Формирование интереса к чтению через внеурочную деятельность
Родина Лариса Викторовна,
учитель начальных классов МОУ – СОШ № 4
города Маркса Саратовской области
Формирование интереса к чтению через внеурочную деятельность
(Из опыта работы)
Какое богатство мудрости и добра выразительно рассыпано
по книгам всех народов и времён.
Л.Н. Толстой
В наше время телевизор, компьютеры, развлечения постепенно вытесняют печатное слово. Теперь мы не ждём с нетерпением журнал, газету. Для новостей достаточно открыть Интернет и ты – гражданин мира. Печатное слово вытесняется яркими образами, событиями. Очень огорчает то, что дети мало читают ещё и потому, что в современных семьях зачастую книгу встретишь редко. Для многих взрослых книга и чтение не в приоритете.
Конечно, прогресс не остановить. И это хорошо! Наука и техника развивается, и современные дети порою владеют информацией большей, чем такие же дети 20 – 30 лет назад. Но всё же почему необходимо читать?
Результаты очередного исследования PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), в котором приняли участие 65 стран мира, показали, что в оценке читательской грамотности российские учащиеся заняли лишь 41–43 места.
Читая книгу, вбирая в себя умные мысли великих людей, идеи, детская душа проходит своё становление, формируется характер. Ум получает не только информацию, обогащается словарный запас, развивается фантазия. Ведь, читая, человек сам формирует образы, а не получает готовые. Ребёнок погружается в мир фантазии, в мир созданный писателем. Общается с героями, оценивает события, героев и их поступки. Учится отличать добро от зла, правду от лжи, смелость от трусости, верность и преданность от подлости и предательства.
Как же быть нам, учителям? С одной стороны мы должны идти в ногу со временем, использовать новые технологии в обучении и воспитании. Но как приучить читать книгу, как сформировать желание читать?
И не столько трудно приходится с детьми, сколько трудно доказать взрослым необходимость читать книги.
Хочу поделиться своим опытом, как я стараюсь привить любовь к книге, к чтению, используя внеурочную деятельность.
1. Литературные викторины и конкурсы. Стараюсь проводить их регулярно. Начинаем с того, что ребята получают задание прочитать книгу определённого автора. А я в свою очередь готовлю задания для индивидуального турнира , в котором выявится самый внимательный читатель. Затем готовлю командные соревнования. Ребята с большим удовольствием выполняют вместе задания, сопереживают, учатся помогать друг другу. А высокие результаты товарищей, конечно, повлияют на желание ребят тоже стать внимательным читателем.
Викторина по рассказам В. Бианки, «Мои любимые сказки», А. Толстой «Приключения Буратино», А. Волков «Волшебник Изумрудного города», В. Бианки «Синичкин календарь».
Самое главное, что ребята уже ждут следующих заданий, ждут задания прочитать следующие книги.
Конкурсы стихов в нашем классе тоже является любимым мероприятием. По определённой теме ребята совместно с родителями или с моей помощью выбирают стихотворение и готовят своё выступление. В назначенный день проводим конкурс. Заранее приглашается жюри из работников нашей школы. Никто не остаётся без внимания. Каждый получает свою награду. Но и победитель тоже выявляется. Такие конкурсы и викторины являются стимулом, пусть не для всех ребят, но всё же многим, помогают обратиться к книге, к чтению.
2.Экскурсии в библиотеку, в музей. Эти мероприятия мы – учителя широко используем (не считая время пандемии). Ребята не просто рассматривают экспонаты, они попадают в другой мир. Такие встречи и экскурсии также развивают ребят. Посетив выставку, посвящённую Шарлю Перро, появляется желание перечитать его сказки.
А сама атмосфера библиотеки способствует появлению желания обязательно прочесть ту или иную книгу.
3. Постановка спектаклей, инсценировки произведений
Одно из самых любимых дел наших младших школьников - это инсценировки сказок и других произведений. К юбилею С. Маршака, к юбилею книги Д. Родари «Приключения Чиполлино». Постановка спектаклей к тематическим праздникам: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок». Когда ребятам вживаются в образы сказочных героев, они становятся ближе к творчеству, приобщаются к культуре, и как следствие появляется желание читать.
4. Педагогический проект «Семейное чтение»
Мы, учителя начальных классов понимаем, что только в союзе с родителями, мы можем решить многие вопросы обучения и воспитания. Родители должны стать нашими союзниками. Нередко, давая задание прочитать какую-либо книгу, и надеясь, что уж эта книга точно есть в домашней библиотеке, с ужасом узнаю, что книги дома попросту отсутствуют. Поэтому, начинаем возрождать традиции семейного чтения. Пусть не дома, но хотя бы в школе, дети услышат чтение родителей. И, поверьте, дети от этого просто в восторге. С большим удовольствием мы готовим к этому мероприятию рисунки, инсценировки. Я провожу викторину, где в команде работают дети совместно с родителями. И как же рады взрослые, когда вспоминаю знакомые с детства сказки, басни, стихи.
На фотографиях вы можете увидеть эпизоды «Семейных чтений» по «Басням И.А.Крылова», по «Сказкам Х.К.Андерсена», «Страна детства Агнии Барто». Её замечательные стихи подходят для маленьких пьес, которые мы с ребятами и подготовили.
5. Дистанционные конкурсы
Стараюсь использовать все возможности для участия ребят в дистанционных конкурсах.
На сайте Корпорация Росучебник, мы принимали участие в международном проекте «Страна читающая», в конкурсе на лучшее чтение стихов В.В.Маяковского и на лучшее чтение стихотворений о Великой Отечественной войне. Наш город Маркс отмечен на карте «Страны читающей».
Ежегодно, уже на протяжении пяти лет мы с ребятами участвуем в региональном фестивале «Мне дорога земля моя, Россия!», который посвящен памяти выдающегося саратовского поэта, писателя, публициста, заслуженного деятеля культуры РФ, Почетного гражданина города Саратова, лауреата многих литературных премий Н.Е. Палькина .
На площадке СарВики СОИРО мы стараемся участвовать в межмуниципальном конкурсе чтецов «В гостях у юбиляра». Так мы приняли участие в конкурсе «Улыбка и смех – радость для всех», посвященного юбилею любимого детского писателя Н.Носова, и юбилею сказки П.П.Ершова «Конёк – Горбунок».
Сейчас, когда мы столкнулись с такой проблемой, как невозможность собрать вместе детей и родителей на общий праздник, мы узнали, что такое «дистанционное обучение», и на помощь нам в этой ситуации приходит компьютер. Вспоминая всем известную комедию «Кавказская пленница», напомню цитату из этого фильма. «Кто нам мешает, тот нам и поможет», стараюсь использовать возможности современных технологий.
6. Личный сайт педагога и другие образовательные сайты.
На своём личном сайте lvrodina.ucoz.ru ребятам предлагаю пройти тесты по прочитанным книгам. Чтобы выполнить задания теста, нужно прочесть заданную книгу и обязательно зарегистрироваться. Так я могу отследить, кто выполнял работу, насколько хорошо работа выполнена. Ребята могут увидеть сколько баллов они получают и им присваивается звание в зависимости от выполненной работы.
Большую помощь в такой работе мы получаем от организаторов платформы Учи.ру. В разделе «Литературный кружок» ребята могут прочитать онлайн произведение, выполнить задание теста и получить награду.
7. Дистанционные олимпиады, блицтурниры
Ну и, конечно, участие в дистанционных конкурсах по литературному чтению на сайте «Фактор роста», «Словесник». Чтобы справиться с заданиями, необходимо прочитать рассказы, сказки, стихи различных авторов. Что тоже п омогает в формировании интереса к чтению.
Закончу свою статью словами Л.Н.Толстого «Какое богатство мудрости и добра выразительно рассыпано по книгам всех народов и времён».
Пролубщикова Наталья Владимировна
Родина Лариса Викторовна