Статья «Формы и методы повышения профессиональной компетентности педагога в образовательном учреждении и как учителя ИЗО»
Формы и методы повышения профессиональной компетентности педагога в образовательном учреждении и как учителя изобразительного искусства.
Бычкова Елена Анатольевна учитель изобразительного искусства
МБОУ «СОШ№24», г. Братск, Иркутская область
Аннотация:
В статье рассматривается профессиональные компетентности педагога. Пути и направления, профессиональной компетентности. Компетентность учителя изобразительного искусства, этапы профессиональной компетентности и формы работы с детьми.
«Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты»
А.Г. Бермус
Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающихся своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости. Профессиональная компетентность педагога есть единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Формирование профессионализма идет по трем основным направлениям:
1) изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения. В ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит движение личности по степени профессионального мастерства, развивается специфическая система способов выполнения деятельности – формируется личный стиль деятельности;
2) изменение личности субъекта, проявляющаяся как во внешнем облике (моторике, речи, эмоциональности, формах общения), так и в соответствующих элементах профессионального сознания (профессионального внимания, перцепции, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы), что в более широком плане может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения;
3) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности, что проявляется в: – когнитивной сфере – в уровне информированности об объекте, в склонности к взаимодействию и удовлетворенности от этого взаимодействия, несмотря на трудности; - в эмоциональной сфере – в интересе к объекту, в склонности к взаимодействию и удовлетворенности от этого взаимодействия, несмотря на трудности; - в практической сфере – в осознании своих реальных возможностей влияния на объект.
А.К. Маркова выделяет доминирующий блок профессиональной компетентности учителя – личность учителя, в структуре которой выделяет:
1) мотивацию личности (направленность личности и ее виды);
2) свойства (педагогические способности, характер и его черты, психологические процессы и состояния личности);
3) интегральные характеристики личности (педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность ,как творческий потенциал).
Профессиональная компетентность интегрирует в себя три аспекта:
1.Когнитивный( научные, предметные знания).
Когнитивная составляющая:
- знание предмета;
- знание смежных наук;
- знание и обеспечение реализации содержания и структуры федерального базисного учебного плана;
- знание учебных планов и программы по предмету;
- знание требований ГИА по данному предмету.
2. Операционно - технологический( способы деятельности, умения принимать решения).
Операционно-технологическая:
- умение извлекать информацию и отбирать её по преподаваемой дисциплине;
- самостоятельная работа по накоплению научных материалов, проблем , решений;
- постоянная работа с периодикой;
- умение адаптировать научное знание для достижения учебных целей.
3. Аксиологический (опыт эмоционально - личностного отношения к природе, обществу, человеку).
Аксиологическая составляющая:
- глубокое понимание и умение использовать на практике основные ценности, понятия, нормы, достоинства, решения;
- готовность и желание познавать, учиться.
Готовность учителя к профессиональной деятельности в современных условиях предполагает обладание предметной, педагогической и социальной компетенциями.
Цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.
Пути развития профессиональной компетентности педагога:
Повышение квалификации;
Аттестация;
Самообразование педагогов;
Работа в методических объединениях, педсоветы, семинары, конференции, мастер –классы;
Владение современными образовательными технологиями;
Исследовательская деятельность, проектная деятельность;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие в педагогических конкурсах ;
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта;
Использование ИКТ
Содержание теоретической готовности учителя:
- аналитические умения
- прогностические
- проективные
- рефлексивные
Содержание практической готовности учителя:
- мобилизационные умения
- информационные
- развивающие
- ориентационные
- перспективные
- педагогического общения
Этапы формирования профессиональной компетентности:
- самоанализ и осознание необходимости;
- планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
- самопроявление , анализ, самокорректировка .
Компетентность специалиста объективно приобретает все большую актуальность благодаря усложнению и постоянному расширению социального опыта, сферы образовательных услуг, появлению инновационных типов школ, авторских педагогических систем, проектов, технологий, возникновению различных форм презентации и переработки информации.
Учитель ИЗО является гражданином, примером для воспитанников, активным членом общества, он должен:
- быть приверженцем здорового образа жизни во всех смыслах;
- быть воспитанным, являться носителем культурных и социальных ценностей;
- быть образованным;
- быть социально-активным гражданином своего государства.
Развитие профессиональной компетентности учителя ИЗО – это развитие творческой индивидуальности, постоянный творческий процесс, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Искусство – это огромный мир художественных образов, с помощью которых художники выражают свои наблюдения, представления, мечты и фантазии, а также действенное средство воспитания творчески активной личности. Приобщая учащихся к изобразительному искусству, мы тем самым передаём им огромный эстетический и нравственный опыт, накопленный человечеством. Цель преподавания изобразительного искусства в начальной школе – гармоничное развитие младших школьников средствами изобразительного искусства, формирование у них устойчивого интереса к изобразительной деятельности и искусству, активной жизненной позиции. С введением ФГОС, апробируются новые педагогические нормы, педагог должен быть исследователем, изучающим эффективность применения педагогической и методической компетенции учителя его профессиональное мастерство, которое определяет развитие и формирование личности учащегося. Урок является основным показателем профессионализма преподавателя. С целью повышения методической компетенции учителя в школе проводятся открытые урока, взаимо -посещение уроков, на которых демонстрируется опыт учителя. Анализ и самоанализ урока помогает педагогу определить сильные и слабые стороны своих уроков, позволяет достичь улучшения качества урока. Поэтому в школе создан банк анализа посещенных уроков. Внеклассные и внешкольные работы по ИЗО позволяют углубить и расширить материал подачи его на более серьезном уровне.Такие занятия развивают интерес и любовь к ИЗО, содействуют духовному росту и эстетическому воспитанию.
Кружок .
ЗАДАЧА: развить художественные способности детей в процессе обучения различными средствами. Формирование эстетических потребностей, воспитать интерес к искусству. Варианты тематики кружков: лепка, рисунок, живопись, аппликация. Успех зависит от: организованности, увлечённости учителя, обеспечение необходимым материалом и оборудованием, чёткое планирование занятий.
Студия.
Объединение нескольких кружков, создание условий для широкого выбора работ с постепенным углублением её содержания.
Факультативы.
Направлено на развитие индивидуальных способностей детей, проявляющих интерес к тому или иному предмету, направлено на углубление знаний и навыков полученных ранее. Разрабатывается на основе пожеланий и интересов детей с учётом их подготовки.
ЗАДАЧИ: дальнейшее расширение и углубление знаний по ИЗО, развитие худ.вкуса и творч. способностей. развитие самостоятельно анализировать. Важен деференцированный подход к учащимся, внимание к их интересам, сложностям.
Экскурсии.
Цель – полнее и глубже раскрыть отдельную тему, познакомить с различными видами ИЗО, дать ясное представление о специфике работы художника (музеи, выставки, мастерские, парк..) Способствует наблюдению прекрасного, натуры в естественных условиях, лучше усваивается материал (выполнение набросков, эскизов). Необходимо хорошо организовать, продумать план и цель, провести связь с учебной программой.
Тематические вечера.
В основном посвящены творчеству художников, дети готовят вечер сами под руководством учителя, они и организаторы и исполнители. Оказывает сильное воздействие на эмоциональный мир ребёнка.
Беседа:.
Применяется, когда затронутая тема на уроке вызвала у детей особый интерес или необходимо раскрыть более полно материал. Инициатором могут быть как дети, так и учитель. Предполагается активное участие всех детей, наглядность, чёткие вопросы, интересный фактами материал.
Конкурс рисунка.
Надо: выбрать актуальную тему, определить идею, дать объявление о конкурсе, назначит сроки подачи работ, выбрать жюри и критерии оценки.
Домашнее творчество.
Суть – учитель регулярно просматривает работы, выполненные по инициативе детей (защищает от плохого вкуса и копирования). Анализируя их работы, учитель корректирует и направляет их деятельность. Способствует организации досуга.
Конкурсно-игровое мероприятие.
Телевикторины, викторины (кроссворды, интеллект. –лото) - состоит из нескольких конкурсов пример «мировое искусство», общешкольное мероприятие – игра-путешествие по творческим мастерским. Соревнуются команды – классы
Таким образом, основными чертами компетентностного подхода к подготовке специалистов являются:
- общесоциальная и личностная значимость формируемых знаний, умений, навыков, качеств и способов продуктивной деятельности;
- четкое определение целей профессионально-личностного совершенствования, выраженных в поведенческих и оценочных терминах;
- выявление определенных компетенций, которые также являются целями развития личности;
- формирование компетенций как совокупности смысловых ориентаций, базирующихся на постижении национальной и общечеловеческой культуры;
- наличие четкой системы критериев измерения, которые можно обрабатывать статистическими методами;
- оказание педагогической поддержки формирующейся личности и создание для нее «зоны успеха»;
- индивидуализация программы выбора стратегии для достижения цели;
- создание ситуаций для комплексной проверки умений практического использования знаний и приобретения ценного жизненного опыта;
- интегративная характеристика проявлений личности, связанная с ее способностью совершенствовать имеющиеся знания, умения и способы деятельности по мере социализации и накопления опыта жизнедеятельности.
Показателем и условием эффективности уроков изобразительного искусства является увлечённость детей работой, интерес и желание заниматься искусством. Изобразительная деятельность должна доставлять детям радость, обеспечивать активное эмоциональное отношение учащихся к занятиям. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Литература
1.И. А. Зимняя. Ключевые компетенции-новая парадигма результата современного образования.// Интернет-журнал «Эйдос»-2006.5мая.
2.И. А. Зимняя. Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи , перспективы.» М.: Исследовательский центр проблем подготовки специалистов, 2004.
3. В. А. Адольф Формирование профессиональной компетентности будущего учителя.
//Педагогика.- №1.1998
4.Г.Л. Абдулгалимов. Модель готовности современного учителя к профессиональной деятельности. //Стандарты и мониторинг в образовании. №5.2009
5.О. А. Козырева Феноменология профессиональной компетентности учителя.
//Образовательные технологии и общество 11(2)2008
6.Ф. Т. Шишкин. Компетенция и компетентность как ключевые понятия компетентностного подхода в образовании //Наука и школа №4.2008
6.И. И. Барахович. Коммуникативная компетентность педагога (Требования профессионального стандарта педагогической деятельности. // Интернет-ресурс
7.М. В. Аргунова Ключевые образовательные компетенции о оценка их сформированности. // Химия в школе.№6. 2009
Горбачёва Марина Юрьевна