Эссе на тему «Моя педагогическая философия»

2
0
Материал опубликован 19 October 2019

Эссе Лютц Натальи Викторовны, учителя МБОУ БСОШ № 3

«Моя педагогическая философия»

Мое педагогическое кредо «Отдай миру лучшее что есть в тебе и тебе вернется лучшее, что есть в мире».

Слово учитель для меня с детства веет чем - то волшебным… Оно несет некий волнующий трепет и воспоминания связанные со школьной скамьей. Наверно все мы помним тот самый первый день, когда мы под ручку мамы пошли в 1 класс. Сколько волнения было тогда в нас! До сих пор помню свою первую учительницу, её добрый взгляд, голос, который доходил до глубины души и ее улыбку, которая грела сердце. Сколько восторга и воодушевления было только от одной её похвалы, что все сложности исчезали либо становились такими простыми! Учитель для меня, всегда являлся примером чего то высокого, чистого и идеального. Глядя на своих учителей, мы всегда испытывали огромное уважение и могли горой стоять за них. Наши учителя вызывали только положительные, добрые эмоции и быть может, поэтому и я решила выбрать профессию учителя.

Мои ученики – источник вдохновения и радости! Как приятно слышать громкое «здравствуйте» и видеть преданные глаза в буквальном смысле везде, где бы ты ни находилась! Самое главное разглядеть в каждом ребенке его уникальность, талант. Ведь не уникальных и не талантливых детей просто не бывает! И разглядев его способности, интересы дать ему, правильное направление и каждый раз ему помогать, если он как то сбивается с пути. Учитель, прежде всего друг. Это человек, которому можно доверять и ребенок должен это чувствовать.

В настоящее время общество изменяет свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), которое в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;

четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены;

быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям.

Я считаю, что в создавшихся условиях естественным становиться применение новых дидактические форм организации обучения в современной системе образования. Одной из таких форм организации обучения является личностно-ориентированный подход.

Идеи личностно - ориентированного подхода помогают раскрыть возможности каждого ученика, развить его индивидуальные способности.

Изучив идеи личностно – ориентированного подхода И. С. Якиманской и др., принципы системной дифференциации по методу В.В. Давыдова и Л.В. Занкова мною была предпринята попытка определить характерные черты личностно – ориентированного урока математики.

Разделяя точку зрения В.В. Давыдова и Л.В. Занкова, я выделяю две главные линии- социализацию и индивидуализацию личности. Первая из них, социализация, связана с усвоением растущим человеком социально – одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности. Вторая линия, связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внутреннего мира. Индивидуализация способствует развитию индивидуальных особенностей в человеке.

В своей работе процесс обучения математике я осуществляю, учитывая возрастные особенности: в начальном звене (5-7 классы) акцент делаю на игровую образовательную технологию, с целью развития познавательной активности учащихся на уроках математики. В основу обучения среднего звена (8-9 классы) входит дифференцированный подход, который способствует развитию исследовательской деятельности и творческого мышления каждого ученика. Обучение старшего звена (10 -11 классы) происходит по программе профильной дифференциации обучающихся.

Опираясь на тезис И.С. Якиманской: «Каждому ребенку для развития и самореализации нужна образовательная среда», на уроках математики я предоставляю ученику свободу выбора способов выполнения учебных заданий, использую различные формы групповых и индивидуальных занятий; организую работу ребят в группах; использую сопроводительные карточки, перфокарты; подачу материала в схеме, в кратком изложении.

В своей практике я стремлюсь удовлетворить потребности и интересы моих учеников; прилагаю усилия для формирования у детей уникальных личностных качеств.

Реализация игровой технологии также является важной составляющей моего опыта.

Игровая технология, используемая мной в процессе обучения математики, обязательно включает следующие компоненты:

Мотивационный компонент связан с отношением учащихся к содержанию, процессу деятельности;

Ориентационный компонент связан с принятием учащимися целей учебно – познавательной деятельности;

Содержательно - ориентационный компонент предполагает овладение учащимися содержанием учебного материала;

Ценностно – волевой компонент, обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности;

Оценочный компонент игры обеспечивает единение результатов игровой деятельности с целью игры.

Обобщаемый мною опыт можно обозначить как репродуктивно – поисковый с началом исследовательского, он ориентирован на признание индивидуальности ученика, создание условий его развития. В связи с этим учебный процесс организуется мною в следующих действиях:

Мотивационные: предполагается опора на субъективный опыт учащихся; стимулирование учащихся к самостоятельному получению знаний; мотивация обучаемых к самоценной образовательной деятельности обеспечивает ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Технологические реализуются поэтапно:

Изложение материала на уроке направлено не только на расширение знаний, интегрирование, обобщение, но и на преобразование личного опыта ученика;

Процесс закрепления нового материала организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий разного уровня и решении задач различной степени сложности;

Учащимся предлагаются задания проблемного и исследовательского характера;

Включение обучаемых в процесс самоанализа своих результатов и процесса изучения математики.

Основные цели личностно – ориентированного обучения создание необходимых условий содействующих развитию мотивации личности ученика к изучению математики, на основе раскрытия их индивидуального потенциала.

Основные задачи личностно – ориентированного обучения, реализуемые мною на уроках математики:

Инициирование развития субъектного опыта ученика;

Развитие субъектных ценностей учащихся и их использование в качестве мотивационных механизмов;

Содействие реализации личностной познавательной траектории обучаемых в процессе изучения математики.

Основные способы достижения цели:

Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

Стимулирование учащихся к высказыванию, использование различных способов выполнения задания без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

Использование в ходе урока различного разноуровневого дидактического материала;

Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задач), анализировать способы работы других учеников в ходе занятия, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

Создание ситуаций общения на уроке, которые позволяют каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность.

В содержание субъектного опыта ученика входят: предметы, представления, понятия; операции, приемы, правила выполнения действий; личностные смыслы, стереотипы и т.д.

Можно предполагать, что разделение процесса обучения математике условно на три возрастные звена, дает свои положительные результаты.

Обучение математике начального звена осуществляю, опираясь преимущественно на игровую технологию. Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно моделировать жизненные учебные ситуации и сосредотачивать игровые действия вокруг реальных проблем. В процессе игры учащиеся используют, прежде всего, свой личный опыт, а так же свои представления об опыте разыгрываемого героя.

Включение мною игры в учебный процесс обучения математики в 5-7 классах заметно повышает интерес учащихся к математике, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. Нельзя не вспомнить слова Французского писателя Анатолия Франса: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». В игре осуществляется личностное становление учащихся.

Приведу примеры дидактических игр, которые использую на уроке: «Разукрашка», «Математическое домино», «Математическое лото», «Молчанка», «Эстафета», «Размазанные цифры», «Классики», «Морской бой», «Рекламное бюро».

Мною так же были разработаны и проведены ряд нетрадиционных уроков с использованием игровых технологий.

Данная технология на мой взгляд, создает особый тип взаимоотношений между учителем и учащимися – партнерский. Конечно, успех любой игры зависит от её организации.

Во втором звене (8-9 класс) акцентирую внимание на технологии дифференцированного подхода обучения математике.

Перед различными категориями учащихся ставятся различные цели: одни ученики должны достичь «базового» уровня математической подготовки, а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие хорошими способностями должны добиться более высоких результатов. В соответствии с этим в классе выделяю две группы учащихся:

группу базового уровня;

группу повышенного уровня.

Конечно, состав группы не может быть застывшим, любой ученик из группы базового уровня может перейти в группу повышенного уровня, если он хорошо усвоит материал, и будет свободно выполнять задания, соответствующие обязательным результатам обучения. С другой стороны, ученик из группы повышенного уровня может быть переведен в группу базового уровня, если он имеет пробелы в знаниях, или не справляется с темпом продвижения группы.

Дифференцированный подход стараюсь осуществлять на определенных этапах урока. Так, например, на этапе введения нового материала, работаю со всем классом без деления его на группы. Но, после того, как несколько упражнений выполнено на доске, предлагаю учащимся приступить к дифференцированной самостоятельной работе, ее особенность состоит в том, что группа базового уровня и группа повышенного уровня получают задания, различающиеся не только содержанием, но и формой их подачи (например, различные карточки обучающего характера).

Особое внимание при использовании дифференцированного подхода акцентирую внимание на подготовку учащихся к ГИА в новой форме, начиная с 5 класса, составляя варианты самостоятельных и контрольных работ в новой форме.

Работа над проблемой использования личностно – ориентированного подхода в обучении математике дает свои положительные результаты: за 4 года обучения повышается уровень мотивации к предмету, но и в то же время растет качество знаний и уровень обученности. Результат, полученный учеником, сравниваю с его же прошлым результатом и тем самым выявляю динамику его интеллектуального развития. Стараюсь отмечать и поощрять малейшие продвижение школьника вперёд, постоянно анализирую причины, которые этому способствуют или мешают. При обсуждении успехов ученика подчеркиваю его организованность, собранность при решении сложных учебных задач, настойчивость в достижении цели.

Большое положительное влияние на развитие интереса к математике в процессе обучения первого звена оказывает применение игровой технологии не только на уроках математики, но и во внеурочное время. Этим объясняется рост численности учащихся, желающих заниматься в различных кружках, мероприятиях по предмету (математических КВНах, неделях математики, Брейн-рингах и др.). Причем учащиеся не только принимают активное участие в мероприятиях, но и разрабатывают подобные мероприятия, проводят их.

Личностно-ориентированный подход, насыщенность дидактическими материалами, нетрадиционность форм обучения, атмосфера сотрудничества, создают условия для развития индивидуальности ученика, формирования положительной мотивации учения у школьников, уменьшения числа неуспевающих, получения прочных и глубоких знаний.

Считаю необходимым продолжить работу по своей методической теме, так как работа над самообразованием и совершенствованием приемов и методов работы открывает новые горизонты для развития интереса и творческой активности школьников.

В своей работе для активизации познавательной деятельность я так же использую информационно- коммуникационные технологии.

Человечество в своём эволюционном развитии породило таков объем информации, что «устная речь», книга не могут сохранить данную информацию. А главное, не то что компьютер в плане объема памяти богаче чем книга, а в том, что он доступнее в поиске информации.

Глобальная информационная система позволяет обучающемуся, будучи в одном месте, найти любую информацию, узнать мнение о ней, посоветоваться в on-line. Почувствовать причастность к богатым человеческим накоплениям мысли, увидеть, как она меняется, может только компьютер. Тем более его программность, дизайн более привлекают молодых людей. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) - это весомый помощник в работе педагога. В первую очередь, это создание и использование дидактических материалов.

Мною создан и постоянно пополняется «банк» карточек для индивидуальной работы созданных на компьютере, что позволяет решить ряд проблем: осуществить отбор и компоновку содержания сообразно цели и уровню класса, экономит время при подготовке к уроку, снимает напряжённость у учащихся с ослабленным зрением, облегчает подготовку многовариантных дидактических материалов с использованием копирования и редактирования в текстовом процессоре Word.

Одной из удобной форм передачи и восприятия информации является компьютерная презентация, которую мы - учителя стали использовать в качестве сопровождения своего выступления (например, при объяснении нового материала). Использование презентации на уроке экономит время, так как информация готова для просмотра - нет необходимости писать на доске. Эффектная наглядность материала позволяет быстрее включить ребят в учебную деятельность, привлечь внимание даже тех учащихся, которые не очень заинтересованы в овладении знаниями и кропотливой работе ума и своей души.

Молодёжь к компьютерам относится очень благожелательно. И это отношение школьников к компьютерам мы успешно используем в учебном процессе, в частности, даже, чтобы определённая часть домашних заданий была ориентирована на работу с компьютером (обучающие продукты, тренинг - программы, поиск нужной и полезной информации в Интернете, создание «своей» презентации).

Компьютер так же использую на уроке с целью проверки и самопроверки знаний. Это проведение различных тестов, которые можно без труда разработать, используя различные программы (Exel, Power Point).

В заключении хотелось бы сказать, что педагог, который уважает личность в своих учениках, всегда уважаем и любим. Не навязывая себя, а раскрывая стремления и потребности ребенка, я показываю, что каждый сам творит себя, проявляет свою неординарность. Мне очень хочется, чтобы мои ученики, как те листочки на маленькой школьной аллейке, были яркими и неповторимыми, чтобы, вновь и вновь, идя на работу в школу, среди спешащих мне навстречу или обгоняющих меня состоявшихся, знающих, как и зачем они живут людей, - были мои ученики.















ПРИЛОЖЕНИЕ


t1571500508aa.jpgt1571500508ab.jpg


t1571500508ac.jpg

t1571500508ad.jpgt1571500508ae.jpg























































































10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.