Публикация «Формирование критического мышления на уроках литературного чтения как инновация в современном образовании»
Автор: Соколова Елена Борисовна, учитель начальных классов МКОУ СОШ с УИОП им. В.И. Десяткова г. Белая Холуница Кировской области
В настоящее время во всех сферах деятельности человека идёт постоянный рост объёма информации. Чтобы быть успешным, нужно владеть умением извлекать, интерпретировать и преобразовывать необходимые сведения. Именно поэтому одно из направлений инноваций в образовании - это развитие критического мышления.
Навыки работы с информацией, содержащейся в текстах, развиваются при изучении всех учебных предметов. Основу формирования грамотного читателя закладывает предмет “Литературное чтение”. Младшие школьники овладевают такими навыками, как полноценное восприятие и элементарный анализ художественных и научно-популярных текстов; ведение диалога в разных коммуникативных ситуациях; первичные умения работы с текстом – поиск и выделение нужной информации, её систематизация, анализ и обобщение.
В современных условиях чтение является основой интеллектуального развития. Не секрет, что читающий ребенок успешнее учиться, у него шире словарный запас и кругозор. Поэтому важно именно на начальной ступени обучения сформировать и поддержать мотивацию к внимательному, “вдумчивому” чтению.
Широкие возможности для развития критического мышления даёт работа с иллюстрациями к произведениям. На уроках литературного чтения я использую следующие приёмы:
Выявление точности соответствия иллюстрации тексту произведения. Ошибки в изображении встречаются даже к очень известным произведениям. Например, на иллюстрациях к басням Крылова “Ворона и лисица” (дерево – тополь? вместо ели) и “Мартышка и очки” (12 очков – дюжина - вместо 6).
Сравниваем иллюстрации разных художников к одному произведению. Часто, читая произведение в учебнике, дети вспоминают, что дома у них есть книга с этим рассказом, сказкой, но картинки в ней другие. Прошу принести книгу, сравниваем иллюстрации. Иногда иллюстрации разных авторов встречаются и на страницах учебника. На уроки внеклассного чтения дети приносят книги с одинаковым произведением и обнаруживают несовпадение иллюстраций. Выясняем, какие из них точнее фактически, выявляем особенности стиля художника.
Задание по созданию собственных иллюстраций к произведению часто дают учителя, но далеко не все дети даже в начальных классах умеют и любят рисовать. Поэтому задание предлагается в двух вариантах: создание иллюстрации, соответствующей тексту или с ошибками – “ловушками”. Последний вариант наиболее любим детьми. При этом ребёнок должен очень внимательно вникнуть в текст, чтобы понять, какую ошибку можно допустить в иллюстрации. А остальным ученикам – критически подойти к соотнесению текста и изображения.
Иллюстрация с “ловушками” к сказке Ш. Перро “Кот в сапогах”
Следующим этапом мотивации к чтению и развитию критичности мышления становится проблемная ситуация “Книга или фильм?”.
Очень часто современные дети, только услышав название сказки, восклицают: “Я смотрел такой мультфильм!”. При этом они полностью уверены, что уже знают содержание произведения. Предлагаю прочитать книгу, а затем посмотреть мультфильм (или отрывок) по ней: сравнить сюжет, имена, количество героев, их поступки. Всегда обнаруживаются расхождения. Бывает, что одно и то же произведение экранизировано разными режиссёрами, в разные годы. Все вместе пытаемся выяснить, что в произведении хотел выделить писатель, а что - режиссёр, на пользу ли пошли такие изменения. Обращаем внимание на музыкальное оформление. Если нет возможности посмотреть фильм на уроке, предлагаю это сделать дома, а потом обсудить.
После такой работы обычно дети сами приходят к выводу, что книга полнее, интереснее. Но при этом обращаем внимание на то, что книга и фильм дополняют друг друга, дают возможность разных взглядов на одно и тоже. Да, книга – бОльшая часть “айсберга”, его основа, но и без ”верхушки” - экранизации айсберг не будет айсбергом. А современного читателя именно эта видимая часть – фильм, может подтолкнуть к прочтению книги.
С первых дней знакомства ребёнка с книгой его сопровождает игра – игра речевая, игра литературная. Игра маскирует трудности обучения, позволяет испытать успех, положительные эмоции, а, главное, требует критической оценки постоянной меняющейся игровой ситуации. Многие виды работы с текстом можно преподнести в виде игры на внимательность, скорость, в виде творческого задания. Литературная игра может включать в себя следующие виды работы:
Работа с иллюстрациями с “подвохом”.
Поиск научных фактов в художественном тексте.
Соотнесение и подбор половиц к произведению.
Выполнение или составление математических, географических и т.п. заданий на основе текста.
Составление словаря-справочника к книге. Например, по повести Н.Носова “Витя Малеев в школе и дома” были созданы “Школьные словарики бабушек и дедушек”.
Создание синквейнов и лэпбуков о героях.
Составление карты по книге.
Сопоставление текста книги с музыкальными произведениями, экранизацией.
Такая система работы позволяет вызвать у детей активный интерес к самому процессу чтения, получать от него удовольствие и на этой основе выработать навыки быстрого, сознательного, “вдумчивого” чтения. А, значит, заложить основы критического мышления.
Используемые иллюстрации:
https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/15228_dcab510dd368ba058984f2c1ec12d86a.jpg.jpg - иллюстрация к басне “Ворона и лисица”
http://danlik.ru/wp-content/uploads/Martyshka-i-ochki.-Ivan-Andreevich-Krylov-300x181.jpg - иллюстрация к басне “Мартышка и очки”
Панов Егор Игоревич
Горбачёва Марина Юрьевна
Гущин Иван Сергеевич
Соколова Елена Борисовна
Пользователь удален
Пользователь удален
Горбачёва Марина Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Соколова Елена Борисовна
Гущин Иван Сергеевич
Соколова Елена Борисовна
Полянская Оксана Николаевна