12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кулик Ольга Владимировна45
Россия
0

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ



ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ


Кулик Ольга Владимировна,

преподаватель

естественнонаучных дисциплин,

ГБПОУ «Донецкий педагогический колледж»


Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования экологического мировоззрения и воспитания молодежи в образовательных организациях среднего профессионального образования. В данной статье раскрыты некоторые теоретические, методические и практические аспекты темы «Формирование экологического мировоззрения будущих специалистов в современных условиях». Представлены результаты изучения общепедагогической и специальной литературы, описан опыт работы по формированию экологического мировоззрения и воспитанию молодежи в учебном процессе.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура, природопользование, экологическое сознание, экологическая этика.


В нашем обществе остро стоит проблема экологической защиты, экологической культуры и экологического воспитания, стремительно растет интерес к экологическим вопросам. Все доступнее становится тревожная информация о загрязнении окружающей среды. Люди пытаются перестроить свои взаимоотношения с природой, потому что экологический кризис охватил практически уже весь мир. Проблема спасения Земли выходит на первый план человеческих забот. Но чтобы успешно охранять землю, воздух, наши водоемы, леса, животный и растительный мир от исчезновения, надо знать природу, понимать ее законы и ценность [2].

И одних только знаний недостаточно, чтобы защитить нашу природную среду. Поэтому так важно с детских лет учить детей думать, понимать суть вещей, овладевать умениями, чтобы стать активным борцом по защите одной из основных ценностей человечества - природной среды. Вот почему экологическое воспитание и формирование экологического мировоззрения у молодежи - одно из важнейших задач современности.

Сегодня проблема взаимодействия человечества и природной среды выдвинула перед образованием повышенные требования по формированию у подрастающего поколения бережного отношения к природе, которая имеет глобальное государственное значение: общественно - экономическое, политическое и здоровье сберегающее.

Анализ тенденций глобальных, региональных и локальных изменений в природных экосистемах и биосфере в целом свидетельствуют о необходимости формирования у молодежи глубоких экологических знаний и культуры общения с природой, необходимых навыков рационального природопользования, экологизации практически всех учебных дисциплин [1].

Поэтому учебный курс «Экология» занимает, сегодня достойное место среди главных и фундаментальных дисциплин.

Экологическое воспитание осуществляется на всех этапах обучения, на каждом из которых стоит определенная цель, задачи, подбирается соответствующая методика, учитывая возрастные особенности учащихся. Цель экологического воспитания: формировать у учащихся ответственное отношение к окружающей среде.

Задача экологического воспитания: способствовать накоплению экологических знаний, стремление беречь, приумножать ее богатства. Экологическое воспитание предполагает раскрытие сущности мира природы. Это, в частности, умение осмысливать экологические явления, делать выводы о состоянии природы, разумно взаимодействовать с ней. Эстетическая красота природы способствует формированию нравственных чувств, долга и ответственности за её сохранение, побуждает к природоохранной деятельности. [6].

Экологическое образование и воспитание должно быть направлено на формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, которые обеспечивают ответственное отношение молодежи к окружающей среде во всех видах их деятельности, формирование экологической культуры. А.А. Горелов определяет цель экологического образования как «формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления» [2]. К основным учебно-воспитательным задачам экологического воспитания относятся:

развитие чувств личной ответственности за состояние окружающей среды на национальном и глобальном уровнях;

раскрытие учащимся в доступной форме сущности современных проблем экологии и её актуальность для человечества;

развитие умения принимать ответственные решения по вопросам охраны окружающей среды и действовать в соответствии с ними;

привлечение учащихся к практической деятельности при решении проблем окружающей среды местного значения;

формирование знаний и умений исследовательского характера [2].

Экологическое образование и воспитание - один из аспектов гуманизации, что предполагает преодоление потребительского отношения к природе, экологического невежества и направлено на возрождение экологической культуры [3].

По мнению В.И. Коробкина «экологическая культура - это подтверждение в деятельности и сознании человека принципов природопользования, наличие навыков и умений решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей» [4]. Экологическая культура содержит следующие основные компоненты:

интерес к природе;

знания о природе и ее охране;

эстетические чувства к природе;

мотивы, определяющие поступки детей в природе.

Методологической основой экологического обучения и воспитания является понимание неразрывной связи человека с природой, зависимость его здоровья и выживания от сохранения экологического равновесия в природе. Достижение этой цели возможно при условии, что содержание экологического образования будет включать такие важные компоненты: экологические знания, экологическая этика, экологическая культура. Экологическое образование должно быть непрерывным и продолжаться в дошкольный, школьный и послешкольный периоды.

Уже в начальных классах дети должны понять, что человек - неотъемлемая составная часть природы, он своей деятельностью влияет на окружающую среду и действия его могут быть как положительными, так и отрицательными. Но самих знаний по охране окружающей среды недостаточно. Важно, чтобы воспитанники участвовали в сохранении и обогащении природы родного края, только тогда у них формируются необходимые умения и навыки, развивается ответственное отношение к окружающей среде.

Донецкий педагогический колледж готовит специалистов, которые должны быть вооружены экологическими знаниями, убеждениями, знать экологические законы и действовать в соответствии с ними. Преподавательский состав колледжа понимает, что специалист должен быть экологически грамотным, понимать взаимосвязи в природе, знать причины возникновения экологических проблем и пути их решения, то есть иметь определенные экологические знания, экологическое сознание и экологическую культуру. Формировать специалиста грамотным с высокой нравственной позицией - это одна из основных задач нашего коллектива. Экологические знания, экологическое сознание у студентов формируются на занятиях экологии и других спецдисциплин.

Большое значение в осуществлении экологического воспитания, формировании экологического сознания студенческой молодежи имеет практика по краеведению, которая заключается в углублении знаний о природе родного края. Только конкретные проблемы родного края наиболее остро раскрывают важность экологических проблем человечества и побуждают к конкретным действиям. Экологическая работа по воспитанию экологического сознания проводится совместно с региональными и общественными организациями: На нас возложена большая ответственность - воспитывать будущее Республики. Какой будет наша Республика, наш народ зависит от родителей, школы, от нас.

При проведении занятий обращается внимание студентов на достижение ученых, на плодородные донбасские земли, направляется внимание студентов на то, что они могут изменить настоящее.

Важное место в пробуждении интереса к научному поиску, общественного определения результатов проведенных исследований имеет работа преподавателей со студентами. Именно творчество педагога призвано создавать оптимальные условия для развития начальной реализации задатков личности студента, привитию ей потребности в познании и самореализации через познание. Эффективным является проведение экологических акций.

Целью экологических акций является привлечение молодежи к решению проблем энергосбережения, охраны окружающей среды, повышение качества жизни населения, обзор лучшего опыта создания и реализации в конкретных природных условиях проектов по охране окружающей природной среды силами студенческой молодежи. Главные задачи и цель экологических акций:

- выявление и поддержка одаренной студенческой молодежи, содействие профессиональному самоопределению студентов, создание условий для их дальнейшего обучения, творческой, научной и практической деятельности;

- воспитание у студенческой молодежи бережного отношения к природе родного края;

- распространение экологического и демократического мировоззрения студенческой молодежи;

- привлечение внимания общественности к изучению и решению экологических проблем;

- просвещение населения о необходимости бережного отношения ко всем природным богатствам и охраны окружающей среды;

- обобщение и распространение лучшего опыта региональных экологических проектов, осуществляемых студентами и молодежью.

Студенты колледжа принимают участие в следующих акциях:

Экологическая акция «Донецк – мой дом», которая предусматривает высаживание деревьев, кустарников, роз, цветов с целью сохранения и приумножения зеленых насаждений. Студенты отчитываются о проведении мероприятий по озеленению и благоустройству закрепленных территорий. Отчеты иллюстрируются видеоматериалами, слайдшоу, фотографиями (цветные фотографии размером 20 х 30 см, а также на электронных носителях).

Конкурс экологического плаката. Экологический плакат должен донести до нашей молодежи мысль о необходимости жить в гармонии с природой. Именно плакат в состоянии лаконично доступно рассказать об экологических проблемах и последствиях, а иногда показать пути их решения. Конкурс плакатов является одним из направлений и призван создать условия для поиска талантливых личностей, неравнодушных к проблемам окружающей среды, которые благодаря своему таланту к созданию художественных образов, провозглашают идеи сохранения окружающего мира в плакатах экологического направления.

Фотоконкурс на экологическую тематику: «Удивительный мир природы», «Земля тревоги нашей. Что мы оставим потомкам? ». Главная тема фотографий - личный взгляд фотографа на мир, на проблемы, связанные с окружающей средой.

Конкурс молодежных проектов по энергосбережению, экологии и охране окружающей среды по теме «Мое будущее в моей Родине».

Работы оцениваются по следующим критериям:

сложность, научность, полнота раскрытия темы;

аргументированность и глубина выводов;

практическое значение (возможность дальнейшего использования в учебном процессе);

стиль, грамотность;

качество оформления.

Таким образом, экологическое образование и воспитание молодежи является формирование системы научных знаний, взглядов, обеспечивающих отношения молодежи к окружающей среде во всех видах деятельности.

Воспитательная работа экологической направленности с молодежью в колледже является неотъемлемой частью формирования национального сознания, что позволит в дальнейшем творить судьбу Республики. Экологические знания молодежи в наше время - это гарантия сохранения цивилизации общества в будущем.



Список использованных источников

Гальперин М.В. Общая экология: учебник для студентов среднего проф. образования /. - Москва: ФОРУМ - ИНФРА- М., 2007. – 335 с.

Горелов А.А. Социальная экология / А.А. Горелов – Москва: МПСИ; Флинта, 2004. – 600c.

Вронский В.А. Экология и окружающая среда: словарь - справочник /. - Москва; Ростов-на Дону: Март, 2008. - 428с.

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: учебник для ВУЗов /. – Изд. 9-е, доп. и перераб. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 571с.

Маврищев В.В. Общая экология: курс лекций/В.В. Маврищев – Минск: Новое знание, 2005. – 298 с.

Рудский В.В., Стурман В.И. Основы природопользования : учеб. пособие для студентов ВУЗов /. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 269 с.



5


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.