12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анатолий95
Россия, Бирск


Мои инновации в обучении и воспитании.

Физика и литература.

Физик стремится сделать сложные вещи простыми, а поэт- простые вещи- сложными.

Лев Давидович Ландау

Идет уже седьмой год, как я, совершенно случайно, устроился в своем родном небольшом провинциальном городке учителем физики в местный физико-математический Лицей. Стоит сказать, что пролетели эти годы просто незаметно… Многое было в педагогической деятельности за это время: и взлеты, и падения, но физика мне нравилась всегда, даже когда наступали “черные дни”, любовь к науке меня поддерживала. Вдохновляли, несомненно, и сами дети. Мне кажется, нет приятнее момента, чем тот, когда умный и талантливый ребенок углубляется в такие “дебри” физики, в которых и сам не всегда разбираешься, и с вопросами он идет именно к тебе. Забывается все: и маленькие зарплаты учителей, и сложные родители, которые считают, что педагог оказывает образовательные услуги, и ещё многие-многие проблемы современной школы. Начинается поиск ответов: горы книг по вечерам на столе, исписанные формулами тетради, бурные споры по обсуждению прочитанного, а когда результат получен, то это чувство словами передать невозможно! Отдельное удовольствие - встреча с выпускниками, теми самыми, с которыми целыми вечерами искались «легкие» ответы на сложные задачи, проводились эксперименты, расчеты… в общем, обычные мероприятия для физика. Нередко бывшие ученики рассказывают о своих достижениях, что меня, как учителя, радует, и проблемах, с которыми они сталкиваются в ВУЗах.

Одна из таких историй, рассказанных моим выпускником, и изменила мои уроки. Это был реальный случай из жизни юноши, поступившего в один из топовых технических ВУЗов нашей страны, в котором он рассказывал, какие “сильные” в плане знаний физики у них есть ребята в институте. “Они знают практически все! - говорил он с восхищением, - единственное, им очень сложно выражать свои мысли, их мысли иногда просто невозможно понять. Видно, они настолько посвящают себя физике, что забывают о литературе. Как я рад, что моим классным руководителем была учитель русского языка и литературы, и у меня такой проблемы нет вообще!”. И я задумался…

Действительно, каждый учитель зачастую тянет “одеяло на себя” и на свой предмет, доказывая детям, насколько важно знать именно его науку. Да, все правильно, если сам учитель не любит свой предмет, то невозможно заставить любить его детей. Да, только при таком условии я смогу вырастить настоящего физика. Все верно.

Только каждый мой ребенок- это, в первую очередь, человек, которому хочется любить, дружить, в будущем строить семью, налаживать отношения с коллективом. Да и вообще, хотелось бы, чтобы мои дети знали такие простые понятия, как честь, доблесть, искренность. Только не написано ни в одной физической книге о любви, физика –это не та наука, которая затрагивает подобные духовно-нравственные понятия. Речь идет как раз о тех “моих” детях, которые занимаются со мной по 7 дней в неделю, которые «засыпают и просыпают с физикой». Может, и не стоит переживать, ведь сейчас есть интернет, и там можно найти абсолютно все? Становится неловко, при мыслях о том, что поймет маленький человечек из интернета о любви! А что он поймет из многих телевизионных передач или голливудских фильмов? Ведь зачастую многие нравственные понятия там настолько исковерканы, что становится страшно за подрастающее поколение. Выход один - литература! Началось все с того, что мы с детьми начали обсуждать эту проблему на переменах, затем стали вспоминать произведения, в которых раскрываются эти простые нефизические, но настолько необходимые для жизни истины. На сегодняшний день удалось ввести в некоторых классах традицию заканчивать занятие стихотворением, причем стихотворение и его тему школьник выбирает сам: кто-то хочет рассказать о любви, кто-то о войне, кто-то о маме. Иногда читаю сам. И нежалко пожертвовать тремя минутами урока физики, чтобы получить в результате обучения Человека.

По прошествии времени стал замечать, что даже те учащиеся, которые раньше особого рвения на уроках физики не проявляли, стали заниматься с “огоньком” в глазах, интересоваться сложным предметом. Понемногу стали выходить к доске, и, сами того не замечая, они уже решают непростые физические задачи! И все мы с нетерпением ждем, чем же закончится занятие, о чем будет новое стихотворение...


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.