Формирование гражданственности школьников как приоритетное направление деятельности классного руководителя
Формирование гражданственности школьников как приоритетное направление деятельности классного руководителя
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа. Ее суть - в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни.
Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы. Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина - это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его культуры. Целью программ по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота государства с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;
развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;
воспитание толерантности;
формирование чувства гражданского долга;
формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.
Одним из главных направлений воспитательной работы в школе является патриотическое воспитание школьников. Целью которого является воспитание гражданских качеств личности учащихся: патриотизма, чувства долга, уважения и интереса к истории Отечества, к участникам Великой Отечественной войны. Для развития гражданской позиции учащихся класса было организованно посещение Музея боевой славы в ДДЮТ им. Островского, где размещены исторические экспонаты, материалы о земляках, участниках Великой Отечественной войны и другие исторические документы. В классе ежегодно проводятся классные часы по патриотическому воспитанию: «Викторина «Твоим защитникам, Донбасс», «Дорогами Афганистана», «Солдат войны не выбирает», «Единый урок мужества», «Символика ДНР», на уроках гражданственности и классных часах изучали биографию государственного руководителя и деятеля А.В. Захарченко, писали письма военным армии ДНР, участвовали в районном конкурсе стихотворений «70 слов о войне», конкурсе рисунков «Нет войне!», конкурсе патриотических композиций «Донбасс никто не ставил на колени», поздравляли ветеранов труда и ветеранов ВОв, мастерили «Подарок ветерану своими руками». Активно принимали участие в конкурсе поэтического мастерства, организованного зам. директора Синенко-Панченко И.В., конкурсе строевой песни «Аты - баты, шли солдаты». В нашей школе проводятся «Уроки мужества» - размышления о том, как время – предвоенное и военное – отпечаталось на судьбах людей. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла – это символ преемственности традиций от старшего поколения к молодости. Одним из значимых направлений в патриотическом воспитании является шефство над ветеранами Великой Отечественной войны и труда. Ежегодно учащиеся нашей школы ухаживают за памятниками погибших воинов. Совместно с районной библиотекой учащиеся школы проводят концерты, приуроченные ко Дню Победы, Дню пожилого человека и по литературному краеведению.
Для реализации воспитанию патриотических качеств у учащихся мной были поставлены следующие задачи:
Выработать у учащихся гражданскую позицию по отношению к своей родной земли.
Воспитывать учащихся на традициях своей семьи, народа: пробудить интерес к истории своего рода, своей страны, родного края, школы, улицы, города, в котором они живут, его культуре.
Воспитывать патриотизм на примере нашего народа; научить бережно относиться к героическому прошлому нашего народа, помнить о тех, кто завоевал и отстоял свободу и независимость нашей Родины.
Воспитывать и развивать умение быть добрым, милосердным, стремиться прийти на помощь тем, кто в ней нуждается; постоянно совершенствовать культуру поведения школьника в общении со своими сверстниками, людьми старшего возраста, младшими ребятами.
Развивать чувство чести, чуткости, сострадания.
Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности. Ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д. Курс «Окружающий мир», танцевальные и спортивные секции позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.
Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:
- Тематические классные часы;
- Ведение курса обществознание с 6 по 11 класс;
- Проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев города;
-Изучение истории своей семьи, семейных традиций;
- Изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы;
- Кружковая работа;
- Проведение общешкольных мероприятий;
-Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;
- Экскурсии по достопримечательностям родного города;
- Военно - спортивная игра «Зарница»;
- Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.
Составляющими системы патриотического воспитания являются:
формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе,
массовая патриотическая и военно-патриотическая работа, организуемая и осуществляемая муниципальными, культурными и общественными организациями и учреждениями, а также их работниками и пр.
деятельность средств массовой информации.
Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни. Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:
утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому нашего государства, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;
формирование ведущих интегративных качеств личности;
воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;
воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.
Целью прежде всего является воспитание любви школьников к исторической родине, а значит – патриотических чувств и в целом – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма. Помимо этого важно комплексно объединить усилия учителя, родителей и самих обучающихся.
Формы работы: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет наше государство на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.
Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало, и будет занимать центральное место в моей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов своего государства.