Выступление «Формирование коммуникативных способностей учащихся с нарушением слуха первого класса через реализацию программы Семейной гостиной «СемьЯ»»

0
2
Материал опубликован 8 February 2018 в группе

Формирование коммуникативных способностей у учащихся 1 – ого класса через реализацию программы семейной гостиной «Семь Я».

(учитель начальных классов Шульгина О.А.)

Формирование коммуникативных навыков и умений для учащихся с проблемами слуха является важной жизненной компетенцией, так как от их уровня развития речи зависят возможности человека с недостатками слуха получить дальнейшее образование, работу, вести самостоятельный независимый образ жизни.

Под коммуникативной компетенцией понимают умение пользоваться всеми видами речевой деятельности: чтением, устной и письменной речью, умением вести диалог и монолог в конкретных ситуациях.

Дети с недостатками слуха к моменту поступления в школу имеют различный уровень речевого развития, который зависит не только от степени потери слуха, но и от времени возникновения первичного дефекта, условий дошкольного воспитания, наличия или отсутствия педагогического воздействия, индивидуальных особенностей ребенка. Эти обстоятельства во многом определяют эффективность преодолений вторичных отклонений в развитии.

В последнее время изменилась и усложнилась категория учащихся школ для детей с нарушениями слуха. Наблюдается рост доли с тяжелыми комплексными нарушениям, имеющих сложную структуру дефекта. Сочетание нескольких психофизических нарушений, нуждающихся в создании максимально развёрнутой системы специальных условий, обучения и воспитания таких детей.

Согласно ФГОС для детей с недостатками слуха специальных (коррекционных) образовательных учреждений должны:

- научить ребёнка слухо-зрительному восприятию устной речи;

-научить ребенка мотивированному употреблению единиц языка;

- научить ребенка четкому, внятному произношению;

- научить ребенка не бояться пользоваться устной речью в среде слышащих.

Для более полного овладения речевой компетенций в условиях школы проводиться работа по вовлечению детей в бытовую жизнь, реализацию творческих способностей. Поэтому важной составляющей системы речевой коррекционной работы является воспитательная работа во внеурочное время и деятельность детей во второй половине дня.

Внеурочное работа менее регламентирована, чем урок и более индивидуальна, но также требует от педагогов владения современными технологиями воспитания: технологией диалога, педагогических ситуаций, игровыми технологиями, проектной деятельности.

Во внеурочное время также постоянно осуществляется мотивированное речевое общение с воспитанниками, развитие у детей с нарушениями слуха потребности в речевом общении и поддержка всех проявлений речи независимо от уровня речевого развития, навыков произношения.

Работа по развитию коммуникативных способностей во внеклассное время в школе с нарушениями слуха осуществляется в разных коммуникативных условиях в педагогически организованной речевой среде. Речевые умения и навыки, полученные на занятиях, находят здесь практическое применение. Осуществляется перенос приобретенного опыта из учебной ситуации в бытовые условия общения. Широкая речевая практика за пределами урока воспитывает потребность в словесной речи, обогащает и совершенствует навыки словесного общения слабослышащих учащихся с окружающими их людьми.

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми рассматривается как необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Формирование этой способности является одной из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Условия формирования коммуникативных навыков слабослышащих детей младшего школьного возраста:

обеспечение максимальной активности учащихся (речевой и познавательной);

побуждение к самостоятельным высказываниям;

установление связей между усваиваемым языковым материалом и различными видами деятельности;

впечатлениями, получаемыми от окружающей жизни;

отбор материала интересного и доступного детям;

использование разнообразных форм занятий и видов упражнений.

Главным социальным фактором, влияющим на становление личности и формирование коммуникативных навыков, является семья. Именно в семье человек получат первый опыт общения и социального взаимодействия. Аристотель утверждал, что семью можно рассматривать как первый вид социального взаимодействия людей, и одновременно ячейкой, с которой возникает государство.

Будучи членом конкретной семьи, ребенок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.

То, что в детские годы ребёнок получает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья закладывает основу для становления личности, развития её способностей, качеств, формирован я коммуникативных умений, навыков и привычек.

Школе начинать работу с родителями необходимо с первых дней пребывания ребенка в школе. Именно поэтому семейная гостиная «Семь Я» предназначена для реализации Программы внеурочной деятельности в 1 классе. Организующим и направляющим звеном в реализации Программы является педагог. Участниками семейной гостиной могут быть любые значимые для ребенка члены семьи. Для реализации Программы был разработан план мероприятий на учебный год. Формы проведения мероприятий разнообразны, при этом основной формой организации участников является совместная деятельность, так как коммуникативные навыки формируются и развиваются, прежде всего в коллективе.

Коллективизм как форма обучения является важным условием формирования коммуникативных навыков слабослышащих младших школьников. Слабослышащие дети младшего школьного возраста, ограниченные в общении с миром слышащих людей, более привязаны друг к другу. И атмосфера себе подобных, а также близких, родных людей их раскрепощает, создает благоприятный психологический климат в коллективе. Эти условия имеют существенное значение в формировании коммуникативных способностей.

Мотивированность детских разговоров определяется также новизной, необычностью предмета или явления. Исследования показали большие возможности глухих школьников при встрече с необычным, новым для них предметом или явлением. Работа в этом направлении активизирует речевую направленность детей. При реализации программы «Семь Я» новизной для учащихся являются разные формы проведения мероприятий (совместные мероприятия с родителями, игры, мастер-классы, викторины, конкурсы рисунков, творческие мастерские). Важным в развитии речи является включение ребенка в совместную практическую деятельность, с целью побуждения его к речевому общению, стимуляции речевой активности.

В ходе такой работы происходит формирование разных форм словесной речи, формирование словаря, работа над значением слов и выражений, их активизация, развитие связной речи.

Так как игровая и практическая деятельности обеспечивают многократность повторения изучаемого материала, это способствует и развитию познавательной сферы (моторики рук – связанной с речевой функцией; развитию восприятия, памяти, внимания, мышления – эти процессы тесно связаны с речью; развитию произносительных навыков).

Таким образом, применение разнообразных форм способствует общему и речевому развитию учащихся с проблемами слуха. А умение общаться чрезвычайна важно, и определяет в большей степени дальнейшее развитие школьника с нарушениями слуха, так как коммуникативная компетенция – это умение принимать и передавать информацию в основе общечеловеческой культуры.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Материал полезный, нужный,но не соответствует теме конкурса

25 March 2018

Да, совсем не по теме...я уж сразу отметила...

27 March 2018

Похожие публикации