Эссе на тему «Моя педагогическая философия»
ЭССЕ
«Моя педагогическая философия»
«Не допускай, чтобы порыв твоей души поник и остыл.
Сохрани его и добейся, что бы то, что было порывом,
стало состоянием души» (Сенека)
О назначении и призвании педагога будут говорить, рассуждать и спорить во все времена сами педагогические работники, родители и дети: какими качествами должен обладать человек, взявший на себя ответственность и смелость учить и воспитывать ребенка?
Если – коротко, то все, пожалуй, ответят: «Профессионал и личность»!
Не согласиться с этим нельзя. Однако, если мы легко можем перечислить и оценить профессиональные качества педагога, то с оценкой личностных качеств дело обстоит намного сложнее уже только потому, что убеждения человека, его взгляды, интересы и ценности – глубоко личные качества.
Одно, считаю, неоспоримым: чем богаче духовный мир и культура педагога, тем значительней будут результаты в развитии детей, потому что и на ребенка такой педагог смотрит как на личность, как на заведомо интересного, достойного уважения и права на индивидуальность, человека.
Формирование личности начинается в семье с первых дней рождения ребенка. И замечательно, если затем ребёнок, придя в детский сад, попадает в руки воспитателя с умным сердцем и добрыми материнскими руками.
Воспитатель – особая категория педагогических работников: мир малышей только на первый взгляд прост. Он сложен, многообразен и непредсказуем! Воспитатель должен суметь открыть заветную дверь в мир детского сознания; желать и уметь жить, говорить и действовать в мире ребёнка-дошкольника; стремиться постоянно, учиться видеть всегда новой планету Детства, не «запылённую» нашим опытом и теорией.
О какой составляющей личности воспитателя необходимо ещё сказать? Об окрылённости! Действительно, воспитателю нужно быть « окрыленным детством»: уметь мечтать и фантазировать, верить в чудеса и несокрушимую силу добра, быть искренним и бесхитростным, научится радоваться солнцу и дождю, доверять людям и жить в согласии с окружающем миром, стремиться к новым знаниям и открытиям. И, обязательно, любить детей. Любить не на словах, а действенно: переживать за них, заботиться о них, понимать их.
Да, осознать свой уровень, оценить свой внутренний мир трудно, но это, я считаю, необходимо делать, потому что богатство или пустота души нашей обязательности отразится на детях.
Моя жизненная позиция это - осознанный профессиональный выбор, стремление творчески подходить к работе, любовь к детям и желание помочь им вырасти достойными людьми, помогают мне добиваться поставленных перед собой задач и занять своё место в образовательном пространстве детского сада.
На протяжении тех лет, что я работаю с дошкольниками, не перестаю удивляться тому, как они быстро взрослеют, как стремительно развиваются, как из несмышленых малышей формируются личности. И с удовлетворением отмечаю, что в этом есть и моя заслуга.
Работа непроста, но уже тем хороша и интересна, что я рядом с детьми не старею душой, а дети рядом со мной взрослеют, развиваются и радуют меня, проявляя лучшие чувства и поступки человека.
Понимание своей миссии формировалось у меня с раннего детства – моя мама учительница, и я переняла у неё самое главное – понимание важности педагогического труда и ответственности за будущее доверенных тебе детей.
О предназначении человека очень верно сказал Дмитрий Лихачев: «…Нужно жить сообразно своим способностям, сообразно своему уровню культурного развития, а не занимать место, которое вам не принадлежит».