Занятие неклассного мероприятия «Физический калейдоскоп» по предмету физика для 1 курса СПО

7
0
Материал опубликован 23 January 2018 в группе

Министерство образования и науки Алтайского края

КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»

 

 

 

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

дисциплина

«Физика»

тема

Физический калейдоскоп

преподаватель: Ерохина Татьяна Николаевна,

группа студентов: 1 курс, Т-1712

специальности: 19.02.10 Технология продукции общественного питания

 

2017

УТВЕРЖДАЮ

Зав. учебно-методическим отделом

_____________ Е. Ю. Хижинкова

«___» ________________2017 г.

Рассмотрено и утверждено

 

на заседании ПЦК

естествознания

протокол № 3

от «12» октября 2017 г. Зав. ПЦК: _________ Т.А. Беседина

 

Дата проведения: _____15.11.2017_________

Преподаватель: _________________ Т.Н.Ерохина

Оглавление

Методические рекомендации для преподавателей ………………………

4

План мероприятия...………………………………………………………...

6

Список использованных источников………………………………………

10

Рецензия……………………………………………………………………...

11

   
   
   
   
   

Методические рекомендации для преподавателей

Задача физики, как общеобразовательной дисциплины - овладение конкретными физическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления, характерных для умственной деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.

Физика встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определенные физические навыки нужны каждому человеку.

Без конкретных физических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность.

Физика нужна для формирования духовного облика, развития необходимых черт характера (терпения, трудолюбия). Ещё одной важнейшей причиной нужды человечества в физике является воспитание в человеке способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому надо научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, понимать смысл поставленной задачи, схематизировать, отчётливо выражать свои мысли и т. п., а с другой стороны - развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения и т. д.). Иначе говоря, физика нужна для интеллектуального развития личности.

Для реализации направления проблемного обучения на занятиях физики, совершенствования системы преподавания в соответствии с требованиями современного уровня развития науки, техники, производства и была создана данная методическая разработка.

Разработка содержит план занятия и приложения позволяющее провести занятие компетентному педагогу.

Мероприятие проводится в форме викторины для студентов первого курса.

Преподаватель выступает в роли ведущего. Начинает и заканчивает занятие. Оценивает знания обучающихся компетентное жюри.

В ходе данного мероприятия студенты систематизируют свои знания, учатся работать в коллективе, развивают мышление, память, внимание, а также творческие способности.

Для проведения викторины можно выбрать любое время. Очень полезно на основе проведенного мероприятия организовать дискуссии с обсуждением отдельных вопросов.

Перед проведение занятия необходимо провести следующие мероприятия:

провести беседы со студентами, сформировать команды из пяти человек;

подготовить опыты, демонстрационный материал;

ознакомить администрацию с датой и временем занятия.

Материал разработки создает возможности для успешной организации учебной деятельности, способствует формированию у студентов устойчивого интереса к физики, повышению качества знаний.

План занятия

Тема: Физический калейдоскоп

Методическая идея: демонстрация формирования коммуникативных компетенций на внеклассном занятии с помощью активных форм обучения

Цели занятия: создать условия для:

обобщения знаний по физики;

развития творческого мышления в процессе самостоятельной учебной деятельности;

самопознания и саморазвития студентов;

развития мышления, речи, умения комментировать, тренировать память;

формирования устойчивой мотивации на достижения поставленной цели;

формирования коммуникативной компетентности.


 

Задачи:

1 Обобщить знания студентов о физических явлениях.

2 Закрепить знания по физике.

3 Организовать работу малых групп.

Тип занятия: обобщения и систематизации знаний


 

Методы обучения: беседа, мозговой штурм, мозаика проблем.

Оснащение:

Оборудование: мультемедийный проектор

Программное обеспечение: ОС Windows XP, текстовый редактор Word,

Методическое обеспечение: карандаши, бумага, макеты конструкторов.


 

Отведенное время: 45 мин

Этап деятельности

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Примечание

Время

1.Организационный момент

– Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня мы с вами встретились, чтобы провести необычное занятия. Приготовьтесь к мероприятию. Идет представление участников, членов жюри.

Занимают места в аудитории.

Встают, приветствуют друг друга.

 

1'

2.Мотивация деятельности студентов

Наша викторина позволит вам задуматься над теми вещами, которые раньше ускользали от вашего внимания, увидеть “необычное” в “обычном”, познакомиться с некоторыми интересными экспериментами. Задания викторины помогут заглянуть за границы предмета.

Участники команд получили заранее задания: подготовить интересные эксперименты и опыты по физике.

.Как вы думаете

какова тема нашего занятия?

Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в некоторых загадках природы.

Какие цели поставим на занятии?

Как цель будем реализовывать? Какие задачи поставим перед собой?

Высказывают свое мнение.

Физический калейдоскоп.

Раскрыть механизм объяснения физических процессов.

Познакомится с одним из способов восприятия мира.

Расширить свои знания и кругозор.

Смоделировать ситуацию применения полученных знаний в дальнейшей профессиональной деятельности.

Вопросы задает преподаватель

На экране слайд

2'

3. Реализация плана

Вы получили задание: каждая команда расскажет нам о роли физики в различных

областях.

Физика в медицине

Физика и литература

Физика и искусство

Командам предлагается посмотреть на модель опыта и обсудив предсказать ее результат. За объяснение явления команда получит.

Опыты:

перевернутый стакан,

зубочистки,

шар в банке,

стакан с монетами,

карандаш в стакане кипятка,

банка с буквами,

поющий стакан.

Участвуют в беседе

Медицинская физика – это наука о системе, которая состоит из физических приборов и излучений, лечебно-диагностических аппаратов и технологий.

Цель медицинской физики – изучение этих систем профилактики и диагностики заболеваний, а также лечение больных с помощью методов и средств физики, математики и техники. Природа заболеваний и механизм выздоровления во многих случаях имеют биофизическое объяснение.

Развитие медицины и физики всегда были тесно переплетены между собой. Еще в глубокой древности медицина использовала в лечебных целях физические факторы, такие как тепло, холод, звук, свет, различные механические воздействия (Гиппократ, Авиценна и др.).

Первым медицинским физиком был Леонардо да Винчи (пять столетий назад), который проводил исследования механики передвижения человеческого тела. Наиболее плодотворно медицина и физика стали взаимодействовать с конца XVIII – начала XIX вв., когда были открыты электричество и электромагнитные волны, т. е. с наступлением эры электричества.

Назовем несколько имен великих ученых, сделавших важнейшие открытия в разные эпохи.

Конец XIX – середина ХХ вв. связаны с открытием рентгеновских лучей, радиоактивности, теорий строения атома, электромагнитных излучений. Эти открытия связаны с именами В. К. Рентгена, А. Беккереля,

М. Складовской-Кюри, Д. Томсона, М. Планка, Н. Бора, А. Эйнштейна, Э. Резерфорда. Медицинская физика по-настоящему стала утверждаться как самостоятельная наука и профессия только во второй половине ХХ в. – с наступлением атомной эры. В медицине стали широко применяться радиодиагностические гамма-аппараты, электронные и протоновые ускорители, радиодиагностические гамма-камеры, рентгеновские компьютерные томографы и другие, гипертермия и магнитотерапия, лазерные, ультразвуковые и другие медико-физические технологии и приборы. Медицинская физика имеет много разделов и названий: медицинская радиационная физика, клиническая физика, онкологическая физика, терапевтическая и диагностическая физика.

Самым важным событием в области медицинского обследования можно считать создание компьютерных томографов, которые расширили исследования практически всех органов и систем человеческого организма. ОКТ были установлены в клиниках всего мира, и большое количество физиков, инженеров и врачей работало в области совершенствования техники и методов доведения ее практически до пределов возможного. Развитие радионуклидной диагностики представляет собой сочетание методов радиофармацевтики и физических методов регистрации ионизирующих излучений. Позитронная эмиссионная томография-визуализация была изобретена в 1951 г. и опубликована в работе Л. Ренна.

В жизни, порой, не замечая этого, физика и литература тесно переплетаются. Ещё с древности люди для того, чтобы донести до потомков литературное слово, использовали изобретения, основываясь на знаниях физики. О жизни немецкого изобретателя Иоганна Гуттенберга известно мало. Однако, великий изобретатель, чтобы донести до нас литературные шедевры, изучал законы физики и механики. В организованной им типографии, он напечатал первые в Европе книги, что сыграло огромную роль в развитии человечества. 

Первый русский печатник – Иван Фёдоров, современникам был известен, как учёный и изобретатель. Он, например, умел отливать пушки, изобрёл многоствольную мортиру. А первые замечательные образы литературного и полиграфического искусства - «Апостол» (1564 г.) и «Часовник» (1565 г.) навеки останутся в народной памяти. 
Имя Михаила Васильевича Ломоносова мы называем одним из первых в ряду самых замечательных представителей отечественной науки и культуры. Великий физик, он оставил ряд трудов, имеющих важное значение для промышленного развития России. Большое место в его научных трудах занимала оптика. Он сам изготовлял оптические приборы и оригинальные зеркальные телескопы. Исследуя небо с помощью своих приборов, вдохновлённый бесконечностью Вселенной,

В свою очередь, многих изобретателей и конструкторов вдохновляли невероятные приключения героев Жюля Верна. Так, например, швейцарский учёный – физик Огюст Пиккар, словно повторяя пути фантастических героев, поднимался на изобретённом им стратостате в стратосферу, делая первый шаг на пути к раскрытию тайны космических лучей. Следующим увлечением О. Пиккара была идея покорения морских глубин. Изобретатель сам погружался на морское дно, на построенном им батискафе (1948 год). 

Ещё около 160 лет назад в журнале «Отечественные записки» были опубликованы «Письма об изучении природы» (1844 – 1845 гг.) А. И. Герцена – одно из самых значительных и оригинальных произведений в истории как философской, так и естественно-научной русской мысли.

Русскому учёному Павлу Львовичу Шиллингу суждено было войти в историю благодаря его работам в области электричества. Однако одно из главных увлечений Шиллинга – востоковедение – сделало его имя широко известным. Учёный собрал огромную коллекцию тибетско-монгольских литературных памятников, ценность которой трудно преувеличить. За что в 1828 году П. Л. Шиллинг был избран членом – корреспондентом Петербургской академии наук по разряду литературы и древностей Востока. 

Передачу звука многие поэты описывали по-разному, но всегда гениально. Так, например, А. С. Пушкин в своём стихотворении «Эхо» прекрасно описывает это явление: 
Ревёт ли зверь в лесу глухом, 
Трубит ли рог, гремит ли гром, 
Поёт ли дева за холмом - 
На всякий звук 
Свой отклик в воздухе пустом 
Родишь ты вдруг. 

У Г. Р. Державина «Эхо» выглядит немного по-другому: 
Но, вдруг, отдавшись от холма 
Возвратным грохотанием грома, 
Также обращались к теме звука почти все поэты, воспевая и неизменно восхищаясь передачей его на расстояние. 

Изобразительное искусство хранит богатейшие возможности для эстетического воспитания в процессе преподавании физики. Часто способные к живописи ученики тяготятся уроками, на которых точные науки преподаются им в виде свода законов и формул. Задача учителя - показать, что людям творческих профессий знания по физике просто необходимы профессионально, поскольку «…художнику, не обладающему определенным мировоззрением, в искусстве ныне делать нечего – его произведения, блуждающие вокруг частностей жизни, никого не заинтересуют и умрут, не успев родиться». Кроме того, очень часто интерес к предмету начинается именно с интереса к учителю, и учитель обязан знать хотя бы основы живописи и быть художественно образованным человеком, чтобы между ним и его учениками зародились живые связи.

Использовать эти сведения можно по-разному: иллюстрировать художественными произведениями физические явления и события из жизни физиков или, наоборот, рассматривать физические явления в технике живописи и технологии живописных материалов, подчеркивать использование науки в искусствах или описывать роль цвета на производстве.

Полезно заглянуть и в учебники живописи. Там раскрыто значение таких характеристик света, как сила света, освещенность, угол падения лучей. Рассказывая о развитии взглядов на природу света, учитель говорит о представлениях ученых древности, о том, что они объясняли свет как истечение с величайшей скоростью тончайших слоев атомов от тел: «Эти атомы сдавливают воздух и образуют отпечатки образов предметов, отражаемых во влажной части глаза. Вода является посредником видения, и потому влажный глаз видит лучше сухого. Но воздух есть причина, почему неясно видны удаленные предметы».

Известный популяризатор науки физик М.Гарднер в своей книге «Живопись, музыка и поэзия» заметил: «Симметрия отражения – один из древнейших и самых простых способов создавать изображения, радующие глаз».

Студенты работают малыми группами. Моделируют ситуации, предлагают решения.

После 1 минуты работы выступают перед аудиторией.

Жюри оценивает результаты.

 

40'

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Какого результата Вы достигли?

Подведение итогов. Слово предоставляется жюри.

Сегодня выиграла нашу викторину команда группы......

Нам очень понравились ответы........

Давайте подведем итог Викторины.

Поднимите руки те, кому викторина понравилась?

Большинство из Вас подняли руки, значит…

Спасибо за внимание. До свидания.

Физика играет большую роль в нашей повседневной жизни.

Анализируют мероприятие. Делятся мнениями. Высказывают пожелания.

Физика бывает очень разной.

Знания по физике позволяют достичь многих целей.

Студент, с помощью поднятых рук, показывает свое отношение к проведенной викторине (подняты две руки – все интересно, викторина понравилась, узнал много нового и интересного; поднял одну руку – не все было понятно, остались вопросы; руку не поднял – викторина не понравилась, моих знаний не достаточно, чтобы справиться с заданиями.

 

2'

Список использованных источников

Занимательная физика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// zanimatika.narod.ru

Конкурсы по физике [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http:// pit-matem.future4you.ru

Перельман, Я.И. Занимательная физика. Книга 2. / Я.И. Перельман – М.: Триада-Литера, 1994, 400 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.