственного помещения» | 2 2 2 2 | ||
Практическая работа №8 «Контроль шумовых характеристик на производстве и выбор методов и средств защиты населения от шума» | |||
Практическая работа№9 «Оценка профессиональных рисков и рисков для здоровья населения» | |||
Практическая работа №10 «Санитарно – гигиеническая оценка рабочего места и учебного помещения» | |||
Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования | 8 | ОК 02, 04, 07, 09 ПК 2.2, 3.1, 4.1 , 4.3 ОК 01-ОК 07, ОК09- ОК10, ПК 1.1, ПК 1.5, ПК2.1,ПК 3.1 -ПК 3.3, ПК 5.2- ПК 5.4, ПК 6.2 – ПК-6.4 | |
Тема 2.1. Правовые вопросы природопользования и экологической безопасности | Содержание учебного материала | 6 | |
История Российского природоохранного законодательства | 2 2 2 | ||
Юридическая экологическая ответственность предприятий. | |||
Плата за пользование недрами. Понятие об экологической оценке производств и предприятий. | |||
Тема 2.2. Международное сотрудничество | Содержание учебного материала | 2 | |
Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. | 2 | ||
Промежуточная аттестация | 2 | ||
Самостоятельная работа | 2 | ||
Всего: | 42+20+2+2=66 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Экологические основы природопользования», оснащенный оборудованием и техническими средствами обучения: рабочий стол преподавателя, методические указания для выполнения практических работ, комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования», образцы материалов.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный комплекс.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Константинов, В.М., Челидзе, Ю.Б. Экологические основы природопользования. Текст: учебник для учреждений сред. проф. образования / В.М.Константинов, Ю.Б.Челидзе. - 14-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия" , 2013. - 240с. ISBN 978-5-4468-008-7
2. Гальперин, М.В. Экологические основы природопользования. – М.; ИД «ОРУМ» - ИНФРА – М, 2014г.
3. Денисов В.В.Экологические основы природопользования. 2014г.
Хван, Т. А. Экологические основы природопользования : учебник для СПО / Т. А. Хван, М. В. Шинкина. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 319 с. — (Профессиональное образование).
4. Блинов, Л. Н. Экология : учебное пособие для СПО / Л. Н. Блинов, В. В. Полякова, А. В. Семенча ; под общ. ред. Л. Н. Блинова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 209 с. — (Профессиональное образование).
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Каталог экологических сайтов, освещающих проблемы, связанные с экологией. Информация об экологии Режим доступа: http://ecoportal.su/katal.php
2. Материалы по экологии для учащихся, специалистов и интересующихся экологией. Режим доступа : http://ecokub.ru/.
3. Библиотека факультета экологии Международного Независимого Эколого- п Политологического Университета (МНЭПУ): Электронный ресурс - Режим доступа: http ://www.eco-mnepu.narod.ru/bib.htm
4. Экология производства. Научно-практический журнал: Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.ecoindustry.ru/
5. Портал Министерства природных ресурсов и экологии Российской
Федерации. - URL: http://www.mnr.gov.ru.
3.2.3. Дополнительные источники
1.Гальперин, М.В. Экологические основы природопользования Текст: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования .- М.: ФОРУМ , 2008.-255с.
2. Константинов, В.М. , Челидзе Ю. Б. Экологически е основы природопользования Текст: учеб. пособие учеб. пособие : Допущено Минобразованием России.- 8-е изд., 2009.- 208 с.
3. Астахов, А. С., Диколенко Е. Я. и др. Экологическая безопасность и эффективность природопользования. – М.: Горная Книга, Изд-во МГУ, 2009. – 323 с.
4. Дрогомирецкий, И. И., Кантор Е. Л. Охрана окружающей среды: экономика и управление. – Ростов н/Д: МарТФеникс, 2010. – 393 с.
5. Страхова, Н. А., Омельченко Е. В. Экология и природопользование Текст: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 253 с.
6. Гурова, Т. Ф. Основы экологии и рационального природопользования : учебник и практикум для СПО / Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 223 с. — (Профессиональное образование).
7. Волков, А. М. Основы экологического права : учебник и практикум для СПО / А. М. Волков, Е. А. Лютягина ; под общ. ред. А. М. Волкова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 325 с. — (Профессиональное образование).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: виды и классификация природных ресурсов, условий устойчивого состояния экосистем | соответствие выполнения работы предъявляемым требованиям оформления; точность оценки состояния экологической безопасности; грамотность структурирования информации | тестирование; контроль выполнения индивидуальных заданий, самостоятельной работы; устный индивидуальный и фронтальный опрос |
задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации; основные источники и масштабы образования отходов производства | точность определения проблемы и возможного риска; целесообразность применения принципов мониторинга окружающей среды | тестирование; устный и письменный опрос; контроль выполнения самостоятельной работы; контроль деятельности студентов на практическом занятии |
основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств | рациональность использования информации о цели задачах природоохранных органов управления и надзора | тестирование; устный и письменный опрос; контроль деятельности студентов на практическом занятии |
принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования | рациональность использования информации о принципах рационального природопользования | тестирование; контроль деятельности студентов на практическом занятии |
правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности; принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды | рациональность использования информации о нормативных основах природопользования, международном природоохранном движении | тестирование; контроль выполнения самостоятельной работы |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: | точность определения проблемы и возможного риска; аргументированность высказываний | контроль деятельности студентов на практическом занятии; контроль выполнения самостоятельной работы |
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности | ||
анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф | точность определения проблемы и возможного риска; аргументированность высказываний | контроль выполнения самостоятельной работы; контроль деятельности студентов на практическом занятии |
выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов | рациональность использования информации о путях и средствах утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов | контроль выполнения самостоятельной работы; контроль деятельности студентов на практическом занятии; устный опрос |
определять экологическую пригодность выпускаемой продукции | рациональность использования экологической информации; точность определения проблемы и возможного риска
| контроль выполнения самостоятельной работы; устный опрос; контроль деятельности студентов на практическом занятии |
оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте | рациональность использования экологической информации; точность определения проблемы и возможного риска | устный опрос; контроль деятельности студентов на практическом занятии |
ОТЗЫВ
на рабочую программу учебной дисциплины «дисциплине «Экологические основы природопользования» для специальности 13.02.03 Электрические станции сети и системы, выполненную преподавателем Новошахтинского филиала государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.» Марьясовой И.Е.
Программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, по специальности 13.02.03 Электрические станции сети и системы.
Программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» содержит следующие элементы:
- титульный лист, отражающий рассмотрение и утверждение рабочей программы
- паспорт (область применения программы, место дисциплины в программы подготовки специалистов среднего звена, цели и задачи, объем учебной дисциплины);
- тематический план и содержание учебной дисциплины,
- условия реализации программы (требования к материально-техническому обеспечению, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет- ресурсов, дополнительной литературы);
- контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
Содержание рабочей программы учебной дисциплины обеспечивает приобретение знаний и умений, а также формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС по специальности 13.02.03 Электрические станции сети и системы.
В каждом разделе разработана тематика, виды и формы самостоятельной работы. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы содержит литературу, не старше 5 лет с момента издания.
Определены требования к материально-техническому обеспечению программы.
В разделе «Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины» разработана система контроля овладениями знаниями, умениями, общими и профессиональными компетенциями по каждому разделу программы. Тематика и формы контроля соответствуют целям и задачам учебной дисциплины.
Четко сформулированная цель программы и структура находятся в логическом соответствии.
Рабочая программа может быть рекомендована для обеспечения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.03 Электрические станции сети и системы.
Рецензент: Черкасская Е.И. _________ | преподаватель НФ ГБПОУ РО «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.» |
ОТЗЫВ
на рабочую программу по учебной дисциплине «Экологические основы природопользования» для специальности 13.02.03 Электрические станции сети и системы (углубленная подготовка), разработанную преподавателем НФ ГБПОУ РО «ШРКТЭ» Марьясовой И.Е.
Рабочая программа по учебной дисциплине «Экологические основы природопользования» предназначена для специальности 13.02.03 Электрические станции сети и системы.
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом к подготовке выпускников специальности 13.02.03 Электрические станции сети и системы.
Содержание рабочей программы полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту по специальности 13.02.03 Электрические станции сети и системы для дисциплины «Экологические основы природопользования».
В рабочей программе подробно изложено содержание и наименование разделов и тем, количество часов, отведенных на их изучение.
Разработанные требования к знаниям, умениям и навыкам способствуют формированию общих компетенций.
В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Особое внимание в программе уделяется формированию у обучающихся интереса к профессии, навыков самостоятельного изучения учебного материала и работы со справочной литературой
Данная рабочая программа может использоваться в учебном процессе.
4