Конспект внеклассного занятия «Фильмотерапия» (11-17 лет)

2
0
Материал опубликован 23 July 2019 в группе

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40»

города Магнитогорска

455021, г. Магнитогорск, ул. Калмыкова, д. 8,

тел. 8(3519)41-77-61, school40m@yandex.ru

 

 

 

Шебарина Елена Леонидовна

 

Социальный педагог

 

г. Магнитогорск, Челябинская область

 

455049, 89512452637

 

               (e-mail) - hsulga40@yandex.ru                                                                               

 

 

Внеклассное занятия «фильмотерапией»

 как метод самопознания личности

Пояснительная записка

 

Занятие предназначенно для психокоррекционной работы с подростками младшего и старшего возраста (11 – 17 лет)

Время работы – 45-120 минут.

Цель занятия: Развитие подростковой личности, профилактика депрессии воспитание нравственно-эстетических качеств у подростков.

Задачи кинотерапии:

1.Эмоционально пережить (отреагировать) и прожить участниками актуальные на данный момент жизни ситуации и проблемы.

2.Осознать и переосмыслить себя и свои цели, действия, чувства, потребности, психологические проблемы.

3.Развивать способность самонаблюдения и умение быть честными перед самими собой в своих чувствах и поступках, чтобы управлять своей жизнью в позиции объективного наблюдения ситуации.

4.Развивать способность к самораскрытию, искренности в выражении чувств и нахождению в контакте с чувствами и смыслами других людей, способность к сопереживанию.

5.Формировать позитивное мышление и способность видеть многомерность и многозначность своих мотивов и мотивов значимых для них людей.

6. Определить фильмы, положительно влияющие на психику подростка и рекомендовать их для просмотра среди школьников.

Актуальность занятия:

Актуальность в том, что подростковый период – трудный период в развитии личности, и наша задача – помочь подростку.

Суть кинотерапии: Вся индустрия синематографа ориентирована на то, чтобы погрузить зрителя в другую реальность. Камера столь же подвижна, как взгляд человека, музыка рождает определенное эмоциональное состояние. В таком измененном состоянии мы начинаем переживать то же, что и герои кино, а значит, вместе с ними справляться с конфликтами и травмами, испытывать сильные эмоции и безопасным образом высвобождать накопленное напряжение. Мы частично или полностью присваиваем себе характеристики другого человека (киногероя), бессознательно имитируем его, чтобы усвоить новый образ мыслей и действий и в дальнейшем сделать это частью собственной личности». Обычно мы, сами не замечая, больше всего симпатизируем одному из героев фильма, который на нас чем-то неуловимо похож. Проходя вместе с ним через все испытания, мы как будто сами становимся немного мудрее и сильнее.

В кинотерапии рассматриваются проблемы жизни во всех сферах, свободы и ответственности, любви и отчуждения, смысла и бессмысленности, человека, общества и выбора.

Кинотерапия борется с:

·                     депрессией

·                     страхами

·                     одиночеством

·                     зависимостями, в том числе и трудоголизмом

·                     созависимостью

·                     навязчивыми мыслями и действиями

·                     опустошенностью и суицидальным поведением

·                     горем, переживанием утрат и конечности существования

·                     кризисами и жизненными неудачами

·                     нерешительностью и потерей жизненных ориентиров

·                     потерей ощущения полноты жизни и др.

Терапевтический эффект кинотерапии:

·                     понимание человеком, в частности подростком, уникальной сути своей жизненной ситуации

·                     выбор отношения к своему настоящему, прошлому и будущему

·                     развитие способности действовать, принимая ответственность за последствия своих действий.

Кинотерапия – это метод ещё более эффективный, чем библиотерапия, так как фильм содержит не только фабулы, сюжет, но и визуальный ряд, музыкальное сопровождение. Все это действует на состояние человека более интенсивно и раньше, чем прочитанная книга. Просмотр кинофильма менее утомителен и более приемлем для человека, не любящего читать, что свойственно современному подростку.

Мы разберем кинотерапия на примере одного занятия, просмотрев фильм «Честное пионерское».

 

Рекомендации при проведении кинотерапии:

Первый этап кинотерапии – подготовительный.

Подготовка к проведению занятия заключается в выборе фильма и в составлении программы проведения занятия. Организатор обязательно заранее просматривает фильм и анализирует его, чтобы избежать непредвиденных реакций. Фильм должен являться высокохудожественным произведением, должен иметь строгую и четкую тематическую линию. Выбирать лучше такой фильм, который по времени не превышает 60 минут.

 

Основной этап — просмотр фильма.

Промежуток между просмотром и обсуждением не должен превышать 30 минут.

Просмотр фильма, во время которого внимание участников обращается на:

·                     образы и стили поведения героев фильма, которые им неприемлемы;

·                     позитивность или негативность динамики фильма и музыки;

·                     эмоциональные и физиологические переживания ;

·                     стереотипы, которые разыгрываются героями.

Заключительный этап кинотерапии — обсуждение фильма. Высказываются все желающие, сообщая о том, что запомнилось из фильма, что вызвало наибольшее впечатление. Особое внимание при обсуждении фильма уделяется главным героям, анализируются чувства, мысли, реакции, которые вызвали у участников тренинга те или иные персонажи. В процессе просмотра фильма человек сливается с одним из героев, если ему близко настроение персонажа или ситуация, которая обыгрывается в фильме. Иногда анализ поведения и мотивов поступков персонажей помогают человеку, в частности подростку, выразить те мысли, которые трудно было передать словами.

:

 «Честное пионерское»

 Кинофильм режиссёра Александра Карпиловского, вышедший на экраны в 2013 году. События фильма происходят в Советском Союзе. На дворе 1977 год, начало мая, и школьники готовятся к смотру пионерских отрядов. Главных героев — шестиклассников Мишку и его верного друга Димку – сложно назвать образцовыми пионерами, но зато они настоящие товарищи,  инициативные и во многом уже самостоятельные ребята.

На рыбалке Мишка падает в реку, и его спасает бездомная собака по имени Савва. Теперь нашим героям предстоит не только найти своему новому другу дом, но и столкнуться с очень сложным выбором: поступить, как велит им человеческий долг, прислушаться к своему внутреннему голосу, или пойти на поводу у окружающих – учителей, одноклассников, родителей.

Сегодня нам с экрана постоянно навязывают шаблоны супергероев, которые могут в одиночку одолеть десяток врагов, обладают суперспособностями, суперсилой и прочими «суперами». Вот только они бесконечно далеки от обычных подростков, которым помимо мифических персонажей нужны примеры взросления и становления таких вот простых ребят из жизни.

Которые пусть и ведут себя неидеально: и разговоры у них местами грубые, и съязвить могут, и соврать, наивно полагая, что бывает «ложь во спасение». Но именно эти свои заблуждения и ошибки им и предстоит осознать и исправить по ходу фильма.

Хотя сюжет и атмосфера советской идиллии, на первый взгляд, могут показаться довольно мягкими и детскими, события развиваются очень напряжённо, а глубина и важность поднимаемых вопросов, намного значительнее, чем у многих современных фильмов, предназначенных для взрослой аудитории.

Картина учит, прежде всего, смелости, но не той, которая нужна, чтобы в экстремальной ситуации броситься на амбразуру, а той, которая нужна постоянно в повседневной жизни, чтобы не быть трусом и не бояться поступать согласно голосу совести, даже когда, казалось бы, всё идёт против тебя.

Фильм довольно жизненный, он не идеализирует ни советских людей, ни эпоху в целом. В картине есть место и циничному алкоголику, пытающемуся заработать на несчастье ребят, и учителям, слишком увлечённым заботой о престиже школы, и юным подхалимам – начинающим карьеристам, которые хотят выслужиться и подняться за счёт других. Со всем этим придётся столкнуться главным героям.

Ожидаемые результаты: Картина учит смелости, но не той, которая нужна, чтобы в экстремальной ситуации броситься на амбразуру, а той, которая нужна постоянно в повседневной жизни, чтобы не быть трусом и не бояться поступать согласно голосу совести, даже когда, казалось бы, всё идёт против тебя.

Список используемых источников

 

1.Баженова Л.М. В мире экранных искусств. Книга для учителей начальных классов, воспитателей, родителей. – Изд-во ВИПК, ВИКИНГ, Ассоциация деятелей кинообразования, 1992. – 71 с.

2.Баранов О.А. Экран становится другом. – М.: Просвещение, 1979. – 96 с.

3.Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. Учебное пособие для среднего школьного возраста по предмету «Основы экранной культуры». – М.: SVR-Аргус, 1994. – 96 с.

4.Коноткин Э.О., Полторак Д.И., Цесарский Л.Д., Якушина Л.С. Использование средств звукозаписи в учебном процессе. – М.: Высшая школа, 1975. – 156 с.

5.Левшина И.С. Подросток и экран. – М.: Педагогика, 1989. – 176 с.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.