Предварительный просмотр презентации
Формирование естественно-научной грамотности на уроках географии Учитель географии Гилязова Г.Г.
Функциональная грамотность Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня у всех на слуху, возникло более полувека назад. На волне ликвидации безграмотности в 1957 году ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме. Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие Естественнонаучная грамотность-это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями
Модель заданий по естественнонаучной грамотности в формате PISA Задание по ЕНГ типа PISA Содержательные области. Тип знания
Типы научного знания • Содержательное знание, знание научного содержания, относящегося к следующим областям: «Физические системы», «Живые системы» и «Науки о Земле и Вселенной». • Процедурное знание («Методы научного познания»), знание разнообразных методов, используемых для получения научного знания, а также знание стандартных исследовательских процедур: УНИВЕРСАЛЬНЫЕ методы (анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция) ЭМПИРИЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
Модель заданий по естественнонау грамотности в формате PISA Задание по ЕНГ типа PISA Содержательные области. Тип знания Контекст
здоровье
Модель заданий по естественнонау грамотности в формате PISA Задание по ЕНГ типа PISA Содержательные области. Тип знания Контекст Уровень познавательных действий
Уровень познавательных действий Воспроизведение простых знаний (терминов, понятий, фактов), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы. Использование естественно-научных знаний для объяснения отдельных явлений, выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука. Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения
Три уровня рассмотрения ситуации
Модель заданий по естественнонау грамотности в формате PISA Задание по ЕНГ типа PISA Содержательные области. Тип знания Контекст Уровень познавательных действий Компетентностная область оценки
Характеристика заданий Задания должны содержать как текстовую информацию, так и информацию в виде таблицы, схемы, диаграммы, рисунки Задания могут требовать привлечения дополнительной информации, или наоборот содержать избыточную информацию и «лишние данные» Задания должны быть комплексными и структурированными, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов Задания должны быть основаны на материале из разных предметных областей
Компетентностная область оценки Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления; понимать особенности естественнонаучного исследования; научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов
Основные умения ЕНГ Объяснение или описание явлений на основе имеющихся научных знаний, а также прогнозируемых явлений Распознавание научных вопросов и применение методов естественно-научного исследования Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов
1
Примеры заданий: география 6 класс Тема «Воды Океана» Задание 1 Внимательно прочитай текст в параграфе 30 и ответьте на вопросы: 1. «Везде ли в Океане солёность воды одинакова?» 2. Почему мы можем предположить, что солёность воды в Японском море вблизи дна выше средней? Характеристики задания: Содержательная область оценки: науки о Земле и Вселенной. Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений Контекст: Окружающая среда / местный Уровень сложности: низкий Формат ответа: задание с развёрнутым ответом Формируемые умения: применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления Правильный ответ Мы можем это предположить на основании того, что на дне Японского моря происходят извержения вулканов, что может сильно повышать солёность воды вблизи дна.
Тема «Атмосфера и атмосферные явления» Задание 2. Используя данные раздаточного материал, дополнительную информацию и данные рисунка составьте описание погоды одного дня, отразив сведения обо всех элементах погоды. Сделайте вывод о взаимосвязи элементов погоды. Характеристики задания: Содержательная область оценки: содержательное знание, науки о Земле и Вселенной. Компетентностная область оценки: Научное объяснение явлений/ интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов. Контекст: Окружающая среда / местный Уровень сложности: высокий Формат ответа: развёрнутый ответ Формируемые умения: преобразование графических данные в текст.
Ход выполнения задания 2: Учащиеся работают в парах (распределяют обязанности между всеми участниками) Дети смотрят на предложенную таблицу, выясняют, что они знают по теме, а что не знают (не знают, что обозначают условные знаки). 2. Изучают материалы, заявленные в задании, дополнительный источник 3. Находят в текстах обозначения этих условных знаков, выясняют их значение. 4. Составляют текст (описание погоды) на основе представленных данных (преобразовывают графические данные в текст.) 5. На основе имеющихся знаний и полученных данных по условным обозначения погоды делают вывод о том, что все элементы и явления погоды взаимосвязаны между собой (в данном случае северо-западный ветер приносит прохладную погоду в летнее время года, осадки в виде затяжных дождей, относительная влажность воздуха повышается.
Пример из ВПР задание 6.3 Вадим в течение дня наблюдал за погодой и описал её в дневнике наблюдений. Прочитайте это описание и отобразите его с помощью условных обозначений так, как на представленных выше рисунках.
Тема «Температура воздуха» Задание 3. 1. Используя данные вашего календаря за один месяц, постройте график «Температура воздуха за месяц». 2. По построенному графику определите: а) какие температуры преобладали в течение месяца; б) среднюю температуру месяца; в) амплитуду температуры за месяц; 3.Подберите эпиграф (высказывание, фрагмент стихотворения), характеризующий месяц. Характеристики задания: Содержательная область оценки: науки о Земле и Вселенной. Компетентностная область оценки: Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы Контекст: Окружающая среда / местный Уровень сложности: средний Формат ответа: рисунок графика хода температур Формируемые умения: преобразование одной формы представления данных в другую
Ход выполнения задания 3: Учащиеся работают индивидуально или в парах. Учащиеся внимательно читают предложенное задание. Вспоминают и озвучивают все термины, о которых говорится в задании. 2. Чертят в тетради график хода температур, используя данные своего календаря. 3. По построенному графику определяют: преобладающую температуру (положительную или отрицательную), среднюю температуру месяца, амплитуду температур. 4. Из дополнительных источников информации (интернет, энциклопедии, личный багаж знаний (изученные литературные произведения) подбирают эпиграф, характеризующий состояние погоды за наблюдаемый месяц.