Эссе на тему «Учитель – это работа или призвание?»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Полетаевская средняя общеобразовательная школа»
Эссе на тему
«Учитель – это работа или призвание?»
Автор: Р.Я. Аскарова
учитель русского языка и литературы , высшая квалификационная категория
П. Полетаево
2022
Эссе на тему
«Учитель – это работа или призвание?»
Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени…
Некрасов Н. А.
Учитель – это работа или призвание? Педагог – ценно ли это в наше время? В последние годы в средствах массовой информации всё чаще поднимается вопрос об учительстве; о престижности этой профессии, о зарплате, о положении в обществе, об её необходимости. Говорят, что в скором будущем не будет педагогов, их заменят роботы, электронные машины, так как 21 век –век информационных технологий и бурного развития науки и техники. Но я считаю, как бы не менялись время и жизнь, педагог в обществе всегда будет востребован, потому что миссия педагога – готовить детей к жизни в постоянно меняющемся мире, обществе, учить их принимать правильные решения и нести ответственность за них. Труд настоящего педагога не заметен глазу – он виден по добрым всходам будущих поколений. Не случайно Леонардо да Винчи сказал:
« Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Учения корень горек, да плод сладок».
Эта профессия - одна из самых ответственных, потому что учитель формирует фундамент знаний и умений, основы мировоззрения человека. Работа учителя сродни труду хлебороба и строителя – из зёрен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает им найти свой путь в жизни, свой гражданский долг. А главное педагог своим словом преподает самую трудную на свете науку – быть людьми. Под его чутким руководством и пристальным взглядом прямо на глазах происходит подлинное чудо! Беспомощное существо за несколько лет превращается в пытливую личность со своим характером, привычками и представлениями о жизни. Итак, учитель – это работа или призвание? Я думаю, учителем может быть не каждый. Педагоги – это особые люди, альтруисты, отдающие себя, свою душу и сердце детям. Учителями не становятся, учителями рождаются.
На Земле говорят и не ошибаются:
Учителями не становятся, учителями рождаются.
Нам Богом дан высший дар на века –
В люди вывести ученика!
Конечно, учитель – это призвание, это служение, особая миссия, которую он выполняет на Земле. Идеальный учитель – это тот, для которого учительство – смысл жизни. Его высшая корысть – быть востребованным, желать и уметь отдаваться процессу, не ожидая ничего взаимного, это альтруизм в абсолютном значении. Быть педагогом – это ценно во все времена!
Почему я стала учителем? Моя история становления педагогом мало чем отличается от других: это сюжетно-ролевая игра в детстве, где роль учителя, конечно же, моя. Это игры во дворе с малышами, организатором которых была я. Это роль руководителя в школе: сначала командир пионерского отряда в классе, затем председатель дружины в школе, потом комсорг в комсомольской организации, председатель дружины «Янтарная» в Артеке, то есть потребность кого - то
учить, организовывать была во мне. И так же как А. С. Пушкин в пятнадцатилетнем возрасте заявил: «Мой жребий пал, я лиру выбираю!», примерно в этом возрасте и я знала, что буду, однозначно, учителем. Мой выбор сделан. В десятом классе мы с подругами
( ныне педагогами: Крыловой О. В., Держаевой А. А., Цыбиной Н. А.) учились заочно на подготовительных курсах в Магнитогорском государственном педагогическом институте, который затем успешно закончили в 1980 году. Но самое интересное в моей биографии – это романтический выбор места работы. Начитавшись книг об учителях, (особенно дорога была мне повесть Б. Горбачева «Сельская учительница»), я решила, право выбора оставить за собой, сказав всем, что поеду в глухую деревню поднимать культуру. И об этом не жалею! Именно там, в деревне, я поняла глубину миссии учителя! Педагог – это лицо общества, это образец для подражания. Вспоминаю, с каким упоением дети слушали каждое мое слово, с каким наслаждением участвовали в разных мероприятиях, организованных мною. Ведь тогда я была для них центром, источником знаний, так как не у всех были телевизоры, а о компьютерах в восьмидесятые годы в школах и речи не было. Я горжусь тем, что нашла тропинку к душам учеников, помогла всколыхнуть их. Не случайно мудрец Плутарх изрёк: «Ребенок не пустой сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь!». Каждый день я торопливо сеяла добрые семена в душах учеников и не ждала, когда они вырастут. А сейчас, тридцать лет спустя, я с гордостью вижу свой результат. Мои первые ребятишки, их было всего четырнадцать, стали взрослыми людьми, у которых есть семьи, дети. Среди них есть люди разных профессий: председатель колхоза, заведующий детским садом, воспитатель, учитель, бухгалтер, тракторист, библиотекарь и т. д. Это был первый выпуск, а сейчас у меня их шесть. И учеников, выбравших мою профессию, тоже шесть!!!
Вспоминаю часто притчу. «Вода бежала, спотыкаясь о камни, бессильно падала в пропасть, выкарабкивалась и снова бежала, - маленький горный ручей, каждой каплей стремящийся к океану. Я спросил у ручья, как дойти мне до океана, как не потеряться в пути! Ручей захлебнулся в узкой гранитной расщелине, вышел из камней и сказал: «Ступай за мной! Только помни: путь мой дальний и нелегкий, не на веселую прогулку я тебя зову». И понимаю, что моё назначение как педагога - помочь детям пройти отрезок этого пути, научить пре6одолевать преграды, распознавать опасность и уметь защитить себя, найти себя.
На уроках литературы прививаю им любовь к родному языку, малой родине, а значит и к России. Почему же я учитель? Тридцать лет тому назад я бы не смогла ответить на этот вопрос. Быть учителем душа мне подсказала. А сейчас я знаю ответ, потому что поняла, кто такой педагог.
Он как строитель возводит самое ценное на свете – внутренний мир человека.
Он как инженер конструирует, разрабатывает технологию, совершенствует процесс всестороннего развития человека.
Он как ученый исследует самые сокровенные тайны на свете – тайны становления личности, а изучая, делает человека лучше.
Педагог как врач – лечит, исцеляет пороки души.
Педагог как писатель, артист, художник, вдохновляет людей!!!
Все эти сравнения присущи всем истинным педагогам.
Чем же я отличаюсь от всех? Практически ничем.
На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, у меня демократический стиль общения, хотя с современными детьми его сложно выдержать. Слежу за каждым словом в моей речи, и не позволяю лишнего, потому что знаю, что случайно сказанное слово впитывается неокрепшими душами. Люблю детей, общение с ними. Да, они очень не похожи на моих первых выпускников, потому что более раскрепощены, свободны в своих суждениях, хорошо разбираются в современной технике. Но их души также тянутся к нам, в нас они хотят видеть главный источник знаний, образец для подражания. Я согласна с заповедью: Учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Мне кажется, что предназначение человека, решившего посвятить себя формированию будущего поколения, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанием пройти трудный путь, даже узенькую труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на её вершине, а помочь преодолеть её, вовремя подставить плечо.
Я учу детей быть толерантными в этом современном мире , умению слышать других. Мне нравится помогать им делать открытия, путешествовать с детьми, узнавать что - то новое, расширять горизонты во всех областях. Считаю, что учитель должен быть личностью, который воспитывает своим примером. Нет в школьном расписании урока великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей, но я стараюсь учить этому своих учеников ежеминутно, ежечасно, повседневно. Воспитать Человека с большой буквы для меня главное.
Свои размышления хотелось бы закончить стихотворением собственного сочинения:
Вот и жизнь уж пролетает,
Осень тихо подкралась,
Лист календаря оторван,
Тихо падает, кружась.
Но душою – молодая,
Осень с радостью я жду,
Потому что в это время
В школу детям я пойду.
Души детские – загадка,
Очень сложно их понять.
Надо проще относиться:
Подойти лишь и обнять.