Формирование активной жизненной позиции обучающихся через вовлечение их в социально-значимую деятельность
«Формирование активной жизненной позиции обучающихся через вовлечение их в социально-значимую деятельность»
Надо развить в человеке гражданина,
надо развить такую личность,
которая умеет жить в гармонии с другими,
личность, которая умеет содружествовать,
которая связана с другими сочувствами
и мыслью социально.
А.В.Луначарский
Активная жизненная позиция человека - это обусловленная конкретными социальными обстоятельствами устойчивая форма проявления идейно-нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и привычек, оказывающая регулирующее воздействие на его поведение и деятельность. Активная жизненная позиция личности должна формироваться с детства. Она вырабатывается в течение продолжительного времени в процессе обучения и воспитания людей, в результате преодоления повседневных трудностей, овладения социальным опытом, профессиональным мастерством. Стержнем активной жизненной позиции, ее фундаментом является мировоззрение личности, нравственные убеждения и отношение к общественному долгу.
Современному развивающемуся российскому обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее культурное и социально-экономическое процветание. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года четко обозначено, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Сегодня в нашем обществе четко сформировался запрос на социально активных и ответственных людей, на инициативу, идущую снизу. Можно выделить ряд предпосылок, содействующих реализации этого запроса:
1. Социально-экономические предпосылки. «Инновационная экономика характеризуется появлением уникальных подходов, которые называются креативными. Именно, поэтому сегодня спрос на людей, которые решают творческие задачи – задачи с большой долей неопределённости, изменчивости, как никогда велик», – пишет академик А.Г. Асмолов. Создание инновационного общества, модернизационной экономики невозможно без инициативных людей, без социальной активности и гражданской ответственности молодежи.
2. Социально-психологические предпосылки. Медленно, но у молодежи меняется ценностно-смысловая структура сознания, образ детско-юношеских общественных объединений, особенно среди 10–11-летних современных школьников, выглядит достаточно привлекательно, но над его имиджем еще предстоит большая работа. Деятельность психологов, преподавателей, социальных педагогов, руководителей некоммерческих организаций (НКО), работающих в сфере образования по вовлечению молодежи в различные объединения, разной направленности становится чрезвычайно актуальным в условиях распространения и употребления психоактивных веществ детьми и подростками, нарастания рисков национализма, шовинизма, экстремизма и ксенофобии.
3. Образовательно-воспитательные предпосылки. Принципиальным отличием новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является усиление их ориентации на развитие личности, обретения ею духовно-нравственного опыта и социальной компетентности, а не просто усвоения системы знаний, умений и навыков, составляющих инстру- ментальную основу компетенций учащегося. Запрос на новые образовательно-воспитательные практики связан с кризисом семьи, необходимостью организации и разнообразия досуга молодежи, развития предпрофильного образования и способности детей и подростков активно противостоять негативным явлениям и пагубным привычкам. Поэтому в настоящее время чрезвычайно востребован педагогический опыт вовлечения молодежи в социальную практику, направленную на общественно полезные действия, способствующие формированию активной жизненной позиции, преодолению патернализма и инфантилизма.
Растут требования к выпускникам, которые должны быть подготовлены к новым рыночным отношениям:
имеют социальный опыт самостоятельного принятия решений, делают выбор поведения, профессии, партнеров, ценностей и т.д.
здоровые физически и психически;
нравственно стойкие;
имеют знания на уровне современной науки и техники;
социально закаленные и защищенные.
Положение детей и подростков в настоящее время тревожно:
Самоустранение родителей от воспитания в ряде семей;
Социальное сиротство и бродяжничество;
Проблема трудоустройства подростков;
Распространение детского алкоголизма, наркомании, преступности…
Свободное время подростка нередко превращается в «ничегонеделание», что ведёт к созданию того вакуума, который и заполняет молодёжь в первую очередь тем, что не требует духовных усилий, работы над собой, стремлений к самосовершенствованию. В результате чего в подростковой среде наблюдается рост агрессивности, токсикомании, наркомании, преступности, а главное, – бездуховности. Таким образом, возникла потребность в новом подходе к процессу образования и воспитания, где статус воспитания становится более значительным, так как процесс получения образования неотделим от процесса становления Личности.
В этой связи всевозрастающую роль приобретает взаимодействие формальных и неформальных институтов образования в деле воспитания полноценной гуманистически ориентированной личности, готовой к активным социальным инициативам. Партнерство семьи, школы, бизнесструктур и органов власти является на сегодня абсолютной необходимостью для успешной социализации личности, формирования гражданской идентичности и патриотизма у подрастающего поколения, т. е. реализации «воспитательной компоненты», о которой говорил Президент РФ В.В. Путин.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема воспитания социальной активности детей и молодежи.
Большую социальную значимость приобретает задача создания условий для развития социальной активности и выявления лидеров в школе через детские общественные организации. Формирование такой личности стало одной из ведущих проблем модернизации образования.
Детская организация ставит перед собой цель – воспитать творческую, самодостаточную личность, которая сможет применять свои познавательные возможности в современном мире, сможет найти свое место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить. Детские общественные объединения имеют реальные возможности для расширения сферы своих интересов при позитивном отношении к детской инициативе и творчеству взрослой части объединений, что является свидетельством активности, гражданственности, инициативы подрастающего поколения России.
Общественное движение на современном этапе вариативное по направленности деятельности (профессиональная направленность, творческая, реализация интересов, спортивная, экологическая, военно-патриотическая, гражданско-патриотическая, благотворительная и т.д.), разнообразное по формам и механизмам реализуемых программ и проектов.
Общественное движение детей и подростков в России – реально существующий факт. Отраден тот факт, что за последние десять лет детские общественные объединения не только стали особым социальным институтом общества, но и на деле доказали свою значимость и роль в процессе социализации подрастающего поколения.
Сегодня в России действует более 427 тысяч молодежных и детских общественных объединений различной территориальной сферы деятельности: международные, общероссийские, межрегиональные, региональные, местные. Деятельность большинства организаций направлена на решение конкретных проблем общества, детей и молодежи. Многие из них реализуют программы по созданию социальных молодежных служб, бирж труда, развитию детского и молодежного предпринимательства, спорта, выявлению и поддержке молодых талантов, национально-культурному возрождению, летнему отдыху, решению жилищных проблем и т.д.
На федеральном и региональном уровнях органы исполнительной власти и детские общественные объединения принимают совместные планы деятельности, программы мероприятий по различным направлениям общественно-значимой деятельности. Обоснование взаимных обязательств во взаимодействии с органами государственной власти позволяет определить цели, задачи, принципы этого взаимодействия, основные мероприятия по его реализации. Государственная поддержка общественных инициатив выражается в долевом финансировании программ и проектов детских общественных объединений, проведением конкурсов социально-значимых проектов.
Детская организация культивирует и развивает детскую инициативу, активность, личностное самовыражение ребенка в привлекательной социально значимой деятельности; детскую солидарность, помощь и поддержка детьми друг друга, доверие и сотрудничество взрослых и детей в совместной деятельности; романтика, беззаветность в служении избранной идее. Создание данной модели будет направлено на воспитание, содействие успешной социализации и социальную защиту подрастающего поколения юных граждан России, с целью консолидации их усилий, совместной выработке единого механизма государственной и общественной молодежной политики является объективной необходимостью.
За время обучения в школе мы должны сформировать личность с активной гражданской позицией, умеющего управлять собой, отстаивать свою точку зрения, решать важные для общества вопросы. И наиболее успешно мы можем это реализовать через вовлечение учащихся в социально-значимую и активную деятельность, через взаимодействие и сотрудничество с семьей, всех структур классного и школьного самоуправления, общественных организаций.
О социализации, ученическом самоуправлении, общественных организациях говорить начали давно и многим все, о чем мы сегодня будем говорить, покажется не новым. Но, тем не менее, сегодня мы вновь поднимаем данный вопрос.
Участие подростков в работе органов самоуправления - это способ практики жить в социальном пространстве прав обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.
Сегодня на нашем педагогическом совете мы обсудим направления социально-значимой деятельности учащихся нашей школы.
Модель ученического самоуправления
В МОУ «Ялгинская СОШ»
Совет «Ученическая конференция»
Совет «Солнышко»
1-4 классы
Совет старшеклассников
10-11 классы
Совет «Дружба»
5-9 классы
Центры самоуправления
1.Учебный центр;
2.Научно-исследовательский центр;
3. Пресс-центр;
4. Культурно-массовый центр;
5. Трудовой центр;
6. Спортивный центр;
7.Библиотечный центр;
8. Краеведческий центр;
9. Центр дисциплины и порядка;
10.Центр милосердия;
11. Управленческий центр советом «Солнышко»
Что дает ученическое самоуправление
участникам педагогического процесса?
Учащимся:
выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;
развитие навыков работы в группе, в команде;
защищает права ребенка;
помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.
ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;
учит цивилизованно разрешать конфликты.
Родителям:
организует свободное время детей;
снижает конфликтность в семье;
дает возможность активно участвовать в школьной жизни;
ведет к улучшению учебной результативности детей.
Педагогам:
помогает организовать детей;
сплотить детский коллектив;
повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;
раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка;
апробация инновационных технологий.
Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.
В каждом классном коллективе нашей школы создано классное самоуправление. Однако следует отметить, что подчас оно носит формальный характер. Выбрали руководителей центров и забыли о регулярной работе данных центров. А ведь дети должны быть постоянно вовлечены в различные виды деятельности по желанию и потребности самореализации!
Из числа учащихся школы были сформированы:
Совет старшеклассников – активисты и руководители направлений деятельности РДШ;
отряд ЮИД, который осуществляет пропаганду правил дорожного движения;
ДЮП (дружина юных пожарников);
отряд «Юнармия»;
волонтерский отряд «Юность»;
Эко-отряд «Зеленый патруль».
Остановимся на деятельности данных направлений ученического самоуправления.
Совет старшеклассников. В школе сформирован Совет старшеклассников. Все учащиеся, входящие в Совет старшеклассников, являются активными членами ДОО РДШ. В сентябре 2017 г. в нашей школе путём голосования состоялись выборы председателя Совета старшеклассников. Избирательной комиссией школы рассматривались заявления кандидатов. Они предоставляли свои предвыборные программы. За день до выборов стартовало интернет – голосование на сайте школы. Свои кандидатуры выдвинули 4 учащихся: Шайгородская Д., Рябов М., Польдяева Е. и Терентьева К. В день выборов кандидаты кратко рассказывали о своих программах, а избиратели задавали им интересующие их вопросы. После чего весь актив школы, начиная с 5-х классов голосовали за того или иного кандидата. В выборах участвовали 86 человек.
По итогам голосования председателем Совета старшеклассников на 2017 – 2018 учебный год в нашей школе была избрана ученица 11 класса Шайгородская Дарья. Под ее руководством строилась работа школьного Совета старшеклассников в этом учебном году. Уже сейчас прослеживаются ее яркие лидерские качества. Даша, обладая высоким уровнем ответственности, незаурядными способностями и умением заинтересовать ребят, смогла сплотить вокруг себя команду единомышленников.
Большая работа проводится Советом старшеклассников. Это подготовка и проведение школьных праздников, акций, организация работы центров самоуправления. В этой связи хочется отметить работу пресс-центра школы, который возглавляет Ракова Дарья. У Даши прослеживаются хорошие организаторские способности, большое желание и возможности руководить данным направлением. Она регулярно собирает членов редколлегии классов, объясняя им необходимые задания.
С большим желанием и ответственностью относится к своей деятельности культурно-массовый центр школы. В Совете старшеклассников его возглавляет Карманова Дарья. Все концерты и праздничные мероприятия проводятся в тесном сотрудничестве с ребятами данного центра. С удовольствием учащиеся принимают участие, как в подготовке, так и проведении данных мероприятий. И хочется отметить, что выполнение данной функции в ученическом самоуправлении проходит на высоком качественном уровне.
7 марта Советом старшеклассников был подготовлен и проведен День Дублера (самоуправления). В ходе подготовки к этому мероприятию ярко прослеживались искренние желания учащихся 8-11 классов попробовать себя в роли педагогов и руководителей.
Отряд ЮИД. Очень хорошо себя проявил в этом учебном году отряд ЮИД. Руководителем отряда из числа учащихся стал Русяев Кирилл, учащийся 6 а класса. Несмотря на свой еще юный возраст, у Кирилла хорошие организаторские способности, а главное – желание действовать. Вместе со своими ребятами из отряда ЮИД Кирилл провел несколько бесед с учащимися начальных классов по правилам дорожного движения, были проведены тесты на знание дорожных знаков. Очень интересным мероприятием, организованным совместно с Советом старшеклассников, стал проведенный флешмоб с целью рекламы световозвращающих элементов. Сотрудники ГИБДД очень высоко оценили нашу креативную форму работы по данному воспитательному направлению и взяли его в качестве демонстрационного материала. Сейчас я вас познакомлю с ним (видеоролик).
Волонтерский отряд «Юность». Последние 10 лет динамично развивается социально направленная деятельность. В частности, среди приоритетных направлений государственной молодежной и социальной политики современной России актуализировались добровольчество и волонтерство. 2018 год объявлен Годом волонтерства и социальных инициатив.
Детско-юношеские общественные организации данного направления деятельности открывают широкие возможности молодежи для реализации разнообразных социальных ролей, «уводят» их с улицы, способствуют предупреждению правонарушений и отклоняющегося поведения, формированию правового сознания.
Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности одно из актуальных направлений по работе с подрастающим поколением. Участие в волонтерском движении помогает решать важную задачу повышения конкурентоспособности и профессиональной компетентности молодых людей за счет получения первичного опыта участия в профессиональной деятельности, увеличения возможностей профессионального ориентирования и формирования базовых личностных и социальных компетенций.
Труд добровольцев (волонтеров) охватывает различные общественные сферы и направлен на безвозмездное оказание помощи во благо общества. Волонтеры России выступают ликвидаторами последствий катастроф, занимаются добровольной уборкой территорий, участвуют в социальных кампаниях, проводят бесплатные экскурсии по родному городу, участвуют в качестве переводчиков в спортивных соревнованиях, помогают пожилым людям в домах престарелых и детям в детских домах.
Волонтёры могут работать в любые дни. Обычно во внеурочное время организуются знакомства, проводится просветительская работа и акции, спортивные соревнования, мероприятия по защите окружающей среды и помощь детям с ОВЗ.
В нашей школе создан волонтерский отряд «Юность». Членами этого отряда стали учащиеся 8-9 классов. Руководителем отряда является Горбунова Н.А. О работе данного направления деятельности школьников она более подробно расскажет в своем выступлении. Мне же хочется отметить, что в работе данного направления деятельности и развития школьных инициатив детей нам очень помогает сотрудничество с отрядом волонтеров-медиков МГУ им. Огарева, волонтерами педагогического отряда «Алые паруса» и республиканским молодежным центром волонтеров.
За прошедший период было проведено достаточно много совместных мероприятий, как познавательного характера, так и развлекательного. Самое главное, что отмечают дети после участия в таких мероприятиях, это то, насколько эта деятельность и формы работы их заинтересовывают и увлекают. Это и участие в творческих конкурсах (презентация педагогического отряда «Алые паруса») и познавательные квесты о здоровье, беседы о здоровом образе жизни, акция «СТОП. ВИЧ/ СПИД», квест «Знаешь ли ты сказки» для учащихся 2-4 классов и т.д.
Отдельно хочется остановиться на сотрудничество нашей школы с республиканским центром милосердия. 8 декабря 2017 г. Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество инвалидов» и Чамзинская районная организация МРООООВОИ в МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» провели открытый урок «Спеши делать добро», участниками которого стали ученики начальных классов, учителя и администрация школы. Ребята смогли убедиться сами, как плохо быть ограниченным в движении и возможностях. В игровой форме, используя жизненные ситуации, участниками которых стали сами ученики, ребятам рассказали и показали, с какими трудностями может столкнуться любой человек, став инвалидом. В продолжение урока была организована и проведена акция «Подари игрушку».
ООГ ДЮО «Российское движение школьников». Появление воспитательных возможностей вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию социальной компетентности подрастающего поколения. Российское движение школьников, реализуя избранные ведущие направления, призвано удовлетворять жизненные потребности участников в общении, понимании, признании, защите, разнообразной деятельности; способствовать определению жизненных планов путем обеспечения личностного роста и развития, социального и профессионального самоопределения; предоставлять разносторонние возможности организации свободного времени.
Современные дети и подростки активно включаются в общественные отношения, участвуют в общественной деятельности наравне со взрослыми.
Естественной потребностью детского возраста является стремление к объединению. Дети, развивая в коллективных отношениях индивидуальные знания, опыт, силы и возможности, объединяются в разновозрастные сообщества с целью достижения общественно - значимой цели в различных видах деятельности.
Целью Российского движения школьников является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.
Реализация цели РДШ предполагает решение ряда задач:
Формирование единого воспитательного пространства, обеспечивающего реализацию взаимодействия ученического самоуправления, детского общественного объединения, партнеров РДШ для проектной деятельности участников первичного отделения РДШ.
Использование Дней единых действий РДШ как технологии, позволяющей организовать поддержку и реализацию 4 ведущих направлений деятельности РДШ с целью развития проектной деятельности.
Развитие системы методического сопровождения деятельности первичного отделения РДШ в образовательных организациях на всех уровнях образования, отработка механизма взаимодействия с вузами и колледжами.
Формирование единой информационной среды для развития и масштабирования инновационной, проектной, социально-преобразовательной деятельности РДШ.
С февраля 2017 г. МОУ «Ялгинская СОШ» является «пилотной» площадкой, на базе которой осуществлялась деятельность регионального отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
За прошедшее время учащиеся нашей школы приняли участие в республиканской Школе социального проектирования, профильных сменах, мероприятиях образовательной площадки «ЛИГА РДШ», региональном образовательном квесте для школьников «Общественные организации вчера и сегодня», приуроченному к 95-летию со дня образования Всесоюзной пио-нерской организации им. В.И.Ленина, региональном мероприятие «Посвящение в юнармию», различных конкурсах и проектах.
Учащиеся стали победителями и призерами в личном рейтинге «Лиги Российского движения школьников»: Рябов Максим – 1 место в личностном развитии, Лапшина Кристина – 2 место и Карманова Дарья - 3 место по информационно-медийному направлению. Лапшина К. и Карманова Д. за активную работу в ООГ ДЮО «Российское движение школьников» были награждены бесплатными путевками в лагерь. Однако следует отметить, что в этом учебном году работа школьного отделения РДШ не отличается активностью.
Более подробно о работе активистов РДШ расскажет руководитель данного направления Федькова Н.Д.
Отряд «Юнармия». В 2017-2018 учебном году в нашей школе был сформировании и уже функционирует отряд «Юнармия». Руководителями отряда являются Четыркин К.В. и Хальзова Н.С. Утвержден план работы отряда, назначен командир – Юмаев Алексей. И, несмотря на то, что отряд функционирует недавно, можно отметить заинтересованность учащихся в данной организации, участие ребят в патриотических мероприятиях. Некоторые классы изъявляют желание примкнуть к данному направлению деятельности. Более подробно о работе отряда «Юнармия» в своих выступлениях нам расскажут Четыркин К.В. и Хальзова Н.С.
Эко-отряд «Зеленый патруль». 2017 год объявлен годом экологии. В школе проводится большая работа по экологическому воспитанию учащихся.
Среди старшеклассников были определены лидеры экологического движения. Это Адушкина Дарья и Соколова Алена, ученицы 9 а класса. Они представляли нашу школу на городских мероприятиях по экологии, посещали городскую школу актива. Советом старшеклассников и членами экологического отряда «Зеленый патруль» были проведены эко-уроки, акции, десанты и т.д. На базе 4 б класса был сформирован и успешно функционирует отряд «Зеленый патруль». Ребята участвуют в проектах, проводят акции, разрабатывают памятки по экологическим проблемам.
В 2015 году нашей школе была создана Служба медиации. Служба медиации является объединением обучающихся, педагогов и родителей, действующей в образовательном учреждении на основе добровольческих усилий обучающихся. В состав Службы медиации входят педагог-психолог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, председатель профсоюза, учащиеся 9-11 классов, прошедшие обучение по проведению примирительных программ. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч.
Заключение:
Активная жизненная позиция должна присутствовать как у педагогов, так и у обучающихся. Ее наличие означает чрезвычайно большую степень ответственности всех участников педагогического процесса за взаимные действия и поступки, за качество поддерживаемых и совершенствуемых отношений его участников, за результаты учебно-воспитательной деятельности. Особую значимость приобретает активная жизненная позиция педагогов и обучающихся в сложных условиях государственных, экономических и политических преобразований в обществе, когда происходят серьезные изменения и трансформации в общественном и индивидуальном сознании, во всей системе связей и отношений между людьми.
Каким будет поколение детей через 10 лет? Какую политику будут вести наши нынешние выпускники через много лет, находясь у власти? Какие ценности будут у наших выпускников? И вообще, какие люди будут нас окружать, и как мы сможем существовать рядом с современной молодежью? В большей степени это зависит от нас с вами. Наверное, кое - что придется нам с вами тоже менять в формах воспитания наших детей, меняться самим, чтобы идти в ногу с новым поколением.
Сегодня необходимо строить свою работу так, чтобы наши дети чувствовали себя нужными обществу и были счастливы.
Человек – саморазвивающаяся личность
Его нельзя научить, он учится сам.
Его можно обучать, создавая поле
деятельности и среду общения для
саморазвития и жизнетворчества.
Кристи Ли
Проект решения педагогического совета:
Считать работу школы по вовлечению обучающихся в социально-значимую деятельность в 2017-2018 учебном году удовлетворительной.
Активизировать внедрение социально-активных технологий и креативных форм воспитания обучающихся по формированию активной жизненной позиции, ценностных ориентаций, воспитанию ответственного отношения к людям, к труду, к развитию классного и школьного самоуправления.
Применение технологии по развитию детской инициативы «Чередование творческих поручений» в 3 б классе считать успешной и рекомендовать ее для дальнейшего использования (ответственная Силякова С.Н.)
Активизировать привлечение учащихся школы к участию в проектах и конкурсах, организуемых ООГ ДЮО РДШ (ответственная Федькова Н.Д.) и волонтерским корпусом г.о.Саранск (ответственная Горбунова Н.А.).
В апреле-мае 2018 г. максимально привлекать обучающихся отряда «Юнармия» к мероприятиям военно-патриотической направленности, проводимых в рамках юнармейского движения (ответственные Четыркин К.В. и Хальзова Н.С.)
Считать основной задачей классного руководителя по созданию условий для успешной социализации учащихся формирование досуговой деятельности ребенка.
Проводить регулярную работу с родителями по вовлечению учащихся в активную внеклассную, внеурочную и творческую деятельность.