Конспект урока обществознания в 8 классе на тему «Финансовые пирамиды»
Применение метода проектов на уроке финансовой грамотности
Тема урока: «Финансовые пирамиды»
Тип урока: изучение нового материла
Целевая аудитория: 8 класс, 14-15 лет
Цели:
- содействовать пониманию необходимости знаний в области финансов, в современных условиях экономики;
- сформировать первоначальные представления и базовые умения, необходимые для ориентации в экономической жизни;
- формирование экономического мышления учащихся и культуры обращения с деньгами, как части общей культуры человека, то есть подготовка к будущей самостоятельной жизни.
Задачи:
- раскрыть основные способы существования современных финансовых махинаций;
- закрепить знания видов мошенничеств на финансовом рынке России;
- разработать рекомендации для возможных вкладчиков.
Личностные компетенции:
- понимание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять поступающую информацию с различных источников;
- осознание того, что деньги необходимо хранить в надёжном месте;
- понимание того, как строится финансовые пирамиды и как не попасть на предложения их организаторов.
Метапредметные компетенции:
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- работать в коллективе и в команде;
- не попадаться на уловки телефонных и Интернет - мошенников;
- отличать финансовую пирамиду от добросовестных финансовых организаций.
Предметные компетенции:
- владение понятием «финансовая пирамида», инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;
- владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в условиях потенциального риска мошенничества
- куда необходимо обратиться при столкновении с мошенничеством;
- как работает финансовая пирамида и чем она опасна для своих вкладчиков;
- какова мера ответственности государства в случае финансового мошенничества.
Ход урока
Оргмомент
Проверка готовности к уроку. Распределение по группам. Каждая группа будет оценивать 2 других группы, листы самооценки у учащихся на столах.
Актуализация Чему нас это учит фрагмент сказки «Буратино»?
Рано утром Буратино пересчитал деньги, - золотых монет было столько, сколько пальцев на руке, - пять.
Зажав золотые в кулаке, он вприпрыжку побежал домой и напевал:
- Куплю папе Карло новую куртку, куплю много маковых треугольничков, леденцовых петухов на палочках.
Когда из глаз скрылся балаган кукольного театра и развевающиеся флаги, он увидел двух нищих, уныло бредущих по пыльной дороге: лису Алису, ковыляющую на трех лапах, и слепого кота Базилио.
Буратино хотел пройти мимо, но лиса Алиса сказала ему умильно:
- Здравствуй, добренький Буратино! Куда так спешишь?
- Домой, к папе Карло.
Лиса вздохнула еще умильнее:
- Уж не знаю, застанешь ли ты в живых бедного Карло, он совсем плох от голода и холода...
- А ты это видела?
- Буратино разжал кулак и показал пять золотых.
Увидев деньги, лиса невольно потянулась к ним лапой, а кот вдруг широко раскрыл слепые глаза, и они сверкнули у него, как два зеленых фонаря.
Но Буратино ничего этого не заметил.
- Добренький, хорошенький Буратино, что же ты будешь делать с этими деньгами?
- Куплю куртку для папы Карло... Куплю новую азбуку...
- Азбуку, ох, ох! - сказала лиса Алиса, качая головой.
- Не доведет тебя до добра это ученье... Вот я училась, училась, а - гляди - хожу на трех лапах.
- Азбуку! - проворчал кот Базилио и сердито фыркнул в усы.
- Через это проклятое ученье я глаз лишился...
На сухой ветке около дороги сидела пожилая ворона. Слушала, слушала и каркнула:
- Врут, врут!..
Кот Базилио сейчас же высоко подскочил, лапой сшиб ворону с ветки, выдрал ей полхвоста, - едва она улетела. И опять представился, будто он слепой.
- Вы за что так ее, кот Базилио? - удивленно спросил Буратино.
- Глаза-то слепые, - ответил кот, - показалось - это собачонка на дереве...
Пошли они втроем по пыльной дороге. Лиса сказала:
- Умненький, благоразумненький Буратино, хотел бы ты, чтобы у тебя денег стало в десять раз больше?
- Конечно, хочу! А как это делается?
- Проще простого. Пойдем с нами.
- Куда?
- В Страну Дураков.
Буратино немного подумал.
- Нет, уж я, пожалуй, сейчас домой пойду.
- Пожалуйста, мы тебя за веревку не тянем, - сказала лиса, - тем хуже для тебя.
- Тем хуже для тебя, - проворчал кот.
- Ты сам себе враг, - сказала лиса.
- Ты сам себе враг, - проворчал кот.
- А то бы твои пять золотых превратились в кучу денег...
Буратино остановился, разинул рот...
- Врешь!
Лиса села на хвост, облизнулась:
- Я тебе сейчас объясню. В Стране Дураков есть волшебное поле, - называется Поле Чудес... На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: "Крекс, фекс, пекс", положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты. Понятно?
Буратино даже подпрыгнул:
- Врешь!
- Идем, Базилио, - обиженно свернув нос, сказала лиса, - нам не верят - и не надо...
- Нет, нет, - закричал Буратино, - верю, верю!.. Идемте скорее в Страну Дураков
Изучение нового материала:
Как ребята вы понимаете понятие финансовая пирамида?
Финансовая пирамида — мошенническая структура, организаторы которой перераспределяют и используют в своих личных интересах средства, полученные от ее участников под обещание высоких процентов прибыли.
В Экономическом словаре дается следующее определение:
Финансовая пирамида — способ обеспечения дохода за счёт постоянного привлечения денежных средств от новых участников пирамиды.
Виды финансовых пирамид:
В зависимости от цели сбора денег:
1. Финансовые пирамиды, имитирующие сбор денег под инвестиционные проекты;
2. Финансовые пирамиды, действующие под видом обществ или клубов взаимной поддержки;
По способу осуществления рекламных объявлений о своей деятельности:
1. Финансовые пирамиды, действующие в сети Интернет;
2. финансовые пирамиды, о деятельности которых граждане узнают из рекламных объявлений в различных средствах массовой информации либо от других граждан, включая родственников, друзей и знакомых;
По степени осуществления хозяйственной деятельности:
1. пирамиды в "чистом виде", когда сама компания ничего не производит, продукта нет в принципе, а деньги поступают за счет включения в сеть все новых и новых "партнеров" ("МММ", "Хопер" и др.);
2. замаскированные финансовые пирамиды, действующие, как правило, по принципу "сетевого маркетинга".
Постановка целей урока:
Мы знаем, что такое финансовая пирамида, мы знаем её виды, что нам необходимо знать ещё, чтобы не оказаться в роли Буратино.
Как избежать и не попасться в финансовую пирамиду?
Выработать рекомендаций, чтоб не стать жертвой финансовых мошенников.
Работа в группах:
Для успешной работы на уроке нам необходимо разделиться на 3 группы. Одна группа разрабатывает памятку: «Что необходимо сделать или не сделать, чтобы стать жертвой финансовой пирамиды» (посмотрим, что делают люди не так попадаясь в ловушку мошенников), другая группа разрабатывает проект финансовой пирамиды (как работает пирамиды и что в ней привлеательно), третья разрабатывает памятку «Как не стать жертвой финансовой пирамиды».
Представление проектов:
Нам были представлены проекты финансовой пирамиды, ошибки людей, которые попадают в финансовые пирамиды, рекомендации.
Ежегодно в России жертвами пирамид становятся несколько десятков тысяч человек.
Закрепление материала:
Что нам необходимо предпринять, чтоб вернуть свои деньги?
1.Составить письменную претензию в адрес компании, если финансовая пирамида ещё действует.
2. Собрать доказательства: документы, которые доказывают, что вы передали или перечислили деньги мошенникам (договор, выписку по банковскому счету, приходный кассовый ордер).
3. Обратится в правоохранительные органы: обратитесь в полицию или прокуратуру с заявлением о наличии признаков состава преступления (правонарушения).
Куда еще можно обратиться с жалобами?
Обратитесь в Банк России. Здесь рассматривают все жалобы на подозрительные финансовые операции.
Обратитесь в общественные организации, которые помогают жертвам финансовых пирамид:
Проект «За права заемщиков».
Союз защиты прав потребителей финансовых услуг (ФинПотребСоюз).
Конфедерация обществ потребителей (КонфОП).
Домашнее задание: подготовить сообщение о одной из финансовых пирамид, созданных в России за последние 10 лет.
Рефлексия
Продолжи фразу:
1. На уроке я сегодня узнал
2. Я понял
3. Мне было интересно
Оценочный лист
Группа_____________
Выполненное задания | удовлетворительно | хорошо | отлично |
Знание теоретического материала | | | |
Умение находить нужную информацию. | | | |
Умение выполнять и обосновывать практическое задание. | | | |
Панов Егор Игоревич