Конспект внеклассного занятия «Фильмотерапия» (11-17 лет)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40» города Магнитогорска |
455021, г. Магнитогорск, ул. Калмыкова, д. 8, тел. 8(3519)41-77-61, school40m@yandex.ru
|
Шебарина Елена Леонидовна
Социальный педагог
г. Магнитогорск, Челябинская область
455049, 89512452637
(e-mail) - hsulga40@yandex.ru
Внеклассное занятия «фильмотерапией»
как метод самопознания личности
Пояснительная записка
Занятие предназначенно для психокоррекционной работы с подростками младшего и старшего возраста (11 – 17 лет)
Время работы – 45-120 минут.
Цель занятия: Развитие подростковой личности, профилактика депрессии воспитание нравственно-эстетических качеств у подростков.
Задачи кинотерапии:
1.Эмоционально пережить (отреагировать) и прожить участниками актуальные на данный момент жизни ситуации и проблемы.
2.Осознать и переосмыслить себя и свои цели, действия, чувства, потребности, психологические проблемы.
3.Развивать способность самонаблюдения и умение быть честными перед самими собой в своих чувствах и поступках, чтобы управлять своей жизнью в позиции объективного наблюдения ситуации.
4.Развивать способность к самораскрытию, искренности в выражении чувств и нахождению в контакте с чувствами и смыслами других людей, способность к сопереживанию.
5.Формировать позитивное мышление и способность видеть многомерность и многозначность своих мотивов и мотивов значимых для них людей.
6. Определить фильмы, положительно влияющие на психику подростка и рекомендовать их для просмотра среди школьников.
Актуальность занятия:
Актуальность в том, что подростковый период – трудный период в развитии личности, и наша задача – помочь подростку.
Суть кинотерапии: Вся индустрия синематографа ориентирована на то, чтобы погрузить зрителя в другую реальность. Камера столь же подвижна, как взгляд человека, музыка рождает определенное эмоциональное состояние. В таком измененном состоянии мы начинаем переживать то же, что и герои кино, а значит, вместе с ними справляться с конфликтами и травмами, испытывать сильные эмоции и безопасным образом высвобождать накопленное напряжение. Мы частично или полностью присваиваем себе характеристики другого человека (киногероя), бессознательно имитируем его, чтобы усвоить новый образ мыслей и действий и в дальнейшем сделать это частью собственной личности». Обычно мы, сами не замечая, больше всего симпатизируем одному из героев фильма, который на нас чем-то неуловимо похож. Проходя вместе с ним через все испытания, мы как будто сами становимся немного мудрее и сильнее.
В кинотерапии рассматриваются проблемы жизни во всех сферах, свободы и ответственности, любви и отчуждения, смысла и бессмысленности, человека, общества и выбора.
Кинотерапия борется с:
· депрессией
· страхами
· одиночеством
· зависимостями, в том числе и трудоголизмом
· созависимостью
· навязчивыми мыслями и действиями
· опустошенностью и суицидальным поведением
· горем, переживанием утрат и конечности существования
· кризисами и жизненными неудачами
· нерешительностью и потерей жизненных ориентиров
· потерей ощущения полноты жизни и др.
Терапевтический эффект кинотерапии:
· понимание человеком, в частности подростком, уникальной сути своей жизненной ситуации
· выбор отношения к своему настоящему, прошлому и будущему
· развитие способности действовать, принимая ответственность за последствия своих действий.
Кинотерапия – это метод ещё более эффективный, чем библиотерапия, так как фильм содержит не только фабулы, сюжет, но и визуальный ряд, музыкальное сопровождение. Все это действует на состояние человека более интенсивно и раньше, чем прочитанная книга. Просмотр кинофильма менее утомителен и более приемлем для человека, не любящего читать, что свойственно современному подростку.
Мы разберем кинотерапия на примере одного занятия, просмотрев фильм «Честное пионерское».
Рекомендации при проведении кинотерапии:
Первый этап кинотерапии – подготовительный.
Подготовка к проведению занятия заключается в выборе фильма и в составлении программы проведения занятия. Организатор обязательно заранее просматривает фильм и анализирует его, чтобы избежать непредвиденных реакций. Фильм должен являться высокохудожественным произведением, должен иметь строгую и четкую тематическую линию. Выбирать лучше такой фильм, который по времени не превышает 60 минут.
Основной этап — просмотр фильма.
Промежуток между просмотром и обсуждением не должен превышать 30 минут.
Просмотр фильма, во время которого внимание участников обращается на:
· образы и стили поведения героев фильма, которые им неприемлемы;
· позитивность или негативность динамики фильма и музыки;
· эмоциональные и физиологические переживания ;
· стереотипы, которые разыгрываются героями.
Заключительный этап кинотерапии — обсуждение фильма. Высказываются все желающие, сообщая о том, что запомнилось из фильма, что вызвало наибольшее впечатление. Особое внимание при обсуждении фильма уделяется главным героям, анализируются чувства, мысли, реакции, которые вызвали у участников тренинга те или иные персонажи. В процессе просмотра фильма человек сливается с одним из героев, если ему близко настроение персонажа или ситуация, которая обыгрывается в фильме. Иногда анализ поведения и мотивов поступков персонажей помогают человеку, в частности подростку, выразить те мысли, которые трудно было передать словами.
:
«Честное пионерское»
Кинофильм режиссёра Александра Карпиловского, вышедший на экраны в 2013 году. События фильма происходят в Советском Союзе. На дворе 1977 год, начало мая, и школьники готовятся к смотру пионерских отрядов. Главных героев — шестиклассников Мишку и его верного друга Димку – сложно назвать образцовыми пионерами, но зато они настоящие товарищи, инициативные и во многом уже самостоятельные ребята.
На рыбалке Мишка падает в реку, и его спасает бездомная собака по имени Савва. Теперь нашим героям предстоит не только найти своему новому другу дом, но и столкнуться с очень сложным выбором: поступить, как велит им человеческий долг, прислушаться к своему внутреннему голосу, или пойти на поводу у окружающих – учителей, одноклассников, родителей.
Сегодня нам с экрана постоянно навязывают шаблоны супергероев, которые могут в одиночку одолеть десяток врагов, обладают суперспособностями, суперсилой и прочими «суперами». Вот только они бесконечно далеки от обычных подростков, которым помимо мифических персонажей нужны примеры взросления и становления таких вот простых ребят из жизни.
Которые пусть и ведут себя неидеально: и разговоры у них местами грубые, и съязвить могут, и соврать, наивно полагая, что бывает «ложь во спасение». Но именно эти свои заблуждения и ошибки им и предстоит осознать и исправить по ходу фильма.
Хотя сюжет и атмосфера советской идиллии, на первый взгляд, могут показаться довольно мягкими и детскими, события развиваются очень напряжённо, а глубина и важность поднимаемых вопросов, намного значительнее, чем у многих современных фильмов, предназначенных для взрослой аудитории.
Картина учит, прежде всего, смелости, но не той, которая нужна, чтобы в экстремальной ситуации броситься на амбразуру, а той, которая нужна постоянно в повседневной жизни, чтобы не быть трусом и не бояться поступать согласно голосу совести, даже когда, казалось бы, всё идёт против тебя.
Фильм довольно жизненный, он не идеализирует ни советских людей, ни эпоху в целом. В картине есть место и циничному алкоголику, пытающемуся заработать на несчастье ребят, и учителям, слишком увлечённым заботой о престиже школы, и юным подхалимам – начинающим карьеристам, которые хотят выслужиться и подняться за счёт других. Со всем этим придётся столкнуться главным героям.
Ожидаемые результаты: Картина учит смелости, но не той, которая нужна, чтобы в экстремальной ситуации броситься на амбразуру, а той, которая нужна постоянно в повседневной жизни, чтобы не быть трусом и не бояться поступать согласно голосу совести, даже когда, казалось бы, всё идёт против тебя.
Список используемых источников
1.Баженова Л.М. В мире экранных искусств. Книга для учителей начальных классов, воспитателей, родителей. – Изд-во ВИПК, ВИКИНГ, Ассоциация деятелей кинообразования, 1992. – 71 с.
2.Баранов О.А. Экран становится другом. – М.: Просвещение, 1979. – 96 с.
3.Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. Учебное пособие для среднего школьного возраста по предмету «Основы экранной культуры». – М.: SVR-Аргус, 1994. – 96 с.
4.Коноткин Э.О., Полторак Д.И., Цесарский Л.Д., Якушина Л.С. Использование средств звукозаписи в учебном процессе. – М.: Высшая школа, 1975. – 156 с.
5.Левшина И.С. Подросток и экран. – М.: Педагогика, 1989. – 176 с.