Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе проектного обучения в 5 классе

2
0
Материал опубликован 10 August 2019


Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе проектного обучения

в 5 классе.



Автор:

Макаренко Екатерина Юрьевна





Содержание

Введение___________________________________________________с.2

Глава I. «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе проектного обучения в 5 классе»

I.1.Сущностная характеристика языковой компетенции_____________с.3

I.2.Преимущества использования метода проектной деятельности в обучении английскому языку__________________________________с.6

Выводы по первой главе _____________________________________ с.7

Глава II.Применение проектной технологии при формировании языковой компетенции учащихся на среднем этапе.

II.1.Использование проектного метода в рамках темы: «Путешествия по стране изучаемого языка» 5 класс УМК В.П.Кузовлев ______________ с.8

II.2.Организация проектной деятельности учащихся 5 класса по английскомуязыку во внеурочной деятельности___________________ с.13

Выводы по второй главе ____________________________________с.18

Заключение _______________________________________________ с. 19

Библиография ____________________________________________ с. 20



Вся наша жизнь - череда различных проектов.

Задача учителя научить ребенка планировать

и успешно реализовывать свои жизненные проекты.



Введение

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания английского языка, какие технологии использовать в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты.

Основная цель обучения английскому языку – формирование коммуникативной компетенции, что предусматривает не только практическое владение языком, но и умение работать с информацией: печатной, звуковой на разных носителях, т.е. владение умениями критического и творческого мышления.

Следовательно, речь идет об определенной организации содержания обучения и познавательной деятельности учащихся, которая бы облегчала и ускоряла овладение знаниями учащимися, активизировала процесс их усвоения, обучала школьников приемам самостоятельной работы с учебным материалом и информацией, способствовала формированию у них информационной и коммуникативной компетенций.

Педагогу необходимо повышать своё мастерство путём освоения современных технологий обучения и воспитания.Мастерство учителя иностранного языка состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленной образовательной целью -формирование коммуникативной компетенции. Что же такое коммуникативная компетенция?


Глава I. «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе проектного обучения»

I.1. Сущностная характеристика языковой компетенции.

Термин «коммуникативная компетенция» возник на основе идеи американского лингвиста Н. Хомского о лингвистической (языковой компетенции). Однако, первым лингвистом, кто установил различие между языком как системой и речью был Фердинанд Соссюр. По Соссюру под системой подразумевался только язык, который можно выучить, в то время как речевая деятельность – это уже продукт конкретного говорящего[1]

Языковую (в широком смысле слова) компетенцию Н.Хомский определял как «систему интеллектуальных способностей, систему знаний и убеждений, которая развивается в раннем детстве и во взаимодействии со многими другими факторами определяет… виды поведения» [2.]Позже определение термина было расширено, он получил название «коммуникативная компетенция» [3]

В середине 60-х годов прошлого столетия Д. Хаймс ввёл в употребление концепт «коммуникативная компетенция». По мысли Д. Хаймса сущность коммуникативной компетенции заключалась во внутреннем понимании ситуационной уместности языка. Структура коммуникативной компетенции включала: грамматическую, социолингвистическую, стратегическую, дискурсивную компетенции,которые во взаимодействии с системой знаний и умений формируют коммуникацию.[4]

Проблемы теоретических и практических подходов к формированию коммуникативной компетенции продолжают разрабатываться в трудах современных зарубежных педагогов: Д. Уилкинс, А. Хардинг, П. Хартман, Д.Джонсон, Н. Керр, Дж. Хилл, М. Лонг, П.Потер.
«В отечественной лингводидактике термин ˝коммуникативная компетенция˝ был введен в научный обиход М.Н.Вятютневым. Он предложил понимать коммуникативную компетенцию ˝как выбор и реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в

зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у

учеников до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации˝»[5]

ПроблемыкоммуникациивпедагогикерассматриваютсявтрудахА.А. Вербицкого, Б.В. Беляева, Е.И. Пассова, А.К. Марковой, B.C. Коростылева, В.В. Краевского, А.А. Леонтьева, Е.С. Полат, П.Д. Парыгина, Е.И. Пассова, В.Г. Гак, Фаеновой, В.А. Аверина, Л.А. Быкова, Л.М. Войтюк, И.Н. Денисова, Н.В. Самоукина, И.Ю. Тарасовой, Л.А. Филатовой, В.П. Конецкой, Л.А. Бушиной, Б.А. Ивановой, В.Л. Скалкина, Л.А. Татариновой, Г.П. Щедриной, Т.В. Базжиной, Е.В. Мусницкой, С.Г. Тер-Минасовой, Н.А. Якубова.

Современные лингвисты(И. Л. Бим, Е. И. Пассов) считают, что очень важное место в коммуникативной компетенции занимают собственно коммуникативные умения и навыки.

    инициировать и вступать в контакт;

    формировать благоприятное первое впечатление;

    задавать вопросы и отвечать на них;

    вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли;

    стимулировать собеседника к прояснению его позиции, высказываний;

    слушать, услышать и понять то, что имел в виду собеседник;

    осуществлять обратную связь, т. е. передать партнеру, что его услышали и поняли;

    выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, в дискуссии;

    считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигналы собеседника (взгляд, мимику, жесты, позы);

    управлять собственными экспрессивными сигналами в процессе общения;

    эффективно взаимодействовать с другими, осуществляя сотрудничество:

    владеть моделями общения;

    использовать в процессе взаимодействия разнообразные стили общения;

    понимать специфику речевых жанров и коммуникативных средств достижения цели при взаимодействии.

В силу того, что коммуникативная компетенция наиболее точно отражает предметную область "Иностранный язык", формирование коммуникативной компетенции выступает в качестве ведущей цели при обучении иностранным языкам. Для реализации данной цели современная педагогика взяла ориентир на системно - деятельностный подход. Наряду с такими методами, как обучение в сотрудничестве, ролевые игры проблемной направленности, «Языковой портфель ученика» метод проектов наиболее полно отражает основные принципы системно - деятельностного подхода.
I.2. Преимущества использования метода проектной деятельности в обучении английскому языку.

По самой своей сути метод проектов предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентацию на личность ученика, его потребности и возможности, основывается на принципах сотрудничества и включения учащихся в активные виды деятельности. Проект - это 6 "П": проблема - проектирование - поиск информации - продукт - презентация - портфолио. Использование метода проектов при обучении позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей. Это наиболее действенный способпереключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание и включиться в познание окружающего мира, средствами иностранного языка, расширяя тем самым сферу действия социокультурной компетенции.

Метод проектов может  превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно

интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с

учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках всегда должен присутствовать предмет обсуждения [6].Учителю необходимо выработать широкий спектр тем для обсуждения, которые позволят каждому ученику реализовывать собственные знания и использовать личный жизненный опыт в проектной деятельности. Это позволит ученику осознанно и мотивированно высказываться и работать над проектом, а значит — повысит шансы на успех и мотивацию к учению.

Помимо этого ситуация выбора темы помогает выявить особенности и интересы учеников. Все это позволяет лучше узнать коллектив, скорректировать дальнейшую педагогическую деятельность.

Метод проектов  создает условия, при которых учащиеся обучаются групповому взаимодействию  и приобретают коммуникативные умения, что   важно для социализации учащихся, так как   система отношений со сверстниками, стремление быть общественно значимым весьма ценны для школьников.

Следует отметить, что работа над проектом повышает активность разных по уровню развития и способностям учащихся (не только одарённые дети стали интересоваться работой над проектом, но и те, кто учится с трудом. Участие в проекте, пусть даже на вторых ролях, повышает их самооценку.

Итак, подведем итог того, почему метод проектов актуален, интересен и полезен в формировании иноязычной коммуникативной компетенции учащихся 5 классов:

1 - это его прагматическая направленность на результат;

2 - этот результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике;

3- творческая атмосфера на уроке и вовлеченность в работу каждого ученика.

Глава II. Применение проектной технологии при формировании языковой компетенции учащихся на среднем этапе.

II.1. Использование проекта в рамках темы: «Достопримечательности Лондона» 5 класс УМК В.П. Кузовлев.

В процессе обучения одним из лучших способов закрепления знаний и налаживания связи учащихся с учителем является проектная работа. 

Пятиклассники - наиболее активная категория школьников в работе над проектами. 

Поисковая активность пятиклассника – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира.

Моя задача как педагога - поддерживать инициативу детей, поощряя их стремление ставить собственные цели деятельности и помогать им реализовывать задуманное.

В своей педагогической деятельности следую словам В.А.Сухомлинского: «Нельзя забывать, что ребенок, не испытывающий радости от учения, не познавший чувства гордости после преодоления трудности – несчастный человек. Дать ребенку ощутить радость труда, наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства – первостепенная задача педагогики». Поэтому важной педагогической задачей считаю создание образовательной среды, способствующей с интересом постигать знания. Составляю для каждого обучающегося индивидуальный маршрут, помогаю по нему успешно продвигаться. Большую роль играют личностные цели ученика, рефлексия ученика, выводящая его на самоконтроль и самооценку.

Для урочных проектов я планирую проектную деятельность на базе разговорных тем уроков. Подготовительный этап – стандартная проработка темы с обозначением всех важных аспектов. Одновременно происходит планирование. Дополнительно рассматриваются пункты плана, которые ученики собираются изучить углублённо в индивидуальном порядке.

Обязательно проведение контроля с целью профилактики возможных проблем. Совместно с учащимися разрабатываем критерии оценивания, которое проводится в трехстороннем порядке: учитель – класс – ученик.

Межпредметный проект “Роль Лондонского Тауэра в истории Великобритании» на уроках английского языка в 5 классе.

Я работаю по учебно-методическому комплексу «Английский язык: 5 класс для общеобразовательных учреждений»В. П. Кузовлев, Э. Ш. Перегудова, Н. М. Лапа и др. издательства «Просвещение».Работа по УМК предполагает создание учащимися проекта после каждого раздела учебника.

Данный проект осуществляется параллельно с изучением следующей учебной темы: «Путешествия по стране изучаемого языка».

ЦЕЛЬ для ученика: является сбор и исследование информации о Лондонском Тауэре.

Для достижения поставленной цели предполагается решение учеником следующих задач:

1.Изучить исторические особенности Тауэра.

2. Расширить знания по истории Лондонского Тауэра.

3. Изучить тайны и легенды старого замка.

Методы исследования, использованные учеником:

- изучение литературы и сбор информации в сети Интернет;

- сбор материала (фотографии объекта);

- обработка информации;

- консультация учителей английского языка, истории, информатики.

ЦЕЛЬ для учителя: сформировать представление ученика о величественности и об уникальности известной исторической достопримечательности не только Лондона, но и Великобритании - Тауэре.


Задачи для учителя:

развивать креативные способности школьника и умение проектировать;

активизировать изученный лексико-грамматический материал;

совершенствовать коммуникативные навыки и навыки перевода;

совершенствовать навыки монологической речи;

учить находить необходимый материал в Интернете и правильно использовать его в работе;

воспитывать уважительное отношение к культуре других стран.

В проектном обучении можно установить порядок действий, который в большей или меньшей степени реализуется при  выполнении  учебных проектов. Предлагаем вариант работы над межпредметным монопроектом по указанной теме.

Этапы работы учителя и учащегося над проектом.

Стадии работы над проектом

Содержание работы на этой стадии

Деятельность учащегося

Деятельность 

 учителя

Подготовка

Определение темы и целей проекта

Обсуждает предмет с учителем и получает дополнительную информацию,устанавливает цели

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащегося,помогает в постановке целей

Планирование

Определение источников информации, способов ее сбора  и анализа,

формы отчета.

Вырабатывает план действий,

формулирует задачи

предлагает идеи, высказывает предложения


Исследование

Сбор информации,

решение промежуточных задач. Основные инструменты: опросы, наблюдения.

Выполняет исследование, решая промежуточные задачи.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.

Анализ и обобщение

Анализ информации,

оформление результатов, формулировка выводов

Анализирует информацию,

обобщает результаты.


Наблюдает, советует.

Представление или отчет

Возможные формы представления результатов: устный, письменный отчеты.

Отчитывается.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника

Оценка результатов и процесса


Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценки.

Оценивает креативность учащегося, качество использованных источников.



Для индивидуальных проектов более удобна, на мой взгляд, рейтинговая оценка. Подобная анкета заполняется в ходе защиты самим проектантом, его одноклассниками с учителем.

Оценка работы

Фамилия, имя

 

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

15,19,20

Объём разработок и количество предлагаемых решений

15,10,20

Реальность и практическая ценность

5,10


Уровень самостоятельности

10,20


Качество оформления записи, плакатов и др.

15,10,20

Оценка защиты

Качество доклада

15,10,20


Проявление глубины и широты заданий по теме

15,10,20


Проявление глубины и широты заданий по данному предмету

15,10,20


Ответы на вопросы преподавателя

15,10


Ответы на вопросы учащихся

15,10


Оценка творческих способностей докладчика

15,10,20


Итоговая оценка (балл)


Результатом данной проектной деятельности ученицы 5 класса стали учебные «продукты» – мультимедийная презентация и буклет, которые используются на уроках как демонстрационный материал.

Проект был представлен ученической, родительской и педагогической общественности в рамках школьной и районной областной научно практических конференций, где получил общественное признание в виде диплома IIIстепени.

II.2. Организация проектной деятельности учащихся 5 классов по английскому языку во внеурочной деятельности.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. В базисный учебный план внесена новая строка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Для успешной реализации внеурочной деятельности по английскому языку мной разработана программавнеурочной деятельности «Кукольный театр»на уровне основного общего образования в 5 классе.Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на самостоятельную реализацию учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся.

В качестве основной цели работы театра можно рассматривать возможность «вывести» общение на английском языке за рамки урока, стимулировать развитие коммуникативных способностей учащихся, внести

вклад в формирование коммуникативной компетенции школьников как их способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное общение. В свою очередь, интерес и чувство удовлетворения, радости, сопровождающие работу детей в театре, облегчают дальнейшее обучение английскому языку в урочное время.

Формирование учебно-познавательной мотивации тесно связано с содержанием и способами обучения языку в театральных группах. Вот почему в работе театра на английском языке основной упор сделан на три момента. Это:

    пробуждение интереса к соблюдению правил.

В процессе работы общение в театре происходит только на английском языке. Интерес к соблюдению такого рода правил стимулирует пятиклассников вжиться в англоязычныйконтекст общения, задавать вопрос “What’sthisinEnglish?” в ситуации, когда необходимо добиться взаимопонимания.

    использование групповой формы работы.

Коллективное творчество способствует осуществлению взаимного контроля за работой друг друга. Дети с большим интересом следят за работой партнёров, они прислушиваются к мнению своих товарищей и сознательно стараются контролировать своё поведение и речь. Таким образом, рождается ещё один важный компонент обучения английскому языку – самоконтроль. Кроме того, в процессе занятий для развития привлекательности учебных действий часто использую элементы соревнования, например, кто лучше перевоплотится в данную роль, кто лучше произнесёт ту или иную реплику.

Цель программы: создание условий для реализации творческого потенциала учащихся, углубление мотивации и овладение учащимися коммуникативной компетенцией в рамках предмета «английский язык».


В процессе работы решаются следующие задачи:

1. Познавательный аспект

    дать знания о культуре стран изучаемого языка: музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.;

    познакомить с особенностями перевода и понимания английской поэзии и прозы;

    познакомить с менталитетом других народов в сравнении с другой культурой;

    способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

2. Развивающий аспект

    развивать мотивацию к дальнейшему овладению иностранной культурой;

    развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приёмы овладения иноязычной культурой;

    познакомить с основами актёрского мастерства.

3. Воспитательный аспект

    способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;

    приобщать к общечеловеческим ценностям;

    способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);

    прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.

4. Учебный аспект

    систематизировать, обобщить и закрепить лексические и грамматические средства, пройденные ранее;

учить решать коммуникативные задачи, необходимые для общения в рамках

базового и надбазового уровня овладения иностранным языком.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, итого 34 часа в год. Дополнительное образование в группе Театр на английском языке помогает учащимся не только расширить свои знания и кругозор, закрепить навыки и умения, но и ближе познакомиться с общественно-экономической, социальной и культурной жизнью англоязычных стран. Освоение новогопроисходит в атмосфере творчества и дружеской партнёрской обстановке.

В течение курса происходит обучение различным типам речи на основе различной лексики, развитие фонетических, лексических и грамматических навыков, углубление страноведческих знаний, подготовка к практическому использованию знаний в коммуникативной сфере, раскрытие потенциальных творческих способностей учащихся.

В своей практике театральную деятельность я организую исходя из методических и дидактических подходов.

Примером метода дедукции являются спектакли по мотивам рассказа

Р. Киплинга «Слонёнок», по мотивам книги А. Мильна «Винни Пух». Необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Пятиклассники любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектакле показывается, что такое настоящая дружба, честность, смелость, отзывчивость и др.

Работа над спектаклем способствует развитию словарного запаса, фонетико-фонематического восприятия, произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения школьников.

Исходя из методического подхода работа над спектаклем включает следующие этапы:

    Инициация идеи.

    Целеполагание.

    Разработка сценария.

    Формирование актёрского состава.

    Работа над спектаклем.

    Контрольный этап.

    Этап корректировки.

    Обобщение накопленного опыта.

Работая над спектаклем, применяю следующие дидактические подходы:

    Личностно – ориентированный подход (каждый ученик вовлечён в спектакль с учётом его индивидуальных способностей);

    Индивидуально – дифференцированный подход (каждый участник спектакля имеет роли разных уровней сложности);

    Деятельностный подход (формирование у каждого участника спектакля умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки);

    Развивающий подход (по завершению успешной работы над спектаклем у ребят возникает потребность и готовность к дальнейшему развитию и образованию).

Здесь следует отметить, что силами предметного кружка «Кукольный театр на английском языке» были подготовлены и выполнены крупные творческие проект – театральные постановки для учащихся начальных классов «Репка против плохих привычек», «Теремок», «Три поросёнка», «Сказка о маленьком глупом мышонке», мюзикл «Волк и семеро козлят», а также интересные интерактивные мероприятия, как «Алфавитparty» для 2 классов, «Фестиваль английского фольклора» по мотивам детской книги «Истории Матушки Гусыни», «Знатоки английского языка» для 3 классов.

Члены кружка принимают активное участие в важных школьных мероприятиях, как День открытых дверей. Так, к участию в литературно - музыкальной гостиной «Нам завещано память
беречь» ко дню победы были привлечены члены кружка, которые читали

стихи, пели песни военных лет на трёх языках: русском, немецком и английском языках.

Необходимо отметить, что мы тесно сотрудничаем с дошкольными учреждениями. Например, показываем кукольные спектакли на английском языке дошкольникам из образовательного центра «Смайлик», в котором наряду с такими дисциплинами, как письмо, чтение, математика дети изучают также иностранный язык. Детям нравятся куклы, которые поют на английском языке и танцуют перед ними. Кукольный театр – это не только средство развлечения для детей, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей.

Что касается достижений отдельных членов кружка, то Искалиева Алина, ученица 5 класса нашей школы заняла III место в Волгоградском областном фонетическом конкурсе и III место в Региональной олимпиаде по английскому языку.

Подводя итог, могу сказать, что применение метода проектов во внеурочной деятельности способствует вовлечению учащихся в предметно-регулятивную, предметно-познавательную и предметно-коммуникативную деятельность, тем самым способствуя формированию коммуникативной компетенции, повышая интерес учащихся к учению в целом и к изучению иностранного языка в частности путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация – это ключ к успешному обучению.

Заключение

Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний. Участие в проектах повышает уровень практического владения английским языком, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика

как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме. Таким образом, можно сказать, что метод проектной деятельности является одним из более эффективных способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции у школьников.

Библиография

1.http://www.academiaados.com/c/document_library/get_file? &groupId=10716

2. Хомский Н. Язык и мышление / Н.Хомский. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. – с.122.

3. Communicative competence From Wikipedia, the free encyclopedia.

4.Hymes, D. On Communicative Competence. In J.B.Pride and J.Holmes (eds.), Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972, pp. 269-293.

5. Бастрикова Е.М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект // Казан.гос. ун-т. Филол. фак-т.- Казань: Казан.гос. ун-т, 2004.- 348 с.

6. Новые педагогические и информационные технологии. /Под ред. Е.С.Полат - М., 1999.






































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации