Эссе «Формирование индивидуальной образовательной траектории ученика»
Формирование индивидуальной образовательной траектории.
Обучение математике - это не просто передача совокупности знаний от учителя ученику. Каждый ученик - живой человек, индивидуальность со своими способностями: познавательными, коммуникативными, творческими и др. Поэтому задача учителя рассматривать каждого обучающего как личность, заинтересовать его своим предметом, мотивировать к обучению. Только если включаться внутренние механизмы у ребенка к усвоению знания, можно быть уверенным в том, что процесс обучения пойдет успешно.
Таким образом, учителю необходимо выстроить индивидуальную образовательную траекторию - персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Учитель должен для этого создать определенную среду, в которой ученик мог бы:
-предложить свой вариант решения любой задачи;
-выбирать оптимальные формы и темпы обучения;
-применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным способностям;
-осознавать полученные результаты, самостоятельно оценивать и корректировать свою деятельность.
На практике создать такую среду достаточно сложно. Приходиться работать с классами, численностью до 30 человек и различным уровнем подготовки. На индивидуальную работу с учеником катастрофически не хватает времени. В этой ситуации, на мой взгляд, именно от педагогического мастерства учителя зависит в какой мере от сможет "достучаться" до каждого ученика.
Первое, что нужно сделать, это провести дифференциацию класса, то есть разделить на группы, как минимум три: сильные, средние, слабые. Реально приходится сталкиваться с еще большим дроблением: очень сильные, очень слабые и др. Если учитель работает с новым классом, то, наверное, на это уйдет где-то один-два месяца. Это этап диагностики. Здесь есть свои сложности. По устным ответам у доски не всегда можно объективно оценить уровень подготовки ученика, так как из-за психологических факторов некоторые дети сбиваются, ошибаются, не могут быстро сориентироваться и т.п. Письменные работы по математике, на мой взгляд, более объективны. Я обычно даю в самостоятельных и контрольных работах одно дополнительное задание повышенной трудности, которое может быть оценено отдельно. Практикую это и с домашним заданием.
После дифференциации начинается основная работа по формированию индивидуальной образовательной траектории.
Здесь важно создать обстановку требовательности, и вместе с тем вести уроки так, что бы каждый ученик чувствовал себя максимально комфортно. На практике это означает:
1) задания на уроке, самостоятельные работы и домашние задания должны обеспечивать базовый уровень, но различаться по сложности;
2) у доски разбираем решения задач, которые понятны большинству в классе;
3) решать задачу у доски вызываю ученика, который должен с ней справиться (необходимо создание ситуации успеха, тем более на виду у всего класса!);
4) каждый ученик должен иметь возможность подойти к учителю и, не стесняясь, задать любой вопрос по изученному материалу;
5) на уроке должна быть атмосфера доброжелательности, ученики должны не бояться высказывать свои мнения, даже поспорить с учителем;
6) отношения учителя со всеми учениками, даже слабоуспевающими, должны быть ровными и хорошими; если у ученика с учителем неприязненные отношения, это обязательно переносится и на преподаваемый им предмет.
Идеально, если есть возможность вести факультатив по математике и дополнительные занятия со слабоуспевающими. В этом случае решается целый ряд проблем. В противном случае считаю, что некоторым слабоуспевающим ученикам можно рекомендовать занятия с репетитором (по возможности).
В заключение, хочу заметить, что современные ИКТ существенно облегчают задачу учителя. Использование интернета, "облачных" сервисов, электронных дневников и др. позволяют более эффективно работать напрямую с каждым учеником с учетом его индивидуальных способностей.
Старинная мудрость говорит, что лошадь можно силой привести на водопой, но заставить напиться нельзя. Построение индивидуальной образовательной траектории каждого ученика - это своего рода сверхзадача учителя: создать оптимальные условия для успешного обучения предмету с учетом индивидуальных особенностей личности.
Подготовил Будылев А.В., учитель математики.