Технологическая карта к уроку информатики «Форматирование текста в текстовом процессоре» (7 класс)
Урок информатики по теме:
«Форматирование текста в текстовом процессоре»
7 класс.
Цель урока | Организация деятельности учащихся для формирования и развития навыков учащихся форматирования текста. |
Задачи урока: | предметные: формирование представлений о форматировании текста как этапе создания текстового документа; метапредметные – развитие широкого спектра умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыков рационального использования имеющихся инструментов; личностные – формирование навыков самоконтроля, формирование понимания социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма; понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий. |
Решаемые учебные задачи:
1) познакомить с общими операциями форматирования текста;
2) применить полученные знания при работе с текстовым процессором на компьютере.
3) создавать схемы по результатам исследований, на основе жизненного опыта
4) формулировать вопросы познавательного характера с целью расширения и дополнения знаний о форматировании текста
5) продолжать формировать ИКТ-компетентность учащихся при работе с различным цифровым оборудованием
6) решать поставленные задачи, работая в группе, в паре, обмениваться полученной информацией
работать с разными источниками информации
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование:
Компьютеры, мультимедиа проектор, компьютерная презентация, раздаточный материал.
,Технология проблемного диалога
План урока:
Орг. момент. (1 мин)
Проверка домашнего задания (2 мин.)
Актуализация знаний. (20 мин)
Практическая часть. (10 мин)
Закрепление материала (5 мин)
Итоги урока (5 мин)
Домашнее задание. (2 мин)
Ход урока:
№ п/п, этап урока | Содержание деятельности учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Орг. момент. | Создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в тему урока: Поставьте дату на листе самооценки. | Демонстрация готовности к уроку, психологически настраиваются на работу, включаются в деловой ритм, слушают учителя | Личностные: формирование навыков самоорганизации. |
II. Проверка домашнего задания. (слайд 1,2) | Решают задания на экране. Заполняют лист самооценки | Познавательные –обобщать изученный материал. Коммуникативные – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий. Личностные – учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения частной задачи. | |
III. Актуализация знаний. | Проводит опрос во фронтальном режиме: Ребята назовите основные этапы работы с текстовым документом? Ребята, посмотрите на экран. Скажите, в чем различия между текстом в левом столбце и в правом? | Отвечают на вопросы учителя, выражают мысли достаточно полно, обсуждают темы прошедших уроков: ввод текста, редактирование, форматирование текста и его сохранение. разный интервал между строками, различное начертание символов, разное выравнивание абзацев, разный шрифт. | Регулятивные: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей. Познавательные: анализировать, излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи. Коммуникативные: принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи - мнение (точку зрения); определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль; выделять общую точку зрения в дискуссии; |
IV. Постановка темы и цели урока | Подводит к теме урока: Как называется данный этап работы над текстом? Согласна, назовите тему нашего урока? Давайте подумаем зачем нам нужен этот урок? Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения по форматированию текста. (постановка цели урока)
вопросом к выделению задач, к составлению алгоритма: Как будем действовать? (постановка задач на урок) | Ученики формулируют тему урока, при этом работают УУД - извлечение необходимой информации (П); выдвигать версии темы урока: форматирование.
научиться форматировать текст в документе. В жизни данные знания и умения потребуются для качественного оформления различных документов, такие как: контрольная, курсовая, дипломная работы, оформление резюме для приема на работу и т.д.
(свой ответ каждый отражает в листе самооценки) Отвечают на вопрос, обсуждают задачи, которые надо решить, планируют деятельность, предлагают и формулируют учебную задачу: 1. изучить общие приемы - операции форматирования текста (управление размером, начертанием и цветом шрифта, управление методами выравнивания, создание списков управление параметрами абзаца и др.); 2. применить данные знания на практике. | Регулятивные: формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; Познавательные: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными Коммуникативные: предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии Регулятивные: определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей; уметь самостоятельно планировать пути достижения целей; ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности. Познавательные: выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи. |
V. Введение в новую тему. | Подводит вопросом к работе с понятиями: Подберите однокоренные слова к слову ФОРМАТИРОВАНИЕ. Сформулируйте определение – что такое ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТА? Что общего у этих определений? Какое для вас актуальнее? Ребята, назовите мне, пожалуйста, фрагменты текстового документа? Перед вами окно текстового процессора. Найдите, пожалуйста, группы команд на вкладке Главная, которые отвечают за форматирование текста. Стилевое оформление мы сегодня не затрагиваем. О нем, как о самостоятельном элементе форматирования текста, поговорим на следующем уроке. Каждая группа команд панели инструментов разделена на подгруппы. Найдите их. Учитель предлагает изучить панель инструментов с помощью ПК и ПО, которое находится на столах у учащихся: Используя текстовый процессор, заполните схемы, которые должны содержать названия всех подгрупп. (заполняют приложение 1, 2) | Определяют понятия, создают обобщения с понятием «форматирование», устанавливают аналогии, отвечают на вопросы формат, форма. это процесс его оформления. второе (возможность текстового редактора (процессора) или других программных средств обработки текста, которая позволяет подготовить макет текста в соответствии с критериями, определенными пользователем), т.к. одна из задач - практического характера, поэтому важно наличие текстового процессора. символ, слово, строка (предложение) и абзац. группа «Шрифт», «Абзац» и «Стиль». Предлагают, обсуждают, работают в парах. Совместная проверка и просмотр, заполненных карточек «Шрифт» и «Абзац» (слайд 9-12) Оценивают свои результаты на листах самооценки | Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: формулировать, обобщать информацию Предметные: Объединять предметы в группы по определенным признакам |
VI. Закрепление материала. | Для закрепления материала предлагаю вам пройти два упражнения в LerningApps. Определите, к какой группе операций (редактирование или форматирование) относятся следующие действия. https://learningapps.org/display?v=p4oxpk8ea17 2) Определите, кому (символу или абзацу) принадлежат следующие свойства. https://learningapps.org/display?v=pii9zuvwk16 Вернемся к задачам нашего урока – изучили теоретическую часть форматирования текста? Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому И я пойму! Как вы думаете, к чему это высказывание? | Решают задания на экране Комментирование правильных ответов осуществляется учащимися, обязательно осуществлять анализ ошибок самими учащимися, определять причины ошибок. Да. переходим ко второй задаче урока – применение теоретических знаний на практике. | Познавательные: осознанное построение речевого высказывания на тему урока Регулятивные: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные: определять возможные роли в совместной деятельности; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; организовывать учебное взаимодействие в группе; |
IV. Практическая работа. | На партах у вас есть Приложение 3 с двумя заданиями по форматированию документа. Время выполнения данных заданий 10 минут. После учитель проверяет работу каждой пары | Выполняют задания за компьютерами. Анализируют результаты. Делают выводы, рефлексируют на данном этапе о результатах выполнения самостоятельной работы. | |
VII. Итоги урока. | Организует рефлексию, предлагая написать 2 - 3 предложения: Давайте вспомним, какова была тема нашего урока и какую цель мы пытались достичь на протяжении всего урока? Что нового вы почерпнули для себя на сегодняшнем уроке? О тветьте выборочно на 2-3 шаблона из предложенных | Соотносят цель и результаты урока: тема - форматирование документа, цель – изучение способов форматирования текста. Фиксируют степень соответствия. Намечают дальнейшие цели деятельности. Выполняют самооценку собственной учебной деятельности на уроке. | Регулятивные: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; сверять свои действия с целью; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; Познавательные: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки результата. Коммуникативные: выделять общую точку зрения в дискуссии; определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. |
VII. Д/з. | Ваши опорные схемы приклейте в тетрадь по информатике. Домашнее задание: файл в сетевом городе. Всем спасибо за урок! До свидания! |
П риложение 1
П риложение 2
Приложение 3
Задание 1. На странице в каждой строке введите только указанный в 1 столбце текст и отформатируйте его как указано в задании – в соседних столбцах.
Фрагмент | Шрифт | Размер | Начертание | Выравнивание |
1. Высказывания | Monotype Corsiva | 22 | Подчеркн. | По центру |
2. Великая трагедия науки — уничтожение прекрасной гипотезы безобразным фактом | Arial | 10 | Полужирный | По ширине |
3. Пришла нужда постучать по дереву — обнаруживаешь, что мир состоит из алюминия и пластика. | Calibri | 18 | Курсив | По правому краю |
4. Если вам все равно, где вы находитесь, значит, вы не заблудились. | Courier New | 20 | Подчеркн. (волнистая линия)+курсив | По левому краю |
Лист самооценки
№ | Этап урок | Кол-во баллов | Ваш балл |
1 | Домашнее задание | 0,5 | |
2 | Я не знаю ничего по данной Мне кажется то, что Я знаю не подходит для данных задач Я не уверен в своих знаниях… | ||
3 | Схема «Шрифт» | 1 | |
4 | Схема «Абзац» | 1 | |
5 | Упражнения на закрепление материала | 0,5 | |
6 | Практическое задание 1 | 1 | |
7 | Практическое задание 2 | 1 | |
Сумма: | 5 баллов | ||
7 | Рефлексия: Я узнал . . . У меня получилось . . . Мне понравилось . . . Мне было трудно . . . Я хочу узнать . . . Я хочу научиться . . . |