Публикация «Мои инновации в обучении и воспитании»
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.
В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого – с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.
Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.
Прием рассказывания – эффективный вариант неформального обучения. Истории лучше запоминаются, им придают большое значение и их влияние на поведение людей сильнее. Чем убедительнее и эффектнее рассказанная история – тем быстрее будет «считано» и распространится знание, в ней скрытое.
Прием рассказывания – это одновременно и наука, и искусство. Он сочетает в себе и психологические, и управленческие аспекты. Истории обладают целительной силой. Для того чтобы успокоить ребенка, не надо давать ему ни шоколада, ни мармелада, нужно просто рассказать сказку. Для того чтобы отговорить самоубийцу от крайнего шага, бесполезно приводить рациональные доводы, лучше просто напомнить ему случай, где страдания, от которых он хочет убежать, оборачивались бы благодатным созиданием. Помимо терапевтической, истории несут еще и конъюнктивную функцию: они способны объединять рассказчика и слушателей. На что могут воздействовать истории? Из многих возможных классификаций выбирают триаду «эмоция – вывод – действие». Качественное повествование должно воздействовать целиком на три компонента, но сначала необходимо отработать все по отдельности. Таким образом, искусство рассказывания начинается с позволения себе рассказывать истории. Разрешение на рассказ – это не просто результат внутреннего диалога, а конкретное действие. Второе важное правило – разрешение рассказывать чужие истории как свои. Аудитория с гораздо большей охотой перенимает тот опыт, который ей кажется общезначимым. Далеко не всегда личные повести и сделанные из них выводы могут эффективно на нее повлиять. Третье стратегическое требование – истории должны быть инвентаризованы, превращены в инструменты. Фактически это означает, что рассказ должен быть переработан под конкретную ситуацию. В подборе сюжета для конкретной ситуации важен не только тип опыта, лежащий в основе рассказа, но и баланс позитива и негатива. Позитивные повествования воспринимаются лучше, и поэтому их в арсенале рассказчика должно быть больше. Секреты владения наиболее важным компонентом приема рассказывания – составление самой истории. Хорошую от плохой отличает наличие выстроенного сюжета. Он обязательно должен подчиняться некоторой схеме. Можно использовать совершенно различные матрицы, однако в рассказе обязательно должно присутствовать два элемента: препятствие и его преодоление. Одна из схем рассказывание историй выглядит так:
знакомство с героем;
поворотный момент – герой утрачивает нечто;
поиск – его реакция на утрату;
сюрприз – необычное обстоятельство, сопровождающее утрату;
точка выбора – дилемма;
кульминация – выбор героя;
перемена – последствия выбора;
развязка – описание нового состояния, к которому пришел герой.
Рассказчик должен акцентировать внимание слушателя на разрешение конфликта, сократив до минимума число параллельных линий, поскольку красочные подробности мучений и приключений героя могут затруднить понимание слушателем основной мысли. Подбор содержания для конкретной истории удобно осуществлять с помощью «ментальных карт». Нарисовать такую карту очень просто: необходимо зафиксировать в центре листа бумаги тот смысл, который вы передаете в своей повести, отключиться от всех внешних раздражителей и записывать ассоциации. Особенно важно фиксировать ассоциации на ассоциации – это создает цепочки, которые вполне могут быть положены в основу рассказа.
Более того, использование рассказов на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. При использовании историй на уроках английского языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда история интересна сама по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.
Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали удовлетворение от истории именно через понимание языка, а не только через интересный и занимательный сюжет. Еще одним достоинством истории является сила впечатления и эмоционального воздействия на учащихся. Поэтому главное внимание должно быть направлено на формирование учащимися личностного отношения к услышанному.
Эффективность использования истории при обучении речи зависит не только от точного определения её места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура занятия, как согласованы учебные возможности истории с задачами обучения. В структуре занятия для обучения устной речи можно выделить четыре этапа:
1) подготовительный - этап предварительного снятия языковых и лингвострановедческих трудностей;
2) восприятие истории при первичном прослушивании - развитие умений восприятия информации;
3) контроль понимания основного содержания;
4) развитие языковых навыков и умений устной речи.
Несомненными достоинствами историй являются их:
1) аутентичность;
2) информативная насыщенность;
3) концентрация языковых средств;
4) эмоциональное воздействие на обучаемых и др.
Причины использования приема рассказывания.
Существует несколько важных причин использования неформального метода в обучении детей.
Мотивация. Учащиеся постоянно нуждаются в истории и у них всегда есть желание слушать учителя.
Понимание. Учащиеся хотят понять идею истории, имеют цель при прослушивании. Если они понимают о чем идет речь, стремление слушать возрастает.
Знание языка. В целом истории помогают детям «почувствовать» звуки иноязычной речи. Истории также знакомят с языковыми единицами и конструкциями предложений.
Свобода. Учащимся не обязательно понимать весь прослушанный текст. Достаточно уметь найти главную мысль, угадывать и прогнозировать.
Стимул для говорения и письма. Как правило после прослушивания истории мы должны выразить свое отношение. Наилучшими способами являются говорение и письмо.
Общение. Изучать язык бесполезно, если мы незнаем как общаться: слушать других людей, говорить и писать так, чтобы вас могли понять и имели желание общаться с вами.
Неформальный метод обучения, рассказывание историй имеет такие плюсы в обучении, как:
В школах очень редко используют метод рассказывание историй, тем самым вызывают огромный интерес у детей к прослушиванию.
Часто детям очень легко понимать историю, которую рассказывают. При этом учитель видит лица детей, снижается уровень общения учащихся между собой. Учитель также может использовать мимику, движение тела для большего понимания истории. И последнее, учитель использует уровень языка, который понятен учащимся.
Эффективность использования истории при обучении речи зависит не только от точного определения её места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура занятия, как согласованы учебные возможности истории с задачами обучения.
Для успешного обучения учащимся необходимо преодолеть объективные трудности, обусловленные условиями аудирования, индивидуальными особенностями источника речи, языковыми особенностями воспринимаемого материала. Преодолев объективные трудности и имея все необходимые механизмы (речевой слух, память, вероятностное прогнозирование, артикулирование) при обучении, учащиеся будут наслаждаться обучением через прослушивание историй. У детей появится положительная мотивация, понимание, стимул для говорения и письма и положительное отношение к учению.