12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белякович Екатерина Михайловна5591
Беларусь, Могилёв
30

Формирование элементов информационной культуры у младших школьников

Оглавление


Введение……………………………………….........................................................…………………………….3

1. Характеристика понятия «информационная культура младшего школьника»………………………………………………………………………....................................................4

2.Особенности формирования элементов информационной культуры у детей младшего школьного возраста……………………………………………...............................................................7

Заключение………………………………………………………………..........................................................10

Список использованных источников…………………………….……….............................................11


Введение


Наше время – это век информации. Еще никогда в распоряжении людей не было столько средств для ее получения: книги, газеты, журналы, интернет, телевидение и радио. Ежедневно на взрослых и детей обрушивается поток информации. Это поток постоянно растет. Школа, в соответствии с существующим законодательством, призвана научить детей ориентироваться в информационных потоках, учащиеся начальной школы должны уметь искать, получать, фиксировать информацию различными способами, использовать ее в своем образовательном процессе. Ученики должны уметь оценить достоверность полученной информации.

Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. В противном случае ребенок не сможет адаптироваться к жизни в современных условиях. Современная школа обязана сформировать у младшего школьника информационную культуру.

Изучением вопросов, связанных с формированием информационной культуры школьников, занимаются многие исследователи: С.Д. Каракозов, М.П. Лапчик, Ж.В. Марусич, К.Р. Овчинникова, Т.И. Полякова, Э.Г. Скибицкий, И.Б. Соколова, А.О. Шарапов и др.

Объект исследования – образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования – особенности формирования элементов информационной культуры младших школьников.

Цель исследования – изучить процесс формирования элементов информационной культуры у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

Рассмотреть сущность, содержание и структуру информационной культуры младших школьников;

Определить особенности формирования элементов информационной культуры у детей младшего школьного возраста.


1. Характеристика понятия «информационная культура

младшего школьника»


Внедрение новых информационных технологий во все сферы производства, обслуживания, культуры и обновление их технического обеспечения требует формирования соответствующих знаний, умений и навыков. Умение создавать и использовать информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества – таковы приоритеты нового века.

Следовательно, потребностями общества диктуются новые требования к уровню грамотности и образованности учащихся общеобразовательной школы. Широкая информатизация, изменение материально-технического оснащения школ, непрерывность образования на протяжении всей жизни - всё это не полный перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться системе образования. Важным условием в период поэтапного перехода от индустриального к информационному обществу, является формирование информационной культуры участников образовательного процесса.

Основной целью информатизации образования является повышение эффективности и качества подготовки выпускников школы до уровня, достигнутого в развитых странах, то есть подготовки кадров с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества. В обществе результатом достижения этой цели должна быть массовая компьютерная грамотность и новая информационная культура мышления. Информатизация образования должна также привести к повышению качества образования и к повышению уровня информационной культуры.

Понятие «информационная культура» базируется на двух исходных понятих: «информация» и «культура».

Информация – это сообщение о чем-либо; сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи.

В академическом словаре русского языка дано следующее определение: культура – уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности.

Понятие «культура» (от лат. cultura – возделывание, воспитание, развитие, почитание) можно трактовать как «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».

Ученые рассматривают информационную культуру как часть общей культуры, обеспечивающей полноценное развитие личности ребенка. Число элементов культуры, предлагаемых окружающим миром практически бесконечно и лишь ничтожная часть всей существующей необъятной информации используется для построения человеческого сознания.

Мир информации чрезвычайно широк и многообразен. Представление его в различных информационных источниках не изменяет суть проблемы научения ребенка приемам ориентировки в мире информации. Эти основные приемы базируются на вполне конкретных умениях, которые могут быть вкратце обозначены следующим образом: на этапе принятия учебной задачи – это умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умение выбрать источник информации и оценить адекватность источника информации сформулированному запросу. На этапе поиска информации – умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности. На этапе обработки информации – умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования последней). На этапе хранения информации – осознанное и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения. При этом носитель информации, хотя и требует применения специальных умений, не играет принципиальной роли. Он может быть использован в качестве средства достижения искомого результата: либо как единственный источник, либо в интеграции с другими информационными ресурсами.

Основы информационной культуры закладываются в начальном образовании в период овладения элементами лингвистической и математической грамотности. При этом уже само понятие «грамотность» приобретает в информационном обществе особый смысл.

Информационная культура является одним из важнейших компонентов общей культуры человека. Информационная культура предполагает, что ученик использует информационные технологии при решении задач, которые он ставит для достижения цели своей деятельности. Компьютеры и программы при этом служат в качестве средств, на которые опираются информационные технологии. С их помощью человек может планировать последовательность действий, необходимых для достижения поставленной цели. Он должен уметь организовать поиск информации, необходимой для решения задачи, из множества источников. Кроме этого, информационно культурный человек должен уметь работать с отобранной информацией, структурировать её, систематизировать, обобщать и представлять в виде, понятном другим людям. Он должен также уметь общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики, подобно тому, как культурные в обычном понимании люди умеют разговаривать друг с другом. Можно сказать, что информационная культура – это умение человека использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в своей деятельности.

Исходя из изложенного, информационная культура - это знания и навыки эффективного пользования информации. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Все это предполагает разностороннее умение поиска нужной информации, и ее использования, от работы с библиотечным каталогом, компьютерной грамотности до просмотра информации в сети Интернет.

Таким образом, информационная культура младшего школьника есть качественное динамическое образование личности в области получения, хранения и переработки информации, характеризующее его как субъекта информационной деятельности. Успешность формирования информационной культуры младшего школьника определяется тем, в какой мере педагогический процесс в начальной школе способствует переводу ученика в позицию субъекта учебной деятельности, складывающейся как деятельность информационно-познавательная.


2. Особенности формирования элементов информационной

культуры у детей младшего школьного возраста


Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и переосмыслением цели и результата образования.

На смену формально-знаниевой пришла современная личностно-деятельностная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход. Главная задача этого подхода состоит не в том, чтобы передать учащемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориентацией на позицию другого человека, социума, предметной области. Компетентностный подход акцентирует внимание на способности учащихся использовать полученные знания. Школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Они заключаются в способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности; в способности действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов; в решение проблем, актуальных для школьников.

Традиционные умения и навыки «обрастают» дополнительными характеристиками. Чтение рассматривается как нахождение и восприятие информации посредством поиска, производимого в письменных и других источниках. Письмо – как создание объектов и установление связей в гиперсреде, включая в себя все типы носителей информации. Арифметический счет связывается с конструированием объектов и действий в реальном мире и его моделях. Таким образом, «новая грамотность» уводит нас от запоминания фактов и правил с последующим исполнением рутинных инструкций, перенося основной акцент на способность отыскивать информацию, моделировать новые объекты и процессы, понимать и изобретать правила.

Процесс формирования информационной культуры необходимо рассматривать комплексно, «как совокупность следующих составляющих: информационной грамотности, информационного сознания, информационного мышления, информационного мировоззрения и информационного поведения.

Информационная культура - это знания и навыки эффективного пользования информации. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Все это предполагает разностороннее умение поиска нужной информации, и ее использования, от работы с библиотечным каталогом, компьютерной грамотности до просмотра информации в сети Интернет.

Целенаправленная и систематическая работа учителя по формированию элементов информационной культуры у учеников начальных классов стимулирует познавательную самостоятельность детей, проявляющуюся как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основой такой работы является понимание учителем операционного состава информационных умений и навыков младших школьников и наличие у учителя критериальной базы для оценки качества и результативности образовательного процесса.

Операционный компонент информационной культуры младших школьников рассматривается как совокупность конкретных операций, вариативное и творческое соединение которых позволяет школьнику рационализировать процесс учения. Термином «операционный компонент информационной культуры» в проведенном исследовании объединены: а) четыре направления совершенствования способов работы с информацией (информационный поиск, предметно-аналитическая деятельность, перекодировка, хранение информации); б) и пять основных источников информации (наблюдение, общение, слово как символ понятия, книжный текст, компьютер).

Сущность работы педагога по формированию информационной культуры младшего школьника заключается в межпредметной координации действий учителя по развитию у учащихся умений и навыков работы с информацией. Технологичность предполагает наличие определенных критериев, достижение которых свидетельствует об уровне эффективности проводимой работы.

Успешность формирования информационной культуры младшего школьника определяется тем, в какой мере педагогический процесс в начальной школе способствует переводу ученика в позицию субъекта учебной деятельности, складывающейся как деятельность информационно- познавательная. Информационная культура младшего школьника характеризуется такими качествами как: алгоритмическая культура мышления; имажинативное развитие; структурность и операционность мышления; ориентационная гибкость мышления; умение планировать познавательные действия и строить информационные модели; умение вести поиск и обработку информации. Данные качества могут рассматриваться как критерии уровня развития информационной культуры.

Вопрос о критериях в категории «информационная культура» довольно проблематичен. Можно использовать количественные показатели для измерения объема информации, но понятие «культура» по своему изначальному смыслу может быть оценено только в качественных характеристиках, не имеющих жестких регламентирующих рамок. В данном случае есть смысл сконцентрировать внимание на практических информационных умениях, поддающихся качественной градации.

Одной из особенностей формирования информационной культуры младшего школьника является совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

Критериями информационной культуры ученика начальной школы считаются: умение адекватно формулировать свою потребность в информации выражается у младшего школьника в умении сформулировать информационный запрос и сконцентрироваться на получении информации, в отличие от ребенка дошкольного возраста, который подобными умениями не обладает и от более старшего ученика, который способен оперировать информацией более интенсивно; эффективное осуществление поиска нужной информации у младшего школьника выражается в умении выделять в тексте главные слова и его идею, способен сравнить информационные объекты и умеет объяснить свои предпочтения; способен копировать текст и выделять в нем главные мысли; умеете адекватно поставленному информационному запросу отбирать и оценивать информацию; способен к информационному общению; владеет компьютерной грамотностью.

Учителю начальных классов необходимо направлять потребности младших школьников на привитие навыков работы с компьютером.

Таким образом, формирование информационной культуры младшего школьника основывается на двух компонентах – развитие системно-информационной картины мира и информационно-технологической компетентности. Первый компонент предполагает наличие целостных, теоретических знаний, способности обобщать и абстрагировать информацию. Второй компонент обозначает овладение элементарными умениями самостоятельно обрабатывать, организовывать, моделировать информацию с применением информационных технологий, в том числе компьютера.


Заключение


Таким образом, формирование общей культуры учащихся относится к одной из основных задач школьного образования. Ведущая роль в формировании информационной культуры школьников принадлежит информационно-образовательной среде. Информационная культура формируется не стихийно, а благодаря целенаправленной деятельности педагога, который отбирает необходимые, наиболее эффективные методы и приёмы работы с учащимися, организует не только урочную, но и внеклассную деятельность школьников по предмету.

Сегодня педагог должен отойти от простого «наполнения» головы ученика разнообразной информацией и обучить умениям самостоятельно получать нужные материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.

Организация особой информационной среды на уроках позволяет учащимся стать информационно культурными и в будущем включиться в   процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов, необходимых в любой области их деятельности.

Информационная культура младшего школьника характеризуется такими качествами как: алгоритмическая культура мышления; имажинативное развитие; структурность и операционность мышления; ориентационная гибкость мышления; умение планировать познавательные действия и строить информационные модели; умение вести поиск и обработку информации.


Список использованных источников


Вохрышева, М. В. Проблемы информационной культуры / М. В. Вохрышева. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2003. – 196 с.

Гендина, Н. И. Дидактические основы формирования информационной культуры младшего школьника / Н. И. Гендина // Школьная библиотека. – 2002. – № 1. – С. 24-27.

Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод.пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. – Москва, 2002. – 337 с.

Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности / Н. И. Гендина // Открытое образование. – 2007. – № 1. – С. 4-10.

Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры школьников / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова // Школьная библиотека. – 2000. – № 5. – С. 36-38.

Громова, О. К. Развитие информационной культуры детей в школах и детских библиотеках / О. К. Громова. – М. : Профессия, 2009. – 312 с.

Збаровская, Н. В. Информационная культура личности: проблемы формирования / Н. В. Збаровская. – Санкт-Петербург : Библиотечное дело, 2005. – 63 с.

Завьялова, О. А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников / О. А. Завьялова // Начальная школа. – 2005. – №11. – С.120-126.

Золотарева, В. И. Основы информационной культуры: Учебно-методическое пособие / В. И. Золотарева, И. П. Капочкина, Т. Н. Стукалова, И. П. Евсеева, Т. А. Цыганова. – Москва : МИФИ, 2005. – 140 с.

Каракозов, С. Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности / С. Д. Каракозов // Педагогическая информатика. – 2000. – № 2. – С. 17-22

Мяотс, О. Н. Уроки информационной грамотности в начальной школе: Методические рекомендации / О. Н. Мяотс. – М. : ООО «Чистые пруды», 2005. – 32 с.

Никотина, Е. В. Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании информационной культуры младших школьников / Е. В. Никотина // Современные достижения в науке и образовании: математика и информатика. Материалы Международной научно-практической конференции. – А рхангельск : Кира, 2010. – С. 641-645.

Новоковшонов, Ю. А. Воспитание информационной культуры / Ю. А. Новоковшонов. – М. : Народное образование, 2003. – 123 с.

Соколова Т. Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема. Учебно-методическое пособие / Т.Е. Соколова. Вып. 1. – Самара : Учебная литература, 2008. – 32 с.

Серых, Л. А. Интернет-грамотность как элемент информационной культуры школьника / Л. А. Серых // Известия СНЦ РАН, спец. выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных исследований», т.1, 2006, Самара. – С. 237-245.

Тихомирова, К. М. Формирование информационной культуры младших школьников / К. М. Тихомирова // Начальная школа. – 2008. – № 9. – С. 1-6.








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.