Эссе «Я - учитель»
Я – учитель
Мой путь учителя начинается из детства. Я не могу сказать, что с детского сада мечтала быть учителем. Нет, в детстве хотела быть врачом, потом в первом классе было твердое убеждение стать космонавтом. Много читала, поэтому мечтала стать писателем или режиссёром. В моей семье я- четвертое поколение учителей. С детства помню запах шариковой ручки, школьных тетрадей, мела и новых учебников. В школу я пришла раньше своих одноклассников, летом, когда детский сад не работал. Это особое ощущение пустых коридоров, светлых, просторных кабинетов и тишины. Наверно похожее впечатление возникает у человека попавшего за кулисы театра, ты видишь сцену с другой стороны. Я не мечтала быть учителем, я жила в этой атмосфере, в разговорах о начале учебного года, классных и школьных мероприятиях, каникулах. После девятого класса все сомнения рассеялись сами собой. Решение приходит всегда неожиданно, человек существо социальное, его формирует окружающая среда. Я ни о чем больше не думала, сомнений кем быть не осталось. Выбор предмета преподавания не был трудным. Моя мама, Логинова Галина Геннадьевна, математик. Но математика для меня слишком «сухая», мне все время казалось, что я что -то не понимаю и слишком долго думаю. В физике больше разнообразия, загадок и возможностей познания окружающего мира, поэтому я выбрала её.
Я поступила на физмат ЧГУ в 1995г., училась у тех же педагогов, что и мама. В 2000г. вернулась в свою школу учителем физики. В одних классах мы работали тандемом физик-математик восемь лет. Во многом мне было проще, чем остальным молодым коллегам. Учебные планы, конспекты уроков, программы. Все это было понятно уже давно. Не было страха перед детским коллективом. С одной сторон ты еще помнишь себя школьницей, с другой – перед глазами всегда был пример талантливого, грамотного и очень любимого учениками педагога. В моей профессии, после мамы, значимым авторитетом и примером была коллега – физик, Логинова Наталья Александровна. Она научила меня поиску своих методических разработок и сочетанию педагогических техник, видеть класс как единое целое, при этом искать индивидуальный подход к каждому ученику.
Я – учитель. Считаю эту профессию своим призванием. На уроках стараюсь убедить учеников в универсальности законов природы, раскрыть научное их понимание. При выполнении лабораторных работ у учащихся формируется умение анализировать результаты своих экспериментов и допущенные ошибки, не отчаиваться в случае неудачи. Стремлюсь к тому, чтобы ученик получал удовольствие от проведения практического задания и правильного вывода. Убеждена, что на каждом уроке должен быть опыт, демонстрация или эксперимент. Все великие физики сделали свои открытия с помощью коллег и учителей, своих предшественников в науке и наставников. Поэтому если обучение проходит интересно, на уроках царит творческая атмосфера, то у учащихся формируется интерес к предмету, что способствует дальнейшему обучению и выбору профессии.
В современном мире новых технологий и цифровой экономики, в преддверии важных для Человечества научных открытий, очень востребованной стала профессия инженера. Основной своей педагогической миссией считаю развитие у своих учеников инженерной мысли. Это особый талант, как музыкальный слух или способность к рисованию, требует специальных условий для развития. «Инженерным мышлением мы называем вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Главное в инженерном мышлении – решение конкретных, выдвигаемых производством задач с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата» [Сазонова З. С. Развитие инженерного мышления – основа повышения качества образования: учеб. пособие / З.С. Сазонова, Н.В. Чечеткина; МАДИ (ГТУ). – М., 2017]
В нашей школе есть инженерные классы. Организована замкнутая структура взаимодействия: школа – ВУЗ – предприятие - школа. Через экскурсии в музеи ПАО «Северсталь», занятия в ЧГУ и в Центре ДНК ребятам становится ясна суть профессии инженера. Но как понять, можешь ты им стать или нет? Самым простым решением этой задачи считаю проект по физике. Результатом проекта может быть только новое изобретение или усовершенствование существующего прибора, устройства или технологии. Конечно, подобрать темы проектов не просто. Их не может быть много. Новая идея появляется мучительно и долго. Ученика, как птенца, нужно подтолкнуть, сам он полететь не рискнет.
Примеров таких проектов – единицы. Первой удачной работой был экологический социально значимый проект дренажной системы территории городского санатория «Адонис», разработка применена в 2011г. В прошлом учебном году собран прибор для определения влажности почвы в теплице. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library_kids/proekt_po_fizike_po_teme_sozdanie_pribora_pokaz_205323.html В подобных проектах ученики пробуют себя в роли инженера. У многих получается, они радуются результату, осознают свой дальнейший профессиональный путь. Развитие интереса к физике на уроках и в проектной деятельности является моей целью сегодня.
Самое главное – создать условия для самостоятельного развития учащихся. Инженерное мышление характеризуется тем, что, придумав идею, ребёнок ощущает потребность в ее конструкторской проработке, то есть воплощении идеи в реальный проект новой техники или технологии. Работая над этой задачей, я столкнулась с отсутствием в школах современного оборудования. Грантовая политика в сфере образования частично решает эту проблему. Но использование цифровых датчиков в лабораторных работах, в обычных повседневных уроках или хотя бы в проектах, становится непосильной задачей для учителя. Нет готовых методических разработок использования данного оборудования. Как известно, один в поле не воин. Поэтому с 2019г я вхожу в состав рабочей группы «Разработка методических рекомендаций по использованию ресурсов лаборатории по физике на базе МАОУ ДО «Дворец детского и юношеского творчества имени А. А. Алексеевой» для решения экспериментальных задач». Условия пандемии внесли свои коррективы в работу нашей группы, но мы продолжаем делится своим опытом с коллегами через видео трансляцию мастер-классов. Данный вид педагогической деятельности позволяет уверенно использовать цифровое оборудование на своих уроках. Еще много предстоит сделать для того, чтобы создать современные условия обучения. Но это необходимо, иначе формирование и развитие инженерной мысли учащихся останется мечтой.
В заключении хотелось бы сказать, что любой учитель, от первого учителя в жизни любого человека, до педагога выпускающего своих учеников в одиннадцатом классе, выстраивает свою «педагогическую философию» по-своему, но все мы понимаем значимость своей работы в формировании и становлении личности ребенка. Я стремлюсь чтобы этот непростой процесс происходил благодаря моим усилиям, а не вопреки. Мне повезло, что мое увлечение педагогикой и методикой стало любимой работой. Сделать счастливым другого можно только, если сам счастлив.