12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Соколова Елена Борисовна29168 Россия, Кировская обл., Белая Холуница Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Формирование критического мышления на уроках литературного чтения как инновация в современном образовании
Автор: Соколова Елена Борисовна, учитель начальных классов МКОУ СОШ с УИОП им. В.И. Десяткова г. Белая Холуница Кировской области
В настоящее время во всех сферах деятельности человека идёт постоянный рост объёма информации. Чтобы быть успешным, нужно владеть умением извлекать, интерпретировать и преобразовывать необходимые сведения. Именно поэтому одно из направлений инноваций в образовании - это развитие критического мышления.
Навыки работы с информацией, содержащейся в текстах, развиваются при изучении всех учебных предметов. Основу формирования грамотного читателя закладывает предмет “Литературное чтение”. Младшие школьники овладевают такими навыками, как полноценное восприятие и элементарный анализ художественных и научно-популярных текстов; ведение диалога в разных коммуникативных ситуациях; первичные умения работы с текстом – поиск и выделение нужной информации, её систематизация, анализ и обобщение.
В современных условиях чтение является основой интеллектуального развития. Не секрет, что читающий ребенок успешнее учиться, у него шире словарный запас и кругозор. Поэтому важно именно на начальной ступени обучения сформировать и поддержать мотивацию к внимательному, “вдумчивому” чтению.
Широкие возможности для развития критического мышления даёт работа с иллюстрациями к произведениям. На уроках литературного чтения я использую следующие приёмы:
Выявление точности соответствия иллюстрации тексту произведения. Ошибки в изображении встречаются даже к очень известным произведениям. Например, на иллюстрациях к басням Крылова “Ворона и лисица” (дерево – тополь? вместо ели) и “Мартышка и очки” (12 очков – дюжина - вместо 6).
Сравниваем иллюстрации разных художников к одному произведению. Часто, читая произведение в учебнике, дети вспоминают, что дома у них есть книга с этим рассказом, сказкой, но картинки в ней другие. Прошу принести книгу, сравниваем иллюстрации. Иногда иллюстрации разных авторов встречаются и на страницах учебника. На уроки внеклассного чтения дети приносят книги с одинаковым произведением и обнаруживают несовпадение иллюстраций. Выясняем, какие из них точнее фактически, выявляем особенности стиля художника.
Задание по созданию собственных иллюстраций к произведению часто дают учителя, но далеко не все дети даже в начальных классах умеют и любят рисовать. Поэтому задание предлагается в двух вариантах: создание иллюстрации, соответствующей тексту или с ошибками – “ловушками”. Последний вариант наиболее любим детьми. При этом ребёнок должен очень внимательно вникнуть в текст, чтобы понять, какую ошибку можно допустить в иллюстрации. А остальным ученикам – критически подойти к соотнесению текста и изображения.
Иллюстрация с “ловушками” к сказке Ш. Перро “Кот в сапогах”
Следующим этапом мотивации к чтению и развитию критичности мышления становится проблемная ситуация “Книга или фильм?”.
Очень часто современные дети, только услышав название сказки, восклицают: “Я смотрел такой мультфильм!”. При этом они полностью уверены, что уже знают содержание произведения. Предлагаю прочитать книгу, а затем посмотреть мультфильм (или отрывок) по ней: сравнить сюжет, имена, количество героев, их поступки. Всегда обнаруживаются расхождения. Бывает, что одно и то же произведение экранизировано разными режиссёрами, в разные годы. Все вместе пытаемся выяснить, что в произведении хотел выделить писатель, а что - режиссёр, на пользу ли пошли такие изменения. Обращаем внимание на музыкальное оформление. Если нет возможности посмотреть фильм на уроке, предлагаю это сделать дома, а потом обсудить.
После такой работы обычно дети сами приходят к выводу, что книга полнее, интереснее. Но при этом обращаем внимание на то, что книга и фильм дополняют друг друга, дают возможность разных взглядов на одно и тоже. Да, книга – бОльшая часть “айсберга”, его основа, но и без ”верхушки” - экранизации айсберг не будет айсбергом. А современного читателя именно эта видимая часть – фильм, может подтолкнуть к прочтению книги.
С первых дней знакомства ребёнка с книгой его сопровождает игра – игра речевая, игра литературная. Игра маскирует трудности обучения, позволяет испытать успех, положительные эмоции, а, главное, требует критической оценки постоянной меняющейся игровой ситуации. Многие виды работы с текстом можно преподнести в виде игры на внимательность, скорость, в виде творческого задания. Литературная игра может включать в себя следующие виды работы:
Работа с иллюстрациями с “подвохом”.
Поиск научных фактов в художественном тексте.
Соотнесение и подбор половиц к произведению.
Выполнение или составление математических, географических и т.п. заданий на основе текста.
Составление словаря-справочника к книге. Например, по повести Н.Носова “Витя Малеев в школе и дома” были созданы “Школьные словарики бабушек и дедушек”.
Создание синквейнов и лэпбуков о героях.
Составление карты по книге.
Сопоставление текста книги с музыкальными произведениями, экранизацией.
Такая система работы позволяет вызвать у детей активный интерес к самому процессу чтения, получать от него удовольствие и на этой основе выработать навыки быстрого, сознательного, “вдумчивого” чтения. А, значит, заложить основы критического мышления.
Используемые иллюстрации:
https://ped-