Статья «Формирование личностных качеств учащегося через познание и творчество»

6
0
Материал опубликован 30 July 2021 в группе

t1627646730aa.gift1627646730ab.gif

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Моряковская средняя общеобразовательная школа" Томского района


Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью

«Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка»


Статья

«Формирование личностных качеств учащегося через

познание и творчество»


t1627646730ac.gif


Главный элемент реальности – труд, и самый верный признак реальности – деятельность.

Н. Г. Чернышевский


Автор:

Чердынцева

Светлана Анатольевна

t1627646730ad.gift1627646730ae.gif

В современном обществе поток информации увеличивается год от года. Давно уже понятно, что основная задача современного педагога- это «вложить в голову» ученика как можно больше знаний и умений, научить ребенка свободно ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать, анализировать и применять полученную информацию.

Современное обучение – это сотрудничество, совместная деятельность педагога и ученика. Учитель и школьник являются партнёрами в учебном процессе.

Поэтому, задача учителя – подготовить человека к жизни, помочь стать ему отличным специалистом в будущем, хорошей матерью или отцом, достойным членом современного общества.

И в этой связи, кроме личности самого учителя, его педагогического мастерства, на первый план выступает умение учить детей анализу своей собственной деятельности.

Это играет большую роль формирования личностных качеств ребёнка и подведению итогов своей учебной работы.

Одним из показателей эффективности моей профессиональной деятельности является позитивная динамика учебных достижений обучающихся.

Высокие результаты учебных достижений моих обучающихся стали результатом качественного планирования учебного процесса.

Под качественным планированием я понимаю рациональное распределение времени на темы учебного материала; логическую организацию формирования универсальных учебных действий, предметных умений и навыков; продуманное использование учебной литературы, технических средств обучения и оборудования; использование разнообразных педагогических методов и приемов, новейших образовательных технологий.

t1627646730ah.gift1627646730ag.gif
Дифференцированный подход к обучению с применением индивидуальных форм организации учебно-трудовой деятельности, формирует познавательную активность ее обучающихся, помогают выявлению наиболее одаренных детей и спланировать их индивидуальную образовательную траекторию.

Олимпиадное движение — это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости школьников. Одаренность ребенка, проявляемая в интеллектуальной или творческой деятельности, привлекает особое внимание педагогов. Чем раньше педагог обнаружит приоритеты в личностном развитии ребенка, тем легче и быстрее происходит процесс формирования самооценки учащимся его достижений, выстраивание индивидуального образовательного маршрута.

Для успешной подготовки школьников к олимпиаде необходимо: во-первых, желание учителя этим заниматься, а во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных школьников. А такие дети в нашей школе есть!

За пять лет с 2015 по 2019 учебные годы, обучающиеся принимали участие в олимпиадах разного уровня. На школьном, региональном. всероссийском и международном уровнях есть победные и призовые места.

Что же позволило добиться высоких результатов?

            Начиная с 5-10 класс, осуществляется целенаправленная подготовка к олимпиадам. Работа ведётся по следующим направлениям:

            - консультативная помощь «учитель-ученик»;

            - групповая работа (работа над творческими проектами, участие в выставках, конкурсах и фестивалях);

            - массовая работа (школьная олимпиада, школьная конференция, предметные недели).

            Обобщая свой опыт работы по подготовке обучающихся к олимпиаде по технологии, выделяю два основных подхода:

            - поддержание постоянного интереса к предмету путём выполнения нестандартных заданий и поощрения интереса к изучению внепрограммного материала через творческие задания, проблемные ситуации, конкурсные мероприятия;

t1627646730ai.gifВ диаграмме представлена динамика роста числа учащихся, принимающих участие в олимпиадах разных уровней наличие победителей и призеров олимпиады за последние 5 лет.

t1627646730aj.gif

Вывод: Происходит увеличение количества учащихся принимающих участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней, что подтверждает интерес к предмету технология.

t1627646730ak.png
t1627646730al.gif





Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по данному предмету (проектов, исследований и др.)

В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают те или иные знания, необходимо научить обучающихся учиться самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями и «добывать» новые для решения познавательных и практических задач. В реализации этого направления, обучающиеся активно участвуют в научно-исследовательской и проектной деятельности, в выставках декоративно-прикладного творчества

t1627646730am.gift1627646730an.gif

Выставка создает благоприятные условия для творческого общения и сотрудничества детей и педагогов, родителей является вдохновением для поиска новых идей.

Они имеют весьма важное значение, поскольку оказывают большое влияние на повышение уровня работы детских объединений, повышают заинтересованность учащихся в учёбе, содействуют развитию их творческой активности.

Каждый представленный на выставке экспонат несёт в себе частицу души, любовь и трепет, с которыми его изготавливали. Изделия юных учениц привлекают внимание любого человека. От мала до велика приходят посмотреть работы и равнодушным не остаётся никто. Некоторым нравятся работы, выполненные в технике "Вязания крючком", других привлекают сувенирные работы, третьих – картины и панно в технике «Пейчворк без иглы».

Итоговые выставки декоративно-прикладного творчества - создают ситуацию успеха. А данная деятельность является стимулом для дальнейшего роста и развития учащихся.

Фото творческих работ на сайте школы (в разделе: Воспитание -Галерея творческих работ

(Режим доступа: http://kolpschool4.edu.tomsk.ru/vospitanie/galereya-tvorcheskih-rabot/

Фото творческих работ на странице сайта: infourok.ru

Режим доступа: https://infourok.ru/user/cherdinceva-svetlana-anatolevna

t1627646730ao.jpg

Дополнительное образование сегодня помогает в формировании личностных качеств учащихся. Апробированная мной программа «Познание и творчество» позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета

Проект программы: «Познание и творчество»

Рассмотрено на заседании НМС МАОУ «СОШ № 4» Протокол № 1 от 07.09.2018г. Утверждено директором школы № 4 Приказ № 433 от 07.09.2018г. /Ссылка сайт школы:

http://kolpschool4.edu.tomsk.ru/metodkabinet/proektyi/

https://videouroki.net/razrabotki/my/

https://infourok.ru/programma-po-dopolnitelnomu-obrazovaniyu-zanimatelnaya-tehnologiya-dlya-5-7-klassa-4311388.htmlhttps://infourok.ru/rabochaya-programma-po-vneurochnomu-kursu-sovremennie-vidi-rukodeliya-dlya-klassov-2309884.html

класс

Название кружка

Кол-во часов в

неделю

Колво часов

Оснащение (%)

4

«Современные виды рукоделия»

2

68



90%

5-8

«Современные виды рукоделия»

2

68

6-8

«Мир дизайна»

1

34


Декоративное искусство играет важную роль в эстетическом воспитании детей.

В программу курса «Современные виды рукоделие» входят модули: «Торцевание», «Скрапбукинг», «Поделки из бросового материала», «Флористика», Кожепластика, «Батик», искусства, «Плетение из газетных трубочек», «Канзаши», «Креативное вязание», «Свитдизайн. На этих занятиях творчество народного мастера и творчеству ребёнка родственны и близки мироощущения, и главным критерием подобной близости является декоративность и красочность создаваемых им образов, особое чувство ритма, обобщённой пластики форм и любовь к узорчатости орнамента.

В программу курса «Мир дизайна входят модули: Предметный дизайн. Кожепластика. Картины в технике «кожепластики» и модульные картины «печворк без иглы» в интерьере комнат. Аксессуары.

Программа «Промышленный дизайн» направлена на формирование у детей интереса к дизайну, развитие навыков создания 3Dмоделей, чертежей, а также выявление творческого потенциала и развитие личности ребенка.

На занятиях учащиеся учатся наблюдать, экспериментировать, конструировать, делать выводы, выдвигать гипотезы, идеи, писать проекты, мастер-классы, презентовать на публике. Что позволяет развивать интуицию, пространственное воображение, логику, усидчивость, аккуратность, трудолюбие, аналитическое мышление, ораторское искусство.

Каждая из программ – это документ, отражающий педагогическую концепцию в

соответствии с заявленными целями деятельности, с учётом условий, методов и технологий достижения целей, а также предполагаемого результата.

Ожидаемые результаты:

для школы:

1. создание в школе единой системы дополнительного образования, которая будет способствовать свободному развитию личности каждого ученика;

2. расширение различных видов деятельности в системе дополнительного

образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и

потребностей, учащихся в объединениях по интересам;

3. увеличение числа учащихся, достигающих высоких результатов в определенных видах деятельности;

4. целенаправленная организация свободного времени большинства учащихся школы;

5. создание условий для привлечения родителей к организации и проведению кружков, факультативов.

6. внедрение в образовательный процесс современных методик обучения и воспитания.

Система представления результатов учащихся:

t1627646730ap.gifУчастие в конкурсах, конференциях школьного, муниципального, регионального и федерального уровня; Итоговые выставки творческих работ; Создание детских мастер-классов.

(Публикация. Ссылка на ресурс сайт мастер класс:

https://masterclassy.ru/podarki/den-rozhdeniya/15985-paryaschaya-kruzhka-iz-fruktov-i-cvetov-master-klass.html

Фотогалерея творческих работ учащихся

(ссылка на ресурс: страница сайта учителя

https://infourok.ru/user/cherdinceva-svetlana-anatolevna

Не маловажную роль в формировании личностных качеств ребёнка играет применение учителем в учебном процессе исследовательских и опытно-эксперементальных методов.

Более конкретно остановимся на двух типах урока технологии: практический урок и лабораторно-практический.

Результаты проведения таких уроков. Некоторые обучающиеся, усвоив теоретический материал, затрудняются при практическом решении конструкторских задач. Одно из средств помощи учащимся - введение в учебный процесс лабораторно-практических работ, которые имеют большое значение для связи теории с практикой.

Таблица

Практический урок 

Класс

Раздел, тема

(фото, видео) публикация

Кулинария

5-7

П/р: «Сервировка стола»

П/р: «Складывание бумажных салфеток различными способами»


t1627646730aq.jpgt1627646730ar.png

5-6

П/р: «Фигурная нарезка овощей и фруктов для художественного оформления блюд»

t1627646730as.pngt1627646730at.gift1627646730au.jpg

6-7

П/р: «Приготовление и художественное оформление сладких и десертных блюд»

t1627646730av.pngt1627646730aw.pngt1627646730ax.jpg


Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

5-6-7

П/р: «Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на ткани»

t1627646730ay.jpgt1627646730az.pngt1627646730ba.jpg

5-8

П/р: «Изготовление изделий для оформления интерьера»

t1627646730bb.pngt1627646730bc.png

5-6

7-8

П/р: «Выполнение ручных стежков, строчек и швов»

t1627646730bd.png

5-8

П/р: «Снятие мерок и запись результатов измерений»

t1627646730be.pngt1627646730bf.png

Рукоделие

5-8

Вязание крючком.

П/р: «Изготовление простых изделий в технике вязания»

t1627646730bg.pngt1627646730bh.jpgt1627646730bi.jpgt1627646730bj.png

Технология ведения дома

5-8

П/р: «Изготовление изделий для оформления интерьера»

t1627646730bk.pngt1627646730bl.png

Таблица

Урок-лабораторная работа

Класс

Раздел, тема



t1627646730bm.pngt1627646730bn.jpgt1627646730bo.pngt1627646730bp.png

Кулинария

5-7

Л/р: «Определение свежести яиц органолептическим методом»

Л/р: «Определение срока годности рыбных консервов»

Л/р: «Определение количества нитратов в овощах при помощи индикаторов»

Л/р: «Определение доброкачественности овощей органолептическим методом»

Л/р: «Органолептическая оценка готовых блюд»

Л/р: «Определение качества кисломолочных продуктов экспресс-методом химического анализа»

Л/р: «Определение доброкачественности овощей органолептическим методом»(Методическая разработка урока: «Мясо и его виды обработки») Сборник:

Технология ведения дома

t1627646730bq.pngt1627646730br.png

6-7

Уход за одеждой и обувью.

Л/р: «Удаление пятен с одежды» (открытый урок)

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов


t1627646730bs.png

Л/р: «Разборка и сборка челнока универсальной швейной машины» t1627646730bt.gif

Вывод: Говоря о лабораторно-практической работе в целом нужно отметить, что выполнение их позволяет учащимся глубже осознать изучаемый материал, прививает практические умения в обращении с различными видами оборудования.

Данные уроки имеют межпредметную связь с черчением, математикой, биологией, физикой, историей. Лабораторно-практические работы на уроках технологии помогают учителю реализовать профориентационную направленность и позволяют формировать графические, измерительные, вычислительные, диагностические и другие обобщенные технические навыки и умения. Учащимся нравятся такие уроки. Лабораторно-практическая работа оказывает влияние и на эстетическое развитие учащихся, что имеет не последнее место во всестороннем развитии личности.

Результативность проведение учителем лабораторных и практических уроков представлялась в рамках аттестации и участие в конкурсах: «Мой лучший урок» 2014/15г, / Диплом 3 место/ РЦРО, «Учитель года –2015», / финалист муниципального уровня, а также публикациях в педагогическом сообществе

t1627646730bu.gif 

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод о том, что обучающиеся стремятся представить результаты проектной и творческой деятельности на образовательных событиях разного уровня, где видны стабильные результаты количества проектных и творческих работ, а так же количества призёров. Это является одним из показателей высокой мотивации детей к предмету и их успешности.

В своей профессиональной деятельности для активизации познавательных возможностей обучающихся, использую материал развивающего и опережающего характера, провожу индивидуальную работу, организую индивидуально-групповые занятия. Для прогноза и оценки образовательных результатов обучающихся, применяю технологии разноуровневого (дифференцированного) обучения.


t1627646730bw.gifПрименение личностно-ориентированный подход в обучении, помогает реализовать технологию формирования учебной проектной деятельности во внеурочной деятельности. В рамках реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности мной разработаны и проводятся занятия-игры «Золушка» 5 класс, «Кулинарный поединок» 6 класс, «Хочу все знать» 7 класс, «Математика в разных профессиях» 8 класс.

t1627646730bx.gif

Выставка декоративно-прикладного творчества обучающихся

Школьный уровень, МАОУ «СОШ № 4»

19.04.2020, более 100 работ.

Ссылка на ресурс:

https://infourok.ru/user/cherdinceva-svetlana-anatolevna /фотогалерея/


t1627646730by.png

t1627646730bz.png


t1627646730ca.png

t1627646730cb.png

t1627646730cc.png

Ссылка на ресурс:

https://masterclassy.ru/buket-iz-konfet/15986-pashalnyy-kulich-iz-konfet-v-tehnike-svit-dizayna-master-klass.html


https://masterclassy.ru/podarki/den-rozhdeniya/15938-podelki-v-tehnike-kinusayga-suvenir-konfeta-master-klass.html


t1627646730cd.png

Ссылка:

https://masterclassy.ru/podarki/den-rozhdeniya/15985-paryaschaya-kruzhka-iz-fruktov-i-cvetov-master-klass.html


t1627646730ab.gif

7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации