Если семья не оказывает помощи: как школа должна может подростка в вопросах профилактики зависимостей

0
0
Материал опубликован 14 November

Проблема курения и зависимости от спиртного у подростков часто берет начало из семейной среды. Как семья «подталкивает» подростка к употреблению психоактивных веществ, почему некоторые родители бездействуют, узнав о проблеме ребенка, и как в таком случае может помочь школа – рассказывают специалисты Общероссийской общественной организации «Общее дело».


Всё идет из семьи?


Недостаточное внимание к ребенку, отсутствие интереса к его жизни и негативные примеры употребления психоактивных веществ в семье могут стать главными причинами, подталкивающими подростков к употреблению сигарет, алкоголя и наркотиков.

Случается, что родители узнают о вредных привычках своих детей, но не предпринимают никаких действий. Причины такого поведения могут быть разными: от недостатка знаний и неуверенности в своих наблюдениях до страха столкнуться с реальностью – родителям сложно принять негативные поступки своих детей.


Также одни родители могут не признавать проблему, считая её временной или незначительной, в то время как другие испытывают стыд или страх за ребенка. В таких ситуациях школа, где подростки проводят большую часть своего времени, и учителя, которые становятся для них наставниками, могут существенно помочь обнаружить проблему, связанную с употреблением психоактивных веществ, а также наладить контакт между ребёнком и родителями.

Что делать?

Если у учителя возникают подозрения, что подросток употребляет алкоголь или никотинсодержащие вещества, а семья не принимает участия в решении проблемы, важно действовать внимательно, чутко и быстро. Школа может предложить семье такую помощь:

  • беседа с учеником. Первым шагом должно быть открытое и доверительное обсуждение проблемы употребления ПАВ с самим подростком. Учитель может поинтересоваться его мнением и чувствамим, настроением и переживаниями. Кроме того, учитель может попытаться понять причины возможного употребления вредных веществ. Такой шаг позволит получить информацию из первых уст и показать ученику, что его проблемы и переживания важны.
  • Разговор с родителями. Когда разговор с учеником состоялся, следует установить контакт с его родителями, предложив встречу для обсуждения ситуации. Важно делать это с уважением и без осуждения, стараясь с пониманием относиться к каждой стороне – и к родителям, и к подростку. Для эффективного взаимодействия с родителями учителям следует выбрать подходящий, максимально удобный родителям подростка момент для беседы, выразить беспокойство и предложить конкретную поддержку: помощь психолога или социального педагога.
  • Работа с участием школьного психолога, который может сыграть ключевую роль в поддержке ученика. Учителю или классному руководителю стоит обратиться к психологу для консультации с подростком и, при согласии, организовать семейное консультирование. На таких сессиях психолог может помочь выяснить, почему ребенок стал интересоваться психоактивными веществами, и предложить семье пути преодоления проблемы.
  • Семейные мероприятия и беседы. Если родители согласны сотрудничать со школой и участвовать в профилактических мероприятиях совместно с другими учениками и их родителями, стоит предложить организовать такие события. Это могут быть беседы о рисках и последствиях употребления алкоголя и никотинсодержащих веществ, обмен опытом родителей, столкнувшихся с аналогичными проблемами, а также совместные игры и творческие конкурсы на тему опасности психоактивных веществ. Таким образом, так родители и подростки смогут понять, что они не одни в решении своей проблемы, и рядом есть люди, готовые их поддержать.

Специалисты Общероссийской общественной организации «Общее дело» подчеркивают: методы воспитания в семье существенно влияют на формирование устойчивого поведения, связанного с употреблением психоактивных веществ.

«На протяжении года мы исследовали эффективность деятельности в области профилактики употребления ПАВ и спрашивали у подростков, учеников 8-10 классов, как можно предотвратить проблему употребления психоактивных веществ. Как отмечали сами подростки, родители должны рассказывать им о вреде психоактивных веществ, предупреждать о рисках, предупреждать о возможных последствиях, – говорят эксперты. – Однако подростки также признают значимость роли школы в профилактике и помощи в борьбе с зависимостями. Они отмечают, что учителей, также как и родителей, они видят в роли наставников».

​​​​​​​Проблема подросткового употребления алкоголя и никотинсодержащих веществ часто имеет связь с семейными ценностями и воспитанием. Иногда дети начинают отдаляться от родителей, и именно в таких ситуациях помощь может оказать школа и учителя. Безусловно, школа не может решить все проблемы подростков и их семей, но она может помочь родителям лучше понять детей, а детям осознать проблему употребления ПАВ и сформировать здоровые привычки и интересы. ​​​​​​​

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации