Данный курс по выбору предназначен для учащихся, изучающих физику на базовом и профильном уровнях, а также для тех, кто интересуется возможностями «ежедневного» приложения знаний по физике. В рамках курса рассматриваются принципы работы простейших игрушек для детей, предлагаются их интересные модификации, самостоятельно выполненные школьниками.
Пояснительная записка.
Разработка данной программы вызвана острой потребностью популяризации физики как учебного предмета среди современной молодежи. В настоящее время во всем мире наблюдается снижение интереса к физике, как к ключевой науке о природе.
В подобных условиях необходимо изменить устоявшуюся систему спецкурсов, включая в нее варианты более привлекательного, легкого характера, ориентированные на самую широкую молодежную аудиторию.
В предлагаемом варианте программы, начиная с самого первого года изучения физики, реализуется возможность непрерывного пропедевтического действия на всех без исключения учащихся с целью дальнейшей профориентации в области точных наук.
Основная его идея заключается в соединении достаточно серьезной физики и … игры, игрушек, занимающих ребенка с самых первых лет его жизни.
Игрушка — это первое, что берет в руки маленький человек, стремясь постичь окружающий его мир. Поэтому она должна быть увлекательной и несложной. С другой стороны, чтобы удивить, нужно быть привлекательнее и интереснее всего окружающего, привычного.
«Соединить» эти два противоречивых начала в одном предмете под силу только серьезному человеку, для которого игрушка — уже не игрушка, а объект достаточно серьезных исследований.
Разбираясь в принципах работы игрушек, можно лучше понять и одну из самых серьезных наук — физику, которая коренным образом изменила быт человека за последние несколько десятков лет.
Чрезвычайно важно, пользуясь школьным курсом физики, попробовать «раскусить» секреты их работы, усовершенствовать или придумать что-нибудь новое.
В силу разных причин человеку некогда задуматься о том, что игрушки устроены и действуют также «по законам физики», следовательно, мы можем не только понять и объяснить принцип действия той или иной игрушки, но и самостоятельно предложить интересные варианты новых игрушек.
Данный курс по выбору ставит перед собой следующие задачи:
Доступными средствами заинтересовать учащихся 7-9 классов в изучении точных наук в целом и физики в частности;
Помочь учащимся в усвоении материала обязательного уровня посредством простых и наглядных демонстраций, не входящих в обязательный перечень программы основного школьного курса;
Показать возможности практического приложения знаний и умений обязательной школьной программы по физике в повседневной жизни.
Привлечь учащихся младших классов к проведению самостоятельной исследовательской работы по доступным их понимаю темам
Структура курса во многом соответствует структуре преподавания предмета "Физика" и включает в себя следующие разделы:
9 класс — "Электромагнитные явления", "Радиоактивность", «Световые явления», «Кинематика».
Рассмотрение соответствующих тем курса по выбору желательно проводить только после усвоения учащимися базового материала, позволяющего им быть не «посторонними зрителями», а соучастниками происходящего.
Основной метод работы при проведении курса можно сформулировать следующим образом: «демонстрация секрет объяснение физические основы действия и законы возможные варианты усовершенствования».
Как показывает опыт, деление на классы при проведении курса в общем необязательно — в любом случае учащиеся активно участвуют в обсуждении принципов действия игрушек. Ведь с самого рождения человек считает себя «специалистом» по игрушкам, что придает занятиям раскованный и увлекательный характер.
В учебный план школы курс по выбору учащихся "Физика игрушек" может быть включен как в первом, так и во втором полугодии учебного года в объеме 17 или 34 часов в зависимости от запросов учащихся и возможностей учителя.
Содержание.
9 класс, 17 (34) часов.
Электрические явления. Демонстрации и вопросы для их обсуждения:
Демонстрации:
-
«Звонок Франклина».
Вопросы: Объясните принцип действия звонка Франклина. Имеет ли значение знак заряда палочки, подносимой к звонку? Супер-задание: Будет ли работать звонок Франклина бесконтактным образом, т.е. без касания заряженной палочкой его центральной части?
-
«Мотор Франклина».
Вопросы: Объясните принцип действия мотора Франклина. Имеет ли значение знак заряда банки, присоединяемой к звонку? Супер-задание: Будет ли работать мотор Франклина от сильно наэлектризованного длинного прямого стержня?
-
«Волшебная линейка».
Вопросы: Объясните механизм возникновения сил, приводящих в движение изначально незаряженную линейку. Почему стержень следует подносить как можно дальше от точки опоры линейки? Имеет ли значение знак заряда стержня при проведении демонстрации?
Электромагнитные явления: Демонстрации и вопросы для их обсуждения:
Демонстрации:
-
«Настольный моторчик».
Вопросы: Какое значение имеет количество витков проволочки в роторе моторчика? Будет ли работать моторчик при малой силе тока (напряжении) в цепи? За счет какой энергии осуществляется вращение ротора моторчика?
-
«Электромагнитный фонарь».
Вопросы: Объясните принцип действия электромагнитного фонарика? Что происходит при прохождении магнита через внешние витки обмотки фонаря? Будет ли он гореть после продолжительного неподвижного хранеия?
Заключительное занятие. Презентация собственного проекта «Физика игрушек» по любой теме.
Ожидаемые результаты.
В результате изучения курса по выбору у учащихся должны быть
сформированы четкие представления о принципах анализа физических закономерностей работы различных игрушек;
существенно расширен спектр демонстрационных навыков и возможностей;
развиты навыки самостоятельной демонстрации различных физических явлений на простейшем оборудовании;
Изучение данного курса по выбору предполагает:
повышение интереса к изучаемому предмету;
развитие познавательных способностей учащихся;
формирование опыта самостоятельной исследовательской работы.
Знания и навыки полученные при изучении данного курса применимы и к другим видам учебной деятельности учащихся: решении традиционных задач курса физики, выполнении реальных экспериментальных исследований, подготовке рефератов и докладов на научно-практических конференциях.
Список рекомендуемой литературы.
Перельман Я.И. «Занимательная физика». – Уфа: Слово, в 2- т., 1993.
Камин А.Л., Камин А.А. «Физика собственными силами».- Харьков: “Развивающее обучение”, 1996.
Маркович Л.Г. «Физика удивительных игрушек». –Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2000.- 32 с.- (Библиотечка журнала «Репетитор»)
Тарасов Л.В. Физика в природе. – М.: Просвещение, 1988. – 351с.