12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Павельева Татьяна Леонидовна70
1

«Фасилитативные технологии в работе с родителями (законными представителями) как средство повышения качества образовательного процесса по воспитанию безопасности дорожного движения дошкольников в контексте ФГОС ДО» статья участвует в конкурсе "Мои инновации в обучении и воспитании"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №189 «солнышко»

Каменский район, г. Камень-на-Оби

Тема:

«Фасилитативные технологии в работе с родителями (законными представителями) как средство повышения качества образовательного процесса по воспитанию безопасности дорожного движения дошкольников в контексте ФГОС ДО»

Подготовила: Павельева Т. Л.



В законе об образовании Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами. В тоже время в ФГОС ДО выделяет в работе с родителями дифференцированный подход, т.е. необходимо учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, культуру педагогической грамотности семьи. Также сформулированы  и требования по взаимодействию с родителями. Одно из которых – это обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Одним из направлений работы нашего детского сада является работа по обучению детей безопасному поведению на улицах города. Но не только дети обучаются этому. Оказалось, что и родители нуждаются в повышении уровня знаний по данной теме.

Работа с семьей – тема достаточно актуальная. И мы уже не знаем, что придумать и чем завлечь родителей в образовательный процесс.

Часто мы встречаемся с проблемами в работе с родителями.

Использование фасилитативных технологий дало положительные результаты.

Фасилитативные технологии при работе с семьей, технологии облегчающие, продвигающие, снимающие барьеры между родителями и педагогами. Наша задача состоит в том, чтобы сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса, в воспитании грамотного пешехода.

Сотрудничество, общение на равных – это такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать контролировать. Технологии фасилитации позволяют по-другому, взглянуть на роль педагога в работе с детьми и родителями по воспитанию безопасности на дорогах, на место родителей в этом процессе, на позиции ребенка в групповой работе. Для активизации позиции родителей, для вовлечения их в жизнь группы, начала с улучшения качества проводимых родительских собраний. С этой целью использовала интерактивные методы при организации собрания. Интерактивный – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие родителей с педагогом и друг с другом.

Хочу вам рассказать о некоторых методах, которые использую в своей работе.

Одной из традиционных форм работы с родителями являются родительские собрания, на которых мы знакомим родителей с программными требованиями по обучению детей ПДД, говорим о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице. Собрания, проводимые нами форме «Дискуссии», «Круглого стола», «Деловой игры». Собрания-дискуссии по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма позволяли родителям высказывать и аргументировать свои мысли, и привести доказательства своей правоты.

Начало разное, будь это «Деловая игра» или «Круглый стол», родителям нравятся перед началом собрания такие игры, как например «Игра в мяч» - родители и педагог встают в круг. Воспитатель берет мяч и бросает его одному из участников. Участники должны, назвать каким должен быть пешеход. Или же «История с продолжением» педагог держит в руках предмет, (например макет светофора или жезл) начинает о нем рассказывать, другие члены группы по очереди добавляют фразы, чтобы получился целостный рассказ. Содержание рассказа должно быть связано с обсуждаемой проблемой.

Говоря о теме встречи: её определить помогает приём «Фишбоун». Фишбоун переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы». В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. 

тИнтересны родителям собрания, частью которых является «Мозговой штурм» - цель которого уточнить и закрепить знания родителей о правилах дорожного движения

Еще один очень интересный приём: Это Синквейн

В форме Синквейна провожу рефлексию по итогам собрания. Синкве́йн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В России стала использоваться с 1997 года. При написании Синквейнов брали ключевое слово «велосипед» и вот, что у нас получилось:

-Велосипед Быстрый, двухколесный. Едет, мчится, тормозит. Тише едешь – дальше будешь Опасен.

- Велосипед Удобный, быстрый. Везет, едет, мчится Ездить быстро – быть беде. Небезопасно.

Использование перечисленных интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволило значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления родителей по обучению детей ПДД.

Такая новая форма как «Хочу всё знать» показала эффективное сотрудничество воспитателя с семьями, потому что в век занятости не всегда у родителей хватает времени на долгие задушевные разговоры с педагогом, а задать вопрос необходимо, вот использование почты доверия решило эту проблему. Где в письменной форме родители задавали интересующие их вопросы, и я, старалась ответить на их вопросы, помещая ответы в информационных уголках. Обучая детей безопасному поведению на дороге, пропагандирую знания среди родителей, использую информационно-коммуникативные технологии: папки-передвижки с советами, рекомендациями, фотовыставки, листовки-обращения о соблюдении правил дорожного движения, памятки, буклеты, которые считаю удобной формой взаимодействия с родителями, так как они небольшие по размеру, мобильны каждый родитель может взять с собой.

Тематические акции «Я пристегнулся - пристегнись и ты», «Подари книжку по правилам дорожного движения» – это одна из интерактивных форм работы с родителями и были направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле образования и воспитания ребёнка по правилам дорожного движения.

Проведённые совместные развлечения «Важнее всех средств - детское удерживающее устройство», «Страна дорожных знаков и правил», «Наш друг регулировщик» помогли сблизить участников педагогического процесса, родители выступали в роли непосредственных участников, проявляя смекалку, ловкость в некоторых конкурсах.

В группе систематически организовываются выставки детских поделок, аппликаций, рисунков по теме изучения дошкольниками Правил дорожного движения. Во время бесед ориентирую родителей на то, чтобы они постоянно решали с ребенком проблемные ситуации на дороге, настойчиво и терпеливо разъясняли ему правила пешехода и пассажира и сами были в этом примером.

Работа, по изучению с детьми правил безопасного поведения на дороге, невозможна без создания в группе развивающей предметно - пространственной среды, где в игровой форме дети могут закрепить знания, полученные на занятиях, экскурсиях, беседах. Большую роль в оформлении группы оказали родители.

Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Интересной формой работы является организация сюжетно-ролевых игр по правилам дорожного движения.

Для развёртывания сюжета необходимы атрибуты. Согласитесь, приобрести не все пособия можно, сделать самим тяжело, не хватает времени и порой умения. Я обратилась за помощью к родителям. И наш центр пополнился такими атрибутами, как костюм регулировщика, который нам любезно предоставила семья воспитанника. Так как дети старшего возраста в одной игре объединяют несколько сюжетов, то, кстати, пришлись медицинские халаты, которые появились в нашем центре не без помощи родителей. Макет светофора сделан дедушкой.

Так возникла идея проведения дней добрых дел, и мы назвали его «День мастеров». Преимущества этой работы неоспоримы и многочисленны. Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие. Во-вторых, идёт установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.

Родители с удовольствием приходили и все вместе родители, дети, воспитатели выполняли работу по пополнению центра пособиями.

Были совместно сделаны атрибуты для макета. Ведь игры с использованием макета позволяют закрепить знания о дорожных знаках и дорожной разметки, активизировать детей на самостоятельность.

тИнтересной была коллективная работа по изготовлению лэпбука, который был красочно оформлен. В нём тема безопасности на дорогах раскрыта через стихи, игры, физминутки, ситуации, лабиринты. Всё это помогло детям понять, запомнить и систематизировать знания по данной теме.

Изготовление книжек - малышек развивает у воспитанников устойчивый интерес к книге, а также бережного отношения к ней. Ведь книжки-малышки были созданы в совместной деятельности с родителями, где дети самостоятельно иллюстрировали книги, а родители подбирали стихи, загадки по правилам дорожного движения для юных пешеходов.

Создание плаката «Свет зелёный - путь открыт!» вместе с мамой позволило закрепить умение вырезывать, аккуратно приклеивать, а самое главное позволило сформировать у детей чувство ответственности за свою жизнь.

Проделанная работа с использованием фасилитативных технологий в работе с родителями позволила повысить качество образовательного процесса по воспитанию безопасности дорожного движения, родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками.



























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.