12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шарова Наталья Владимировна112


«ЧОУ СОШ «Оренбургская Епархиальная православная гимназия им. св. пр. Иоанна Кронштадтского»


Рассмотрено

на заседании ШМО

Руководитель МО

___________ /Пфейфер М.А./

подпись ФИО

Протокол №__1__

от «25» августа 2021г.



Согласовано

Заместитель руководителя по УВР

_____________/А.А.Запрометова/

подпись ФИО

«30» августа 2021г.




Утверждено

Директор гимназии

___________ /протоиерей Георгий Горлов /

подпись ФИО

Приказ №__1____ от

«30» августа 2021г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


"Обществознание"

8класса


Автор-составитель:

Шарова Наталья Владимировна,

учитель истории и обществознания










Оренбург

2021г.

Оглавление



Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса______________________________

Раздел II. Содержание учебного предмета, курса___________________________________________________

Раздел III. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания_________

Приложение ___________________________________________________________________________________

Оценочные материалы__________________________________________________________________________

Методические материалы_______________________________________________________________________



















Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» предназначена для обучающихся 10 класса и разработана на основании следующих документов:

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. № 19644), с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644 (регистрационный № 35915); от 31.12.2015 г. № 1577 (регистрационный номер № 40937);

ООП ООО ЧОУ СОШ «Оренбургская Епархиальная православная гимназия им. св. пр. Иоанна Кронштадтского» (протокол № 6 от 31.05.2016 г.);

положение о рабочей программе ЧОУ СОШ «Оренбургская Епархиальная православная гимназия имени св. пр. Иоанна Кронштадтского» (протокол № 6 от 31.05.2019 г.)


I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


Выпускник на базовом уровне научится:


Человек. Человек в системе общественных отношений

Выделять черты социальной сущности человека;

определять роль духовных ценностей в обществе;

распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

различать виды искусства;

соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;

выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;

выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;

выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;

анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;

различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;

выявлять особенности научного познания;

различать абсолютную и относительную истины;

иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;


выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;


выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.


Общество как сложная динамическая система


Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;


выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;


приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;


формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.


Правовое регулирование общественных отношений

Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;

выделять основные элементы системы права;

выстраивать иерархию нормативных актов;

выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;


различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;


обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;


аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;

раскрывать содержание гражданских правоотношений;


применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;


различать организационно-правовые формы предприятий;

характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;


давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;


находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;


характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;

иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;


извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);


объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:


Человек. Человек в системе общественных отношений


Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;


применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;

оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;

характеризовать основные методы научного познания;

выявлять особенности социального познания;

различать типы мировоззрений;

объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;

выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.


Общество как сложная динамическая система

Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;


выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;


систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).


Правовое регулирование общественных отношений

Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;

перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;

характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;

ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;

выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;


применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;


оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;


характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.


II. Содержание учебного предмета, курса


Человек. Человек в системе общественных отношений


Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль. Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки.

Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.


Общество как сложная динамическая система


Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.


Правовое регулирование общественных отношений


Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.


Ш. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания.

, п/п

Наименование разделов, тем

Содержание воспитательного потенциала урока

Кол-во часов

Дата

1

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

Воспитание уважения к исторической личности

1


2

Мировоззрение, его типы.

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений,

1


3

Виды человеческих знаний. Познание мира. Формы познания.

Повышение познавательной мотивации школьников,

1



4

Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина.

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту учебного материала,

1



5

Входная контрольная работа

Вырабатывание личностного отношения учащихся к образованию как ценности.

1



6

Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина.

Повышение познавательной мотивации школьников,

1



7

Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность.

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений,

1



8

Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность

Формирование представления о ценности информационного пространства

1



9

Мотивация деятельности, потребности и интересы.

Формирование культуры чтения

1



10

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.

Формирование навыков безопасного поведения

1



11

Общественное и индивидуальное сознание

Повышение познавательной мотивации школьников,

1



12

Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения.

Развитиея опыта ведения конструктивного диалога, командной работы;

1



13

Социальное взаимодействие и общественные отношения.

Повышение внимания школьников к обсуждаемой информации и познавательной деятельности учеников.

1



14

Системное строение общества: элементы и подсистемы.

Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающее школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи

1



15

Системное строение общества: элементы и подсистемы.

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений

1



16

Основные институты общества. Социализация индивида, агенты (институты) социализации

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам на основе христианского миропонимания (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; понимание значения нравственности, веры и Церкви в жизни человека, семьи и общества).

1



17

Духовная жизнь и духовный мир человека.

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений

1



18

Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура.

Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов

1



19

Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура.

Обеспечение современных активностей обучающихся с использованием ИКТ и дистанционных образовательных технологий

1



20

Многообразие и диалог культур


1



21

Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания.

Формирование представления о ценности информационного пространства

1



22

Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания.

Формирование культуры чтения

1



23

Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Формирование навыков безопасного поведения

1



24

Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений,

1



25

Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества.

Активизация познавательной деятельности учащихся

1



26

Искусство, его основные функции.

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений

1



27

Мораль. Нравственная культура

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту учебного материала,

1



28

Многовариантность общественного развития.

Вырабатывание личностного отношения учащихся к образованию как ценности.

1


29

Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Повышение познавательной мотивации школьников,

1


30

« Человек и общество»

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений,

1


31

Право в системе социальных норм.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем,

1


32

Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права.

Формирование ответственного отношения к учению;

1


33

Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права.

Формирование уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

1


34

Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений,

1


35

Гражданство Российской Федерации.

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам на основе христианского миропонимания (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; понимание значения нравственности, веры и Церкви в жизни человека, семьи и общества).

1


36

Конституционные права и обязанности гражданина РФ.

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений

1


37

Конституционные права и обязанности гражданина РФ.

Воспитание осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

1


38

Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.

Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

1


39

Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений,

1


40

Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения

Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов

1


41

Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства.

Обеспечение современных активностей обучающихся с использованием ИКТ и дистанционных образовательных технологий

1


42

Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений,

1


43

Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права.

Социализация: освоение обучающимися социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, базирующихся на христианстве.

1


44

Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование.

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

1


45

Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений,

1


46

Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Активизация познавательной деятельности учащихся

1


47

Организационно-правовые формы предприятий.

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту учебного материала,

1


48

Организационно-правовые формы предприятий.

Вырабатывание личностного отношения учащихся к образованию как ценности.

1


49

Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Повышение познавательной мотивации школьников,

1


50

Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений,

1


51

Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем,

1


52

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Формирование ответственного отношения к учению;

1


53

Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса.

Формирование уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

1


54

Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса.

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений,

1


55

Особенности административной юрисдикции.

Воспитание осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

1


56

Особенности административной юрисдикции.

Воспитание готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

1


57

Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса


1


58

Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса

Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов

1


59

Конституционное судопроизводство.

Обеспечение современных активностей обучающихся с использованием ИКТ и дистанционных образовательных технологий

1


60

Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений,

1


61

Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.

Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России и Небесного Отечества, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа

1


62

«Правовое регулирование общественных отношений».

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений,

1


63

Повторение

Социализация: освоение обучающимися социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, базирующихся на христианстве.

1


64

Итоговое повторение.

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

1


65

Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа.

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений,

1


66

«Конституционные права и обязанности гражданина РФ».

Воспитание духовно полноценной, трудолюбивой личности, патриота Отечества;

1


67

«Организационно-правовые формы предприятий»

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений,

1


68

«Особенности уголовного процесса».

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту учебного материала,

1


69

Итого


68

































Приложение

Оценочные материалы


Входная контрольная работа


Вариант № 1

1. Задание   Что отличает человека от животного?

 1) наличие физиологических потребностей         2) забота о потомстве

3) способность к сознательной деятельности         4) приспособление к природной среде

2. Задание

Юля от природы обладает музыкальным слухом, но она не стала заниматься музыкой, чтобы развить это качество. Какое понятие характеризует способности Юли?

 1) мастерство       2) задатки       3) гениальность        4) талант

3. Задание

Каков отличительный признак глобальных проблем?

 1) затрагивают все человечество         2) не имеют путей решения

3) приводят к отрицательным последствиям             4) относятся к сфере экономики

4. Задание

Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и общества?

А. Общество развивается изолированно от природы.

Б. Природа и общество развиваются по одинаковым законам.

 1) верно только А        2) верно только Б      3) верны оба суждения      4) оба суждения неверны

5. Задание

Принцип: «Поступай по отношению к людям так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе», — выражает требование

 1) морали         2) науки          3) искусства       4) права

6. Задание

Верны ли следующие суждения о гражданственности как позиции личности?

 А. Гражданственность предполагает следование определённым нравственным принципам.

Б. Гражданственность, прежде всего, утверждает ценность человека как личности.

 1) верно только А         2) верно только Б              3) верны оба суждения     4) оба суждения неверны

7. Задание

Фирма Z занимается охраной частных лиц и предприятий. К труду как фактору производства фирмы относятся (- ится)

 1) средства связи           2) клиенты фирмы          3) здание фирмы            4) штат сотрудников

8. Задание

Что из перечисленного относится к расходной части государственного бюджета?

 1) заработная плата работников акционерных обществ с участием государства

2) акцизные сборы                3) проценты по государственным ценным бумагам

4) сумма административных штрафов

9. Задание

В каком из перечисленных примеров речь идет о сохранении своих накоплений от обесценивания?

 1) Татьяна приобрела квартиру в престижном районе     2) Сергей хранит сэкономленные средства дома

3) Иван приобрёл новый автомобиль     4) Марина застраховала принадлежащие ей драгоценности от кражи

10. Задание

Верны ли следующие суждения о безработице?

 А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.

Б. Безработица присуща всем экономическим системам.

 1) верно только А          2) верно только Б          3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

11. Задание

Н. с рождения является членом данной социальной группы. При жизни он не может перейти в другую группу. Для этого ему надо родиться еще раз. Его социальное положение закреплено в религиозных верованиях данного народа. К какой социальной группе принадлежит Н.?

 1) класс             2) страта          3) каста            4) сословие

12. Задание

Примером каких санкций является привлечение гражданина К. к юридической ответственности и лишение его свободы на определённый срок?

   1) формальных положительных    2) неформальных отрицательных

3) формальных отрицательных     4) неформальных положительных

13. Задание

Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

 А. Стремление сторон отстоять свои взгляды — одна из причин социального конфликта.

Б. Социальные конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.

 1) верно только А             2) верно только Б              3) верны оба суждения      4) оба суждения неверны

14. Задание

Способ образования и правовое положение высших органов власти называется

 1) разделением властей           2) формой правления            3) политическим режимом

4) государственным суверенитетом

15. Задание

Согласно нашей Конституции депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В этом проявляется избирательное право

 1) косвенное         2) активное           3) равное              4) пассивное

16. Задание

Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

 А. Гражданское общество выражает частные интересы людей в различных сферах.

Б. Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности.

 1) верно только А           2) верно только Б         3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

17. Задание

Правовой акт, представляющий собой решение по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при решении всех аналогичных дел, называется

 1) правовым обычаем   2) нормативно-правовым актом   3) правовым прецедентом   4) естественным правом

18. Задание

Конституционной обязанностью граждан РФ является

 1) уплата налогов       2) участие в экономической жизни государства      3) работа в органах социальной защиты       4) участие в работе парламента

19. Задание

Василий заключил договор на строительство дачного домика, но работники строительной фирмы нарушили установленные сроки. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?

 1) административного права       2) трудового права

3) уголовного права

4) гражданского права

20. Задание

Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

 А. Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой.

Б. Конституция является сводом законов Российской Федерации.

 1) верно только А      2) верно только Б        3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

21. Задание

В приведённом списке указаны черты сходства демократического и недемократического режимов и черт различия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номер черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.

 

1) существование оппозиции и плюрализма

2) господство единой идеологии

3) участие народа в формировании политической власти

4) провозглашение прав и свобод граждан

 

Черты сходства

Черты отличия





22. Задание

Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями государства в рыночной экономике: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

 

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

А) обеспечение охраны правопорядка

Б) организация работы общественного транспорта

В) выплата пенсий, субсидий

Г) государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров

Д) бесплатное обеспечение отдельных групп граждан лекарственными препаратами

 

1) социальное обеспечение населения

2) производство общественных благ

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 











 Ключи вариант № 1


1. Задание

Ответ: 3

12. Задание

Ответ: 3

2. Задание

Ответ: 2

13. Задание

Ответ: 3

3. Задание

Ответ: 1

14. Задание

Ответ: 2

4. Задание

Ответ: 4

15. Задание

Ответ: 4

5. Задание

Ответ: 1

16. Задание

Ответ: 3

6. Задание

Ответ: 1

17. Задание

Ответ: 3

7. Задание

Ответ: 4

18. Задание

Ответ: 1

8. Задание

Ответ: 3

19. Задание

Ответ: 4

9. Задание

Ответ: 1

20. Задание

Ответ: 1

10. Задание

Ответ: 4

21. Задание

Ответ: 3412

11. Задание

Ответ: 3

22. Задание

Ответ: 22121










Вариант № 2

1. Задание 1 В отличие от природы, общество

 1) обусловлено деятельностью человека       2) находится в постоянном развитии

3) состоит из взаимосвязанных элементов        4) является частью материального мира

2. Задание

Для обозначения совокупности социально значимых качеств человека традиционно используют понятие

 1) индивид        2) талант           3) способности         4) личность

3. Задание

На уроке школьники изучали семейное законодательство РФ на примере дела о разводе одной семейной пары. Субъектом данной учебной деятельности является(-ются)

 1) семейное законодательство        2) урок         3) школьники        4) семейная пара

4. Задание

Верны ли суждения об обществе?

 А. Общество — это исторический этап в развитии человечества.

Б. Общество — это отдельная страна, государство, регион.

 1) верно только А           2) верно только Б          3) верны оба суждения       4) оба суждения неверны

5. Задание

Среди населения государства А. популярны те произведения культуры, которые понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения вне зависимости от уровня образования. Хотя эти произведения не отличаются большой художественной ценностью, у них самая широкая аудитория. Назовите эту форму культуры.

 1) элитарная           2) народная         3) доминирующая        4) массовая

6. Задание

Верны ли следующие суждения о мировых религиях?

 А. Древнейшей из мировых религий является буддизм.

Б. Наиболее молодая из мировых религий — ислам.

 1) верно только А        2) верно только Б        3) верны оба суждения         4) оба суждения неверны

7. Задание

Иван приобрёл в книжном магазине необходимые учебники. Этот пример иллюстрирует

 1) распределение         2) обмен          3) производство             4) потребление

8. Задание

И в рыночной, и в командной экономике

 1) директивное ценообразование           2) устанавливаются хозяйственные пропорции

3) ведущие позиции занимает государственная собственность      4) труд является товаром

9. Задание

Если человек сам, соблюдая закон, изготавливает какую-либо вещь для себя, он становится её собственником. Это — пример

 1) основания приобретения права собственности        2) защиты права собственности

3) защиты прав малого бизнеса             4) купли-продажи товара

10. Задание

Верны ли следующие суждения о формах собственности?

 А. Одним из путей увеличения доли государственной собственности является национализация.

Б. Конкурентная борьба производителей возможна лишь в условиях частной собственности.

 1) верно только А           2) верно только Б          3) верны оба суждения     4) оба суждения неверны

11. Задание

Род, племя, народность — это примеры

 1) демографических групп           2) этнических общностей        3) общественных страт

4) исторически сложившихся типов общества

12. Задание

Пётр после двадцати лет работы на заводе стал начальником отдела. Это — пример

 1) горизонтальной социальной мобильности             2) социальной стратификации

3) вертикальной социальной мобильности           4) социального неравенства

13. Задание

Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

 А. Все социальные нормы имеют формальный характер.

Б. Как правило, социальные нормы фиксируются в нормативных правовых актах.

 1) верно только А           2) верно только Б        3) верны оба суждения         4) оба суждения неверны

14. Задание    

Что понимается под формой правления государства?

 1) организация высших органов власти                   2) политический режим

3) распределение власти по территории страны         4) политическая система

15. Задание

В США в середине XIX века избирательные права получили все белые мужчины, затем — бывшие рабы, а в 1920 г. — женщины. Это движение в направлении к избирательному праву

 

1) равному         2) формальному         3) прямому             4) всеобщему

16. Задание

Верны ли следующие суждения о политических режимах?

 А. К демократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет парламент — коллективный законодательный орган.

Б. К недемократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет правитель с неограниченной властью.

 1) верно только А              2) верно только Б             3) верны оба суждения      4) оба суждения неверны

17. Задание

Административным проступком является

 1) угон автомобиля             2) выгул собаки на детской площадке

3) прогул рабочей смены без уважительной причины      4) отказ уплатить арендную плату за съемную квартиру

18. Задание

Что из перечисленного отличает государство от других политических институтов?

 1) монополия на использование средств массовой информации

2) выражение интересов отдельных социальных групп         3) опора на легальное насилие

4) публичный характер деятельности

19. Задание

Гражданин поливал на балконе цветы и уронил горшок с цветком на капот стоявшего перед домом автомобиля. Нормы какой отрасли права регулируют отношения гражданина с владельцем автомобиля?

 1) конституционного права         2) административного права       3) гражданского права

4) финансового права

20. Задание

Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?

 А. Международное гуманитарное право запрещает применять любое оружие.

Б. Целью международного гуманитарного права является полное запрещение войн как форм социальных конфликтов.

 1) верно только А            2) верно только Б           3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

21. Задание

В приведённом списке указаны черты сходства и черты различия между прямыми и косвенными налогами. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.

 1) обязательный безвозмездный платеж              2) устанавливается в виде надбавки к цене или тарифу

3) не могут быть переложены на других лиц       4) взимаются как с юридических, так и с физических лиц


Черты сходства

Черты отличия






22. Задание 22 

Установите соответствие между признаками и формами политического участия граждан РФ, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 

ПРИЗНАКИ

 

ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО

УЧАСТИЯ РФ

А) организация работы участков для голосования

Б) один гражданин имеет один голос

В) голосование за кандидата на пост Президента РФ

Г) установленная законом периодичность проведения

Д) одобрение или неодобрение какого-либо решения

 

1) только выборы

2) только референдум

3) и выборы, и референдум

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

















Ключи к варианту № 2


1. Задание

Ответ: 1

12. Задание

Ответ: 3

2. Задание

Ответ: 4

13. Задание

Ответ: 4

3. Задание

Ответ: 3

14. Задание

Ответ: 1

4. Задание

Ответ: 3

15. Задание

Ответ: 4

5. Задание

Ответ: 4

16. Задание

Ответ: 3

6. Задание

Ответ: 3

17. Задание

Ответ: 2

7. Задание

Ответ: 2

18. Задание

Ответ: 3

8. Задание

Ответ: 2

19. Задание

Ответ: 3

9. Задание

Ответ: 1

20. Задание

Ответ: 4

10. Задание

Ответ: 3

21. Задание

Ответ: 1423

11. Задание

Ответ: 2

22. Задание

Ответ: 33112













Критерии оценивания:

- на оценку «2» - от 11 до 0 баллов;

- на оценку «3» - от 14 до 12 баллов;

- на оценку «4» - от 19 до 15 баллов;

- на оценку «5» - от 23 до 20 баллов.

Время выполнения -40 мин.



Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа. 

  Вариант 1.

 Часть А. Выберите ответ.

 

1.Понятие «общество» включает в себя

 1) природную среду обитания людей             3)принцип неизменности элементов

 2) формы объединения людей                         4) окружающий мир



2.Отличительным признаком понятия «личность» является:

 1) членораздельная речь                                    3)наличие физических потребностей

 2)способность брать ответственность  на себя           4)сознание и мышление





 3.Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

 А.Отдельные произведения могут создаваться по заказу государственных органов

 Б.Введение цензуры в СМИ иллюстрирует связь политической и духовной сфер жизни

      общества

   1)верно только А                                                   3) верны оба суждения

   2)верно только Б                                                    4) оба суждения неверны



4.В познавательной деятельности в отличие от других видов деятельности цель     заключается в

   1) получении достоверных знаний                    3) преобразовании окружающего мира

   2) общении с окружающим миром                    4) оценке окружающей действительности



5.Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения?

 1) познавательную                                                3) объяснительную

 2) прогностическую                                              4) социальную



6. Восприятие – это

   1)форма рационального познания                      3)способ объяснения мира

   2)присущее только человеку психическое        4)форма чувственного познания

     свойство

7.И нормы морали, и нормы права

 1)выражаются в официальной форме                3)регулируют общественные отношения

 2)создаются государством                                   4)обеспечиваются силой государства

8. Производство продуктов преимущественно для собственного потребления характерно

    для экономики

   1) рыночной                                                      3)смешанной

   2) традиционной                                               4) командной

9.К отрицательным последствиям рыночной экономики относится

   1)свободное ценообразование                         3)конкуренция

   2)неравенство в распределении благ              4) безработица



10.Политический режим, которому свойственно четкое разделение властей,    многопартийность, гарантированность свобод граждан, регулярные выборы называется

    1)тоталитарным                                               3)демократическим

    2)авторитарным                                               4)олигархическим



11.К отличительным признакам правового государства относится

    1) реализация принципа разделения властей          3)установление и взимание налогов

    2) принятие общеобязательных для                         4)действия принципа верховенства

        населения решений                                                  государственной власти

 Часть В.

 

1.Запишите слово, пропущенное в схеме.

 Примеры социальных общностей, образованных по _______________ признаку: дети, подростки, молодежь, пожилые. 

2.Назовите понятие общее для данного ряда или объединяющее данный ряд и запишите его в ответ.

 Семья, государство, церковь, СМИ, профсоюзы

 Ответ: ______________________________



3.Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции в первом столбце подберите соответствующую позицию

во втором столбце.

ПРАВООТНОШЕНИЯ                                               ОТРАСЛИ ПРАВА

1) гражданин был принят на работу                                А) трудовое право

   механиком                                                                       Б) семейное право

2) суд установил опеку над несовершеннолетним        В) уголовное право

3) суд признал, что деяние было совершено

    в состоянии необходимой обороны

4)гражданину был предоставлен ежегодный отпуск

5)гражданин был признан виновным и приговорен

    к лишению свободы

Запишите последовательность букв в таблицу, а затем перенесите их в ответ.

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 





Часть С

Раскройте смысл высказывания и изложите свою точку зрения на выдвинутое автором положение. Используйте при этом знания, соответствующие понятия обществознания,

а также факты общественной жизни, собственный жизненный опыт.

 

«Никто не становится хорошим человеком случайно»

Тит Макций Плавт, римский ученый



             

Вариант 2



Часть А.Выберите ответ.



1.К характеристике общества как системы относится

 1) неизменность во времени                            3) часть природы

 2) способы взаимодействия и формы             4) материальный мир в целом

      объединения людей 

                                   

2.Человек в отличие от животного способен

  1) совершать привычные действия                 3)проявлять эмоции

 2) предварительно обдумывать свое              4) заботится о потомстве

      поведение

3.Верны ли следующие суждения, характеризующие отношения элитарной и массовой   культуры?

      Элитарная культура может

 А.Быть источником идей, приемов и образов для массовой культуры

 Б.Финансируется за счет прибыли, полученной в сфере массовой культуры

   1)верно только А                                                   3) верны оба суждения

  2)верно только Б                                                    4) оба суждения неверны



4.Труд в отличие от познания

1)носит целенаправленный характер             

2)предполагает обязательное использование техники    

3)направлен на достижение практической пользы

4) осуществляется только человеком

 

5.Какую функцию науки иллюстрирует создание искусственных заменителей сахара для

    Людей, страдающих различными заболеваниями?

 1) познавательную                                                3)социальную

 2) прогностическую                                              4) объяснительную



6. Укажите форму рационального познания

   1) восприятие                                                       3) представление

   2) понятие                                                             4) память 

 7.Правило поведения, установленное и поддерживаемое государством, является

 1) политической нормой                                      3) правовой нормой

 2) моральной нормой                                           4) религиозной нормой



8. К признакам рыночной экономики относится

   1) преобладание государственной   собственности                                                                

2)регулирование цен государственным органом управления экономикой    

   3)существование государственных планов,  обязательных для производителей                 

4)отсутствие планового регулирования государством количества продукции



9. Потребитель- это тот, кто

   1) определяет качество товара                         3) влияет на доступность товара

   2) устанавливает надбавку к цене товара       4)приобретает и использует товар



10.   Семья в отличие от других социальных институтов выполняет функцию

        1) воспитательную                                        3)эмоционально-психологическую

        2) репродуктивную                                       4) социально-статусную

11.Характерной чертой тоталитарного общества является

    1)наличие всеобщего избирательного права и свободных выборов

    2)конкуренция в борьбе за власть различных партий

    3)уважение и защита законом прав меньшинства

    4)закрытость власти от общества, отсутствие подлинной информации о ее действиях



Часть В.

 1.Запишите слово, пропущенное в схеме.

Правовой обычай Судебный прецедент Нормативно-правовой акт Естественное право. _______________________ права


2.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие

   «признаки государства». Найдите и запишите в ответ «выпадающий» термин:

   Территория, налоги, республика, суверенитет, публичная власть

 Ответ: ______________________________



3.Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом: к каждой

позиции, данной в первом столбце подберите соответствующую позицию во втором столбце.

 КРИТЕРИИ СТАТУСА                                                  ВИДЫ СТАТУСА

1) национальность                                                            А) достигаемый

2) профессия                                                                      Б) предписанный

3) пол

4) образование

5)социальное происхождение

Запишите последовательность букв в таблицу, а затем в ответ.

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

Часть С.

Раскройте смысл высказывания и изложите свою точку зрения на выдвинутое автором положение. Используйте при этом знания, соответствующие понятия обществознания,

а также факты общественной жизни, собственный жизненный опыт.

 

«Законы должны для всех иметь одинаковый смысл».

Ш.Монтескье

 





























Ключ к тесту



Вариант 1.

Вариант 2.

Часть А.

Часть А.

1.2

1.2

2.2

2.2

3.3

3.3

4.1

4.1

5.4

5.3

6.4

6.4

7.3

7.3

8.2

8.4

9.2

9.4

10.3

10.3

11.1

11.4

Часть В.

Часть В.

1.возрастной

1. источники

2. социальные институты

2. республика

3. 1а, 2б, 3в, 4а, 5в

3. 1б, 2а, 3б, 4а, 5а




Методические материалы

Объяснительно-иллюстративное обучение

Оно обеспечивает восприятие обучающимися учебной информации с одновременным ее обобщением, усвоением понятий, законов, теорий. Используемые практические упражнения призваны обеспечить углубление, закрепление знаний, умений и навыков, применения их в новых ситуациях. Они предусматривают и самоконтроль эффективности усвоения знаний, умений и навыков, повторение изученного. Эта технология обучения ориентирует на репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков. Она обеспечивает всестороннее и прочное усвоение учебной информации и овладения способами практической деятельности. Наиболее эффективна она в том случае, когда содержание учебного материала является преимущественно информативным и слишком сложным для того, чтобы ученики осуществляли самостоятельный поиск знаний. Целесообразна она и при изучении принципиально нового материала, так как у учащихся отсутствуют опорные знания для решения проблемных ситуаций.

Объяснительно-иллюстративное обучение обеспечивает быстрое усвоение учебной информации, формирование знаний, умений и навыков, что делает невозможным пробелы в знаниях. Кроме того, коллективное усвоение знаний дает возможность выявить типичные ошибки и ориентировать школьников на их устранение. Однако оно не предусматривает самостоятельного поиска учащимися в процессе овладения знаниями, не способствует подготовке людей с творческим мышлением, способных самостоятельно решать творческие познавательные задачи. Поэтому в школе наряду с объяснительно-иллюстративным используют проблемный, программированный, дифференцированное обучение.

Игровые педагогические технологии включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

 Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

     По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

 Технология разноуровневого обучения

Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагоги­ческих условий для включения каждого ученика в деятельность, соответ­ствующую зоне его ближайшего развития. Ее появление было вызвано тем, что традиционная классно-урочная система, ориентированная на обучение всех детей по унифицированным программам и методикам, не может обес­печить полноценного развития каждого ученика. Учитель в образователь­ном процессе имеет дело с учащимися, имеющими различные интересы, склонности, потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы. При традиционной классно-урочной системе эти особенности трудно учитываются.

Технология разноуровневого обучения предусматривает уровневую диф­ференциацию за счет деления потоков на подвижные и относительно гомо­генные по составу группы, каждая из которых овладевает программным ма­териалом в различных образовательных областях на базовом и вариативном уровнях (базовый уровень определяется государственным стандартом, вариа­тивный — носит творческий характер, но не ниже базового уровня).

Используются три варианта дифференцированного обучения:

на основе предварительной диагностики динамических характерис­тик личности и уровня овладения общеучебными умениями обучающиеся с на­чала обучения распределяются по классам, работающим по программам разного уровня;

внутриклассная дифференциация происходит в среднем звене, в за­висимости от познавательных интересов на добровольной основе создают­ся группы углубленного изучения отдельных предметов;

дифференциация за счет профильного обучения в основной школе и старших классах, организованная на основе психодидактической диагнос­тики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самопозна­ния и самоопределения школьника

Методическая литература:

Основная литература:

Обществознание. 10 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. / [Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2016;

Дополнительная литература:

Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по обществознанию: 10-11 классы. –М.: Издательство «Экзамен», 2005.

Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики. – М.: Школа-Пресс, 2000

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях. – М.: Проспект, КноРус, 2013. – 448с.

4. Конституция и государственная символика Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2012. – 64 с.

Мухаев Р.Т. Политология. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М,: Дрофа, 1997. – 384с

Электронные образовательные ресурсы:

Таблицы по основным разделам курса обществознания (сравнительные, обобщающие) за 10 класс.

Схемы по основным разделам курса обществознание (отражающие причинно-следственные связи, системность явлений и процессов и т.д.).




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.