Если добрый ты
Классный час «Если добрый ты»
Пояснительная записка.
Актуальность темы классного часа для первоклассников в период адаптации заключается в том, что она направлена на нравственное воспитание и формирование понимания значимости доброго отношения к окружающим. Ведь умения общаться, быть отзывчивым, правильно строить свое суждение являются ключевыми составляющими коммуникативной компетенции, что очень важно в этот период. Классный час проводится 13 ноября - в Международный день доброты.
Запланированное мероприятие реализует нравственно-духовное направление через модуль «Классное руководство» рабочей программы воспитания. Данный классный час является плановым мероприятием при реализации воспитательной работы.
Материал мероприятия был подобран с учетом возрастных особенностей обучающихся 1 класса.
Целевая аудитория – 1-2 классы
Цель - расширить представления учащихся о понятиях «добро» и «доброта», акцентируя внимание на проявлениях доброты как качества человека в повседневной жизни.
Задачи:
* познакомить детей с понятием «добро» «доброта»;
* развивать умение анализировать свои поступки и поступки других людей;
* воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту к окружающим;
* способствовать сплочению детского коллектива, развивать коммуникативные навыки, создать хорошее настроение.
При проведении классного часа используется игровая технология. Для повышения учебной мотивации, интереса к практической деятельности ученики путешествуют по стране Добра и открывают секреты доброты. Это позволяет разнообразить виды деятельности и избежать утомляемости учащихся.
Классный час состоит из нескольких взаимосвязанных этапов. Целью первого - создание атмосферы доброжелательного настроя и погружение в тему мероприятия. Упражнение «Улыбка», которое проводится под звучание песни «Дорогою добра», вызывает у ребят положительные эмоции. На втором этапе используется технология проблемно-диалогического обучения: в ходе дискуссии задаётся проблемный вопрос – Одинаковые ли понятия «добро» и «доброта»? С помощью словаря ученики выявляют различия.
Для учеников очень важен авторитет и мнение родителей. С целью привлечения родителей к активному участию в образовательном процессе, на классном часе применяется одна из новых активных форм взаимодействия – «Интервью». В видеосюжете родители делятся своим мнением по данной теме, что позволяет им ощущать личную причастность к педагогическому процессу и принимать на себя часть ответственности за его успех.
Используется и групповая работа, в ходе которой дети учатся взаимопониманию, вежливому отношению друг к другу, умению договариваться, когда приклеивают лучики к солнцу. Применяя материалы Всероссийского образовательного проекта «Киноуроки в школах России», учащимся предлагается посмотреть короткометражный фильм «Новогодний подарок» режиссера Елены Дубровской. Этот фильм помогает детям наглядно увидеть, как можно проявлять доброту в повседневной жизни. В ходе анализа фильма ребята приходят к выводу, что добрый поступок может стать большим подарком.
После просмотра и обсуждения проводится упражнение «Магическая свечка» на саморефлексию. Учащиеся, проявляя свою фантазию, рассказывают, какие бы они сделали добрые поступки.
Для подведения итога ребятам предлагается собрать слово из карточек, которые они собрали, а на обратной стороне прочитать совет от родителей.
Дети включены в серию заданий, которые объединены общей целью, что обеспечивает логическую целостность классного часа.
Основная часть. Подготовка к воспитательному мероприятию: Для подготовки необходимо изучить интернет-ресурсы, составить план, изготовить необходимое оборудование: тема классного часа «ЕСЛИ ДОБРЫЙ ТЫ…», напечатанная на листах бумаги; пять закрытых сердец, сделанных из бумаги, на первом из них написано: «Секрет №1», на втором - «Секрет №2» и т. д. Всего сердец пять, внутри каждого из них записано основная мысль каждого этапа классного часа или станции; лучики, на которых напечатаны добрые и плохие качества человека, серединки солнышек. Взять интервью у родителей «Что такое добро, доброта, в чем заключаются добрые поступки?». Подготовить музыку о доброте.
Оборудование: презентация с иллюстрациями по теме, аудиозапись песни о доброте, шаблон солнца и лучики с надписями качеств человека, проектор, компьютер, свечка, карточки с буквами, словарь И.С.Ожегова
Классный час «Если добрый ты»
Х од классного часа:
1. Позитивный настрой. Упражнение «Улыбка»
Создание доброжелательной атмосферы.
Звучит песня «Дорогою добра».
Дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу и проговаривают слова:
Я держу в ладошках Солнце!
Я дарю его друзьям!
Улыбнитесь – это ж просто.
Лучик Солнца – это Вам!
2. Объявление темы и задач занятия.
- Сегодня мы с вами будем говорить о доброте, выясним ее значение в жизни человека.
3.Работа над темой
Работа со словарем.
- Ребята, а «добро» и «доброта» это одно и то же? (ответы учащихся)
- Сейчас мы узнаем об этом в толковом словаре.
Учитель читает детям о том, что такое «добро, доброта», объясняет, что такое «добрые поступки»
Добро— что-то хорошее, полезное, нужное, антоним ко слову «зло»;
Доброта — это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
4. Основная часть (прохождение станций)
- Предлагаю вам путешествие в страну «Добра», где мы узнаем секреты доброты.
Дети проходят несколько станций, каждая из которых посвящена определённому аспекту доброты. На каждой станции дети выполняют задания, связанные с добрыми поступками и получают карточку с буквой.
1 секрет «Мои добрые дела» (получают карточку «О»)
- Расскажите, какие добрые поступки вы совершали. (высказывания ребят)
2 секрет «Советы от родителей»(получают карточку «О»)
- Послушайте, а что думают ваши родители о доброте.
Интервью родителей «Что такое добро, доброта, в чем заключаются добрые поступки?» видеосюжет.
3 секрет «Качества доброго человека»(получают карточку «Б»)
Упражнение «Солнце доброты». Работа в группах.
- Давайте зажжем «Солнце доброты». Для этого выберите лучики, присущие хорошему человеку. (выбирают и наклеивают на шаблон с солнышком)
-Отзывчивый, милосердный, чуткий, доброжелательный, гуманный, внимательный, заботливый
4 секрет «Настоящий подарок» (получают карточку «Р»)
Просмотр фильма«Новогодний подарок»
- Ребята, скажите, пожалуйста, как вы считаете: что такое дар?
- Просто ли это подарок?
- Или это что-то более важное?
Подарки бывают разные. Это может быть вещь, это может быть состояние и
настроение. Но мы очень любим, когда нам что-нибудь дарят. И многие праздники для нас
ценны тем, что мы ждём связанных с ними подарков. Можете попробовать назвать эти
праздники? (ответы детей)
- Таков Новый год. Новый год даже, пожалуй, более,чем какой-нибудь другой праздник, связан для нас с ощущением подарка. Вот и эта история происходит в новогодние дни. Маленький подарок, который вершит большие дела. Пожелание, которое способно изменить жизнь. Познакомимся же с этой историей.
После просмотра, дети обсуждают – какой может быть подарок.
Так что подарок — это не только ценная, оригинальная и полезная вещь. Подарок
— это еще и знак уважения, способ выразить чувства и отношение к человеку, проявить
внимание и разделить с ним радость по поводу знаменательного события, праздника.
Способ одарить его нашими чувствами, нашей силой.
- А что такое настоящий подарок – по версии нашей маленькой феи, Марьяны?
Оказывается, настоящий подарок – это подарок, когда желают добра для других. «Что-то очень доброе и для кого-то другого»…Бескорыстного, неподдельного добра. Здоровья или чего-то очень, очень хорошего… Иименно этот подарок – настоящий.
-Как этот подарок повлиял на главного героя?
- Откуда мы можем это понять?
В ходе анализа фильма ребята приходят к выводу, что добрый поступок может стать большим подарком.
5 секрет «Добро творит чудеса» (получают карточку «Д»)
Упражнение «Магическая свеча».
-В народе говорят: «Добро творит чудеса». Зажжем свечу и представим, что она магическая, и отныне все, кто возьмет ее в руки, превращаются в волшебника. Включите свою фантазию, представьте, что каждый из вас стал добрым волшебником. Чтобы вы сделали, став волшебником? Начните так:
- Если бы я стал волшебником, я бы сделал ...
4. Составление слова «добро».
После прохождения станций учитель предлагает детям составить слово «добро» из карточек, которые они получили на станциях. Это помогает детям лучше запомнить понятие «добро» и понять его значение.
Перевернув затем карточки, они прочитают пословицу – совет от родителей!
Д | О | Б | Р | О |
ЖИЗНЬ | ДАНА | НА | ДОБРЫЕ | ДЕЛА |
5. Итог.
- Сегодня вы протоптали тропу доброты, желаю вам, детки, чтобы эта тропа превратилась в широкий путь, которым вы будете идти уверенно, даря всем радость и любовь.
Учитель подводит итоги классного часа, ещё раз напоминает детям о важности доброты и добрых поступков.
Список использованных материалов
Толковый словарь И.С. Ожегов
Песня «Дорогою добра»https://rus.hitmotop.com/song/66211112
Пословицыhttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2022/12/09/poslovitsy-o-dobre
https://infourok.ru/trening-dlya-detey-nachalnoy-shkoli-dobrota-836131.html
https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/05/s_5c59ccacd29bf/1077546_1.jpeg
Фильм «Новогодний подарок» https://rutube.ru/video/547150ff5bc651c979e179916dcab9ae/