Эссе на тему «Современное дошкольное образование: границы и возможности»
ЭССЕ НА ТЕМУ:
«СОВРЕМЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
ГРАНИЦЫ И ВОЗМОЖНОСТИ»
Музыкальный руководитель МАДОУ – детского сада № 326 г. Екатеринбурга
Гаязова Ольга Геннадьевна
г. Екатеринбург, 2021
Цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук. Антон Семенович Макаренко |
Каждый родитель в какой-то момент времени вынужден подумать о дошкольном образовании своего ребенка. Я имею свой взгляд на дошкольное образование как мама, прошедшая этот период дважды, и как педагог.
Я – музыкант, и свою деятельность в детском саду представляю как музыкальное произведение. Да и любая жизнь, на мой взгляд, - это музыкальное произведение со своим либретто (литературный текст, лежащий в основе музыкально-сценического произведения). У кого-то характер его музыкального произведения risoluto (решительный), у кого-то - tenuto (выдержанный), а есть и sostenuto (очень сдержанный). В малышах уже «слышен» лейтмотив, основная линия их жизненного произведения.
Свою жизнь я считаю мюзиклом. Да, да, именно мюзиклом! Потому что мюзикл – это синтез искусств, в нем и пение, и танцы, и музыкальные инструменты, и яркие костюмы. Ведь всё как у нас, в детском саду! В либретто к моему мюзиклу, тщательно прописываются мелодии маленьких воспитанников. Всё то время, которое они находится рядом со мной, наши музыкальные произведения переплетаются. И моя задача как педагога, сделать так, чтобы они зазвучали гармонично.
Итак, начнем по порядку (каждое музыкальное произведение имеет определенную структуру)…
Увертюра (открытие; начало):
Пришел в детский сад маленький человек.
- Кто ты? Какой ты?
Несмотря на то, что тебе только два года, ты уже сформировался как личность, благодаря маме, семье, тому месту, где ты растешь. У тебя уже есть свои способности и таланты. Моя задача увидеть их в тебе и помочь развить, а может быть, найти новые, о которых ты и не знаешь! В тебе уже сейчас заложены огромные возможности.
Экспозиция (рассказ о действующих лицах и зарождение последующих событий):
К педагогу приходят разные дети и он определяет потребности каждого ребенка и подход к нему. Уже в двухлетнем возрасте у некоторых ребят заметны склонности. Ребенок не рождается с готовым набором музыкальных способностей. И если малыш часто слышит музыку (пение мамы, родных и близких людей), — это всегда положительно влияет на его музыкальное развитие. В этом возрасте свои танцевальные движения он повторяет по показу воспитателя и практически не поет, но я уверена, что, вкладывая в ребенка с раннего возраста базовые понятия пения, правильного выполнения простейших танцевальных движений, результат мы увидим обязательно.
Разработка (развитие материала, его преобразование):
Пять лет есть у меня для развития ребенка, пока он находится рядом, в детском саду. То, как сложится здесь его жизнь зависит от педагогов, родителей, а также и от самого воспитанника. Мне, в моем дошкольном детстве очень повезло с воспитателем, она была очень душевной и доброй. И не менее важным человеком для меня оказался музыкальный руководитель, предопределивший всю мою дальнейшую судьбу. Он играл нам на баяне, мы много пели. А в зале стояло фортепиано, и с его разрешения, после занятия всегда можно было подойти и «поиграть». Нам не запрещали, не ставили границ, поддерживали наш интерес, и думаю поэтому, я и многие ребята из моей детсадовской группы пошли в музыкальную школу и идут по жизни с музыкой. Помня этот факт своей биографии, я всегда поощряю интерес ребенка к инструменту.
Кульминация (смысловой центр произведения):
Кульминация моей работы очень хорошо просматривается в подготовительной к школе группе. «Подготовишки» приходят в начале учебного года, подросшими, осознанными. И вот сейчас приходит время, когда я вижу результат своей работы. Я восхищаюсь моими детьми! Их инициатива уже не просто эмоциональна, она подкрепленна полученными умениями и опытом.
И вот наступает финал (заключительная часть):
Дети уходят от нас. Уходят в школу, в новую жизнь! Будет проникновенно исполненная прощальная песня на выпускном и душевный выпускной вальс. А мне всегда грустно. Я хочу чтобы они подольше побыли с нами, видеть результаты нашей общей работы и дружить с этими маленькими и такими разными и интересными людьми. Но я уверена, что наши дети готовы к новой жизни! Многие ребята, по моей рекомендации продолжают заниматься в творческих коллективах, и я слышу слова благодарности от их родителей, что удалось распознать наклонности ребенка, его способности. Я надеюсь музыка пойдет с ними по жизни.
Таким глубоко личным для меня является современное дошкольное образование. Ну, а что же касается границ и возможностей. Что такое границы? Это то, что не дает свободы. Я думаю сейчас, возможности образования, в том числе и дошкольного - безграничны. Эти возможности сдерживаются лишь умениями педагогов, технологиями, которыми они владеют. Ведь ищущий, любознательный, творческий, креативный педагог будет успешен сам, и воспитает успешного ребенка! Много возможностей сейчас предлагает современный мир, дистанционное обучение проникает в образовательную среду, в том числе и дошкольную, в этом есть свои плюсы. И все – таки, в моем представлении, дошкольное образование – это «глаза в глаза», «собственным примером», душевно, с любовью, бережно. Наша задача воспитать личность! От рождения до семи лет ребенок чрезвычайно восприимчив, любознателен и открыт новому опыту, познанию мира. И на этапе завершения дошкольного образования, он должен уметь осуществлять самостоятельный и осознанный выбор, ставить и решать проблемы, проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность, заботиться о себе, других людях, обществе, стране, окружающей среде, работать в команде.
Как педагог, как музыкант, я увлекаю детей творчеством и даю им возможность проявлять инициативу, не нарушая границ других людей и уважая их.
Горбачёва Марина Юрьевна
Гаязова Ольга