Статья «Формирование коммуникативных навыков учащихся с ЗПР в комплексной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в общеобразовательном учреждении»

4
0
Материал опубликован 20 April 2021

Формирование коммуникативных навыков учащихся с ЗПР в комплексной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и педагога психолога в общеобразовательном учреждении.


Меньшикова Татьяна Константиновна,

учитель-логопед высшей категории

МАОУ «СОШ №13»

Email: tkmen@mail.ru

Петуховская Наталья Геннадьевна,

педагог-психолог высшей категории

МАОУ «СОШ №13»

Email: Psiholog.n.g@yandex.ru


На современном этапе развития общества, школа стремительно меняется. Изменения образовательной системы, основанные на введении ФГОС ОВЗ, предполагают формирование различных видов УУД учащихся, в том числе коммуникативных. [3]

Школа предъявляет высокие требования к коммуникативному развитию учащихся, которое включает умение правильно оформлять свои высказывания, как в устной, так и в письменной речи и их аргументирование, устанавливать межличностные контакты с педагогами и ровесниками в образовательном процессе. Особенно остро, данная проблема выявлена у учащихся с ЗПР.

Из практики работы с детьми с ЗПР отмечено, что учащиеся данной категории имеют низкий уровень сформированности языковых средств и, как следствие, недостаточно понимают учебные задачи, словесные инструкции, с трудом овладевают учебными понятиями и терминами, имеют недостаточное развитие связной речи. Данные нарушения обусловлены низким уровнем развития когнитивных функций, познавательной деятельности, и образуют сложный психолого-логопедический профиль. По уровню развития коммуникативной деятельности такие дети находятся на более низкой ступени развития, чем сверстники.

Данной проблемой занимались многие ученые и педагоги. В результате исследований К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой и других доказано, что коммуникативные навыки у детей не развиваются спонтанно, а формируется в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Еще Л.С. Выготский отмечал социальный характер направленности речевых реакций и говорил о богатом развитии социальной функции речи.

От чего зависит эффективность общения и что мешает взаимопониманию людей? Одна из важнейших причин – это коммуникативные барьеры, то есть барьеры общения. Барьеры общения – психологические препятствия на пути передачи информации в процессе человеческого взаимодействия. Возникновение таких барьеров приводит к потере или искажению информации. Рассмотрим барьеры общения, с которыми встречаемся в нашей работе: лингвистические, психологические (эмоциональные и межличностные).

К лингвистическим барьерам можно отнести:

Фонетический барьер обусловлен искаженным произношением звуков, их заменой или отсутствием, перестановкой или пропуском слогов в словах, смазанной речью. Также этот барьер может иметь место, если ребёнок заикается, говорит скороговоркой, быстро и невыразительно или, наоборот, медленно и монотонно.

Лексический барьер обусловлен бедностью словарного запаса, своеобразием лексики, проявляющемся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий и родо-видовых соотношений, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка.

Грамматический барьер появляется, когда в речи есть нарушения грамматических конструкций, пропуски, перестановки, нарушение порядка слов, отсутствие предлогов, их неправильное употребление, нарушение грамматических форм слов.

Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи говорящего стилю речи партнёра. Необходимо следить, чтобы наша речь не воспринималась ребёнком с ЗПР как слишком сложная, высокопарная, недоступная и т.д.

Психологические барьеры включают в себя:

Барьер со стороны эмоционально-волевой сферы: повышенная возбудимость, раздражительность, общая заторможенность, замкнутость, тревожность, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Барьер со стороны когнитивной сферы: неустойчивость внимания, недостаточный объем памяти, недоразвитие операционно-функциональной стороны мышления.

Барьер со стороны регулятивной сферы: быстрая утомляемость, низкий темп деятельности, недостаточная рефлексия.

Барьер со стороны личностной сферы: низкая или очень завышенная самооценка, акцентуации характера.

Все эти барьеры негативно влияют на общение и формирование у детей с ЗПР коммуникативных навыков в целом.

Перед специалистами, работающими с детьми с ЗПР, стоит общая цель: преодоление барьеров общения у учащихся для более полноценного развития коммуникативных навыков.

Для достижения данной цели необходимо создание условий развития коммуникативно-речевых умений и навыков.

Они включают в себя:

систему логопедической работы по развитию речи;

систему психологической коррекции по преодолению коммуникативных барьеров;

организация взаимодействия в системе «логопед-педагог-психолог-родители» для создания коммуникативно-речевой среды.

Коммуникативно-речевая среда, включает в себя три блока:

Организация коммуникативных контактов в системе «ребенок-педагог», «ребенок-ребенок».

Создание предпосылок речевого развития базовых речевых процессов на логопедических занятиях.

Создание предпосылок для развития эмоциональной, личностной и когнитивной сфер учащихся в рамках психологического сопровождения.

Сущность взаимодействия заключается в следующем: каждый педагог решает проблемы речевого развития в рамках своей компетенции, но направления работы, цели и задачи у них будут общие. Взаимодействие педагогов осуществляется по общим направлениям:

целеполагание (общие цели и задачи по работе с детьми с ЗПР);

комплексная диагностика и мониторинг коммуникативных навыков учащихся;

коррекционно-развивающая деятельность по формированию коммуникативных навыков;

психолого-педагогическое просвещение родителей и педагогов, повышение их компетентности по вопросам речевого и психологического развития.

Прежде чем приступать к работе по формированию коммуникативных навыков необходимо провести комплексную диагностику учащихся.

Логопедическая диагностика учащихся включает в себя:

Исследование сенсомоторного уровня речи и навыков языкового анализа;

Исследование грамматического строя речи;

Исследование словаря и навыков словообразования;

Исследование понимания логико-грамматических отношений;

Исследование связной и письменной речи.

Психологическая диагностика учащихся включает в себя:

Исследование когнитивных процессов: памяти, внимания, словесно-логического мышления;

Исследование эмоционально-личностной сферы: уровень тревожности, самооценки, мотивации;

Исследование коммуникативных навыков.

Таблица 1

Результаты входной диагностики первоклассников, обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для учащихся с ЗПР


Процессы

Показатели

Методики

Низкий уровень в %

Логопедические исследования

Сенсорный уровень речи.

Фонематическое восприятие

Стартовая диагностика

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников

Т.А Фотековой






















Методика обследования письменной речи по И.Н. Садовниковой

57%


Артикуляционная моторика

100%



Звукопроизношение

Звуко-слоговая структура слова


64%

Грамматический строй речи

Повторение предложений




71%


Версификация предложений

Составление предложений из слов в начальной форме

Добавление предлогов в предложения

Словарь и навыки словообразования

Образование существительных в уменьшительной форме




64%


Образование прилагательных от существительных

Понимание логико-грамматических отношений

Понимание обращенной речи


57%

Исследование связной речи

Составление рассказов по серии сюжетных картинок

92%

Составление рассказа по серии сюжетных картинок


92%


Пересказ прослушанного текста

Исследование письменной речи

Диагностика функциональ-ных предпосылок письменной речи


100%

Психологические исследования

Когнитивные

процессы

Память

А.Лурий

50%

Внимание

Тест Тулуз-Пьерона

84%

Словесно-логическое

мышление

Методика Л.И.Переслени, Л.Ф.

Чупрунова

72%

Эмоционально-

Личностная сфера

Тревожность

ЦАМ Люшера

18%

Самооценка

Дембо-Рубинштейн

0%

Мотивация

«Анкета для изучения школьной мотивации» Н.Г.Лускановой

14%

Коммуникативные

навыки

Активность в дискуссии

«Уровень коммуникативных навыков учащихся» методом экспертной оценки учителя Г.А.Цукерман

57%

Исполнительность

50%

Умение высказываться

71%

Обращённость на других

71%


Из таблицы видим, что более 50 % первоклассников с ЗПР имеют низкий уровень развития речи и психических процессов. Особое внимание следует уделить развитию у учащихся артикуляционной моторики, фонематического восприятия, развитию лексико-грамматического строя речи, связной речи, словесно-логического мышления, формированию адекватной самооценки, умению вести диалог.

На основе диагностических данных спланирована коррекционная деятельность с учащимися. Специалистами службы сопровождения разработаны программы, направленные на формирование коммуникативных УУД учащихся с ЗПР.

Работа учителя-логопеда направлена на преодоления лингвистических барьеров через формирование и развитие всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. В то время, как педагог-психолог помогает учащимся преодолевать психологические барьеры на коррекционно-развивающих занятиях и работает над развитием когнитивных процессов, формированием эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков.

В настоящее время существует достаточно большое количество пособий по развитию коммуникативных навыков учащихся, многие методы и приёмы, практические задания, упражнения, дидактические игры мы используем на своих занятиях с детьми с ЗПР. [1,2]


Таблица 2


Виды заданий для формирования коммуникативных УУД у учащихся с ЗПР


Формируемые процессы.

Цели и задачи

Методики и задания

Примечание (инструментарий)

В работе учителя-логопеда

Полноценное восприятие высказывания

«Исправь ошибку»

«Перевертыши»

Сюжетные картинки, серия картинок,

карточки, магнитная азбука, набор слогов на магнитах, слоговые таблицы, логопедические лото, мягкий мяч, дидактические куклы и многое другое.

Формирование умения слушать и слышать друг друга

«Невпопад»

«Снежный ком»

Групповая работа по составлению кроссвордов

Формирование умения правиль-но выражать свои мысли в речи

«Отгадай предмет по описанию»

Формирование умения адекватно использовать речевые средства

«Сочинение небылиц»

«Мини-проекты»

Формирование монологической формы речи

«Сочинение сказки по кругу»

Формирование диалогической формы речи

Игра «Да-Нет-ка»

Игра «Интервью»

«Диалоговое слушание»

В деятельности педагога-психолога

Развитие произвольного внимания

«Найди отличия»

«Счёт по кругу»

Бланки со стимульным материалом.

Развитие видов памяти, коррекция процессов памяти

«Послушай и повтори»

«Разложи по порядку»

Карточки, ИКТ

Развитие словесно-логического мышления

Игра «Кто лишний?»

«Составь задание партнёру»

Карточки, бланки ответов.

Развитие эмоциональной чувствительности, эмпатии, Я-концепции, самооценки, положительной мотивации к общению, снятие тревожности.

Развитие саморегуляции.

Игра «Угадай эмоцию»

Ролевые игры, тренинги, этюды, психогимнастика.

Проект «Мир эмоций»

Исследовательская работа

«Я и другие».

Сказка «Волшебное зеркало», «Три дома».

Фотографии эмоций людей. Карточки-пиктограммы.

Цветные карандаши, фломастеры, музыкаль-ное сопровождение, психологическое лото, доски-шнуровки.

Коммуникативные навыки

Умение работать в парах и группах.

Обращённость на других.


Конструирование в группе.

«Отзыв на работу товарища»

«Рисунок в паре»

Игра «Опиши друга»

Раздаточный материал, палочки, бруски, кубики, шнурки и ленты, скакалка, мяч, мягкие игрушки.


В результате работе у учащихся формируются:

- умение оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевых норма и правил;

- умение различать особенности диалогической и монологической речи;

- умение описывать объект, передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

-умение составлять устные монологические высказывания, сохраняя логику повествования, и аргументировать их;

-умение договариваться, убеждать, уступать и находить общее решение практической задачи;

- способность сохранять доброжелательные отношения в детском коллективе;

- способность адекватно оценивать себя и окружающих.

Комплексная коррекционно-развивающая деятельности учителя-логопеда и педагога психолога позволяет эффективно решать задачи по преодолению барьеров общения и формированию коммуникативных навыков у учащихся с ЗПР.


Литература


1. Метусс Е.В., Литвинова А.В и др. Логопедические занятия со школьниками (1-5 классы) Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов.- СПб.:КАРО,2006

2. Особенности формирования коммуникативных универсальных действий у младших школьников / Психология обучения.- 2014,- №2.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1598, Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя, /Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

5. Шипицына Л.Н. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка. – СПб.: Образование, 2005.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации