Физкультминутки как элемент здоровьесберегающих технологий в школе для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

5
0
Материал опубликован 4 January 2020

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 3 Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»























Физкультминутки как элемент здоровьесберегающих технологий в школе для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.













Выполнила : учитель начальных классов

Соболева Елена Константиновна.













Закон Российской Федерации «Об образовании» относит здоровье школьников к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Важной задачей образовательного учреждения по охране здоровья обучающихся является: пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся. За период обучения в школе среди учащихся с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями органов зрения, отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной системах. Во многом это связано с дефицитом двигательной активности.
Причинами значительного дефицита двигательной активности школьников являются:

длительное пребывание на уроках, чрезмерная учебная нагрузка;

загруженность домашними заданиями;

нехватка свободного времени;

предпочтение пассивного отдыха.

Всё это проявляется в снижении уровня здоровья и повышении заболеваемости учащихся. Важной задачей школы для учащихся с ОВЗ является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья, позитивного отношения детей к своему здоровью.
В ФГОС для учащихся с интеллектуальными нарушениями разработана программа формирования здорового и безопасного образа жизни, которая включает:

овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;

соблюдение режима дня с необходимыми оздоровительными процедурами;

формирование умения следить за своим физическим состоянием;

развитие основных физических качеств.

В процессе обучения и воспитания у учащихся с нарушением интеллекта должна появиться установка на сохранение и укрепление собственного здоровья, сформироваться навыки здорового и безопасного образа жизни. Необходимо, чтобы школа обеспечивала здоровьесберегающий характер учебной деятельности, здоровьесодержащий режим дня школьника.
Поэтому, специальная (коррекционная) школа должна сыграть важную роль в оздоровительном процессе учащихся за счёт внедрения в практику здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер по охране и укреплению здоровья учеников. Решая вопрос заботы о здоровье учащихся, особенно важна охранительная позиция взрослых (учителей и родителей) по отношению к детскому здоровью, а также формирование у школьников положительного отношения к безопасному, здоровому образу жизни.
Задача учителя - правильно организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность через соблюдение режима дня школьников с ОВЗ, проведение комплекса утренней зарядки, оздоровительных мероприятий. К оздоровительным занятиям в режиме дня учащихся относится проведение физкультминуток на уроках.
Нагрузка на учащихся в школе с каждым годом повышается. Быстро утомляясь на уроке, ученики отвлекаются, внимание их рассеивается. Занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. В значительной мере этому содействуют физкультминутки. Наибольшая эффективность от них достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны. Одни и те же физкультминутки быстро надоедают, поэтому мною подобран разнообразный материал для их проведения, взятый из разных источников и адаптированный для учащихся младших классов с интеллектуальными нарушениями.

Выполняем с детьми оздоровительно-гигиенические физкультминутки. Их можно делать как стоя за партой, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать» ногами.
Можно проводить упражнения, которые выполняются строго под счет, с равномерным чередованием вдоха и выдоха. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенной группы мышц. Сюда можно включить и ходьбу на месте, бег, прыжки, приседания и так далее. Эти физкультминутки хороши в виде рифмовок:
Вдох и выдох!
Раз присели!
Два - привстали,
Три - нагнулись!
На уроках чтения при работе над звуками очень помогают упражнения, которые сопровождаются произнесением определенных звуков, например:
Вы, наверное, устали?
Да!
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И, как гуси, зашипели «ш-ш-ш»!
Пошипели, помолчали
И, как зайки, поскакали.
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.
Или такие стихи для хорового проговаривания:
Гуси, гуси: га-га- га,
Есть хотите? Да-да-да!
Так летите же сюда!
Нет-нет-нет! Серый волк под горой
Зубы точит, съесть нас хочет!
Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!
Выразительное проговаривание сопровождается имитационными движениями, изображающими гусей и волка. Детям нравятся эти потешки, в которых можно проявить творчество, фантазию, эмоционально, весело показать движения животных.
Не менее охотно дети подражают движениям лягушат, зайцев, обезьян и других животных. Вот, как проходит игра «В зоопарке». Сообщаю, что сегодня в зоопарке играет музыка, звери и птицы приглашают нас повеселиться вместе с ними. «Обезьянки» прыгают с одной ноги на другую. «Зайчата», поджав лапки к груди, высоко скачут на двух ножках и веселятся. «Пингвинята» прыгают на носочках, ноги прямые, «крылышки» прижаты к туловищу, прыжки высокие. «Лошадки» скачут по кругу, высоко поднимают колени. А вот - «мишка». Он переваливается с одного бока на другой, неуклюже подпрыгивает. Под музыку «танца утят» дети сжимают и разжимают ладони, отводят локти от туловища и прижимают к нему, вертят «хвостиками», подпрыгивают с хлопками над головой. На этих играх-физкультминутках дети не только совершают движения, подражая животным, но и незаметно для себя, приобретают знания природоведческого характера: о повадках животных, различии между зверями и птицами, классификации животных на домашних и диких.
Самыми популярными, любимыми у детей являются двигательно-речевые физкультминутки, на которых ученики коллективно читают стихи и одновременно выполняют различные движения. При изучении на уроке обучения грамоте в 1классе буквы и звука А с детьми была выучена физкультминутка про аиста. Детям она так запомнилась и понравилась, что они готовы её выполнять даже во втором классе.

Аист, аист длинноногий!
Покажи домой дорогу!
Аист отвечает:
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой,
Вот тогда придёшь домой!
Выполняя движения с речёвкой, учащиеся тренируются в правильном и чётком произношении каждого звука в словах, выразительности чтения стихов, отрабатывают понятия «левый», «правый».
Подобные физкультминутки хорошо использовать на уроках при изучении определенной темы. Например, на уроке математики при ознакомлении и, в дальнейшем, для закрепления понятий «слева», «справа» применяем такую физкультминутку:
Это - правая рука, это - левая рука,
Справа - шумная дубрава, слева - быстрая река…
Обернулись мы, и вот стало всё наоборот:
Слева - шумная дубрава, справа - быстрая река…
При счёте предметов используем физкультминутки с применением наглядности (на доске картинка с определенным количеством бабочек, зайчиков):
Присядем столько раз,
Сколько бабочек у нас.
Сколько зайчиков у нас,
Столько мы подпрыгнем раз!
Во 2 классе дети с удовольствием проводят физкультминутки сами. Один ученик показывает движения у доски, все повторяют за ним физические упражнения со словами. Проводить физкультминутку хочется всем, поэтому ребята меняются ежедневно. Важно, чтобы каждый почувствовал себя главным, побывал в роли ведущего.
Часто проводим физкультминутки-игры на внимание. Ведущий показывает упражнение, все остальные повторяют. Игра проводится в полной тишине, темп постепенно увеличивается. Такие игры развивают внимание, настраивают на продолжение урока, помогают собраться после физкультминутки.
В начале первого урока используем тренинг-настрой. Слова произносим не громко, но быстро.
Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
На тех уроках, где много пишем, нужны практические упражнения, способствующие укреплению кисти рук, пальцев, для подготовки к письму, разминки перед работой. На уроках письма не обойтись без физкультминуток для пальчиков. А дети их очень любят. И у каждого есть своя любимая, например:
Этот пальчик -дедушка, этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка, этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - Я! Вот и вся моя семья!
Или, другая разминка, в ходе которой дети также загибают пальчики, произносят стихи задорно, весело:

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики! Ура!
В школу им идти пора!
Учащиеся эмоционально реагируют на слова - речёвки, стараются произносить чётко и выразительно. Очень оживляются дети, когда на физкультминутку приходит какой-либо герой сказки или мультфильма. Например, показываю рисунок с изображением огурчика с глазками, носиком, в платьице, и дети с удовольствием делают упражнения:
Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик.
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызёт!
На уроке обычно проводим две физкультминутки. Это помогает детям отдохнуть, снять напряжение, усталость. Можно выполнять движения, сидя за партой:
Мы сейчас бревно распилим.
Пилим, пилим, пилим, пилим.
Мы сейчас дрова расколем.
Колем, колем, колем, колем.
Раз-два, раз-два! Будут на зиму дрова.
Необходимо регулярно проводить зарядку для глаз, особенно на уроках чтения, письма, математики. Это очень простые и понятные детям упражнения: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз, зажмуриться, удивиться. Дети могут следить за движением руки учителя, пробежаться по контуру большого рисунка, а могут, просто закрыв глаза, немного «подремать», расслабиться.
Физкультминутки меняют характер деятельности ребенка на уроке, то есть носят деятельностный характер. Происходит переключение, способное предотвратить утомление и даже некоторым образом повысить уровень работоспособности.
Считаю, что физкультминутки на уроках в специальной школе для детей с ОВЗ имеют важное значение в деле сохранения физического здоровья младших школьников, так как длительное пребывание ребёнка в статическом положении плохо отражается на его здоровье. Они также способствуют сохранению психического здоровья обучающихся. Регулярно выполняя оздоровительные минутки, школьник должен научиться сознательному отношению к утренней гимнастике, физкультминутке, специальным упражнениям на выработку осанки, способам закаливания организма, предупреждению вредных привычек.



Использованная литература:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», 2015 г.

ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Минскин Е. Игры и развлечения в группе продленного дня. - М., 1982.

Труднев В. Считай, смекай, отгадывай. - М., 1996.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации