Роль школы в формировании ценностных жизненных ориентиров подрастающего поколения
МБОУ СОШ № 69
Тема педсовета:
«Роль школы в формировании ценностных жизненных ориентиров подрастающего поколения»
Пед.совет
Протокол № _ от 23.03.2020г.
Заместитель директора:
Потамошнева Н. А.
2020 г.
Цель:
1. Рассмотрение роли инноваций в образовании.
2. Знакомство с элементами инновационных технологий в формировании ценностных ориентиров обучающихся МБОУ СОШ № 69
3.Практическая апробация элементов воспитательных технологий для формирования ценностных ориентаций обучающихся.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: методический калейдоскоп (использованы разные приемы и методы: мозговой штурм, презентация, мастер-класс и др.)
СТРУКТУРА ПЕДСОВЕТА:
Докладчик: заместитель директора по ВР - Н. А. Потамошнева «Все новое это хорошо забытое старое или инновационный подход в формировании ценностных ориентаций учащихся»
Содокладчики:
1. Формирование ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности. Л. Л. Бабухина
2. Педагогические условия организации деятельности с целью формирования нравственных ориентаций обучающихся среднего школьного возраста С. Н. Фролова
3. Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности. Н. Г. Золотухина
4. Формирование ценностных ориентаций подростков на уроках музыки С. В. Темирчинова
5. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ. Л. М. Салоутина
6. Особенности формирования ценностных ориентаций в разные возрастные периоды. О. Е. Кузьмина
Школа – это тот социальный
институт, где каждый ребёнок
должен раскрыться как
уникальная, неповторимая индивидуальность”.
(И. С. Якиманская)
Инновационный подход стал одной из составляющей профессиональной деятельности учителя и воспитателя.
В настоящее время в различных областях деятельности человека, в том числе и в образовании, используются следующие понятия термина "инновация" (от англ. innovation - нововведение):
1) "... продукт творческого труда, " (В.М. Кресс, В.А. Грачев, 1997);
2) "... изменения внутри педагогической системы, способствующие повышению эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса" (И.П. Подласый, 2001).
Итак, видим, продуктивность учебно-воспитательной деятельности возможна в результате самообучения, творческого подхода к выполняемому делу, изменении самого подхода, в выборе форм воздействия на обучающихся. Внутренней составляющей педагогической системы в целом становится введение и использование новаций. При этом не стоит забывать ту народную мудрость, которая гласит: «Все новое – хорошо забытое старое».
Инновации практически во всех, в том числе и в интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации, в настоящее время являются ведущим направлением государственной политики в сфере развития науки и образования.
В основе движущих мотивов, побуждений личности к нововведениям, лежат самые разные потребности, такие как желание сделать образовательный процесс более интересным, действенным, привлекательным, а значит и результативным - тем самым активизировать обучение подрастающего поколения.
Значит инновация - это некий умственный потенциал неспокойных, жаждущих творчества в педагогике людей? Или это сильнейшая энергетика, запустившая, наконец, инновационную образовательно-воспитательную машину в действие? Скорее всего, это и то, и другое в тесном взаимодействии.
Повседневная школьная жизнь вынуждает педагогов искать и находить новые приёмы, технологии, методики, чтобы быть понятым и принятым современными школьниками.
Вывод: Учителю стало просто не выжить без участия в инновациях.
Администрацию школы всегда волновал вопрос повышения профессиональной компетентности учителей, так как только компетентный учитель и воспитатель обладает авторитетом и силой убеждения подрастающего поколения. Эти же факторы немало важны для родителей, выбирающих учебное заведение для своих детей.
Это (использование, внедрение, обучение инновациям) связано с модернизацией образования и переходом школы от школы функционирования к школе развития. Это требование стандартов второго поколения, наконец.
По этому поводу притча:
Однажды император захотел узнать, кто самый лучший воин в империи, и устроил соревнование. Только три воина прошли все испытания, и никто не сказал бы, что один из них лучше другого. Тогда император сказал: «Пусть каждый из вас встанет в центр толпы, и толпа будет кидать в него камни. Кто выживет — тот лучший». Первый вышел и отбил все камни мечом. Второй вышел и смог уклониться от всех камней. Третий вышел — и никто не стал бросать в него камни.
- Ну так кто из них был самым сильным воином?
- Третий? Ответ неверный. Третьего СЧИТАЛИ самым сильным воином. Поэтому ему не пришлось тратить силы, рисковать, для того чтобы убедить в этом других.
- Но раз Вы НАЗВАЛИ его самым сильным (а почти все почти всегда так делают), значит, он и есть самый сильный. Хотя его сила не только и не столько в его мышцах и опыте, сколько в головах у толпы, в их мнении о нем.
Выражаясь современным языком – в бренде.
Брендинг- образ, имидж, репутация
А что же стоит за термином бренд?
Представьте «мерседес»
Что стоит за знаком? (машина)
Мы ожидаем = мы видим и получаем.
Сумма впечатлений.
Представьте ХЕНДАЙ, напр.
Другая сумма впечатлений.
За что платит владелец? БРЕНД
Что же такое «бренд»?
Бренд – это не вещь, продукт, компания или организация. Бренды не существуют в реальном мире – это ментальные конструкции (мысли + эмоции). Бренд – понятие, существующее у нас в голове на уровне эмоционального восприятия окружающей действительности.
А есть ли бренды в образовании? Попробуем разобраться.
Брендинг- инновационный подход к профессиональной успешности учителя и школы».
Этого требует и cтратегия модернизации содержания общего образования.
И по этому поводу, еще одна ПРИТЧА.
Однажды к старцу пришёл его послушник и спросил:
-Отче, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты.
-старец вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках древнюю рукопись на незнакомом послушнику языке. Развернул её и сказал:
-Что ты видишь?
Послушник, не желая выдавать своё незнание, ответил:
-Я вижу многовековую мудрость этой рукописи. Тогда старец сказал:
-На самом деле перед тобой записка греческого купца, а знаю и вижу это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что я толком ничего не знаю, выучил этот язык.
Сегодня мы продемонстрируем элементы технологий, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ, которые вы в своей работе, однозначно, практикуете, а если нет - будем рады просто поделиться опытом.
ВЫСТУПЛЕНИЕ «Формирование ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности». Л. Л. Бабухина
Процесс формирования ценностной ориентации совершается в определенных временных и пространственных рамках. В качестве пространственного ограничения процесса ориентации выступает школа, являющаяся для обучающихся в данный период времени центром социума, в котором он живет и действует в очень важный момент своей жизни - период взросления и самоопределения.Педагогические условия организации деятельности с целью формирования нравственных ориентаций обучающихся среднего школьного возраста. С. Н. Фролова
Для того чтобы ценностная ориентация стала свойством личности, человек должен многократно осмысливать суть и смысл ценностной ориентации, постоянно, вариативно реализовывать ее в повседневных видах деятельности и поведении. В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности (как составляющей образовательного процесса в современных условиях, когда реализуются государственные стандарты второго поколения) рассматривается содействие школы интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию обучающихся. Важна и необходима своевременная подготовка растущего человека к становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
О том, как это реализуется на практике, нам расскажет: __________Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности. Н. Г. Золотухина
Для формирования гуманной личности, этически и эстетически подкованной, имеющей высокое гражданское самосознание, положительные жизненные установки и устойчивые ценностные ориентиры, принципиальным становится пробуждение культурных, этических ресурсов, использование в практике образования ценного нравственного опыта, накопленного человечеством за многовековую историю. Значительным потенциалом в этом отношении обладает музыкальное образование и, в частности, урок музыки. Средствами музыкального искусства развивается внутренний мир ребенка, его нравственное культурное и эстетическое начало, происходит формирование общечеловеческого поля ценностей.
Формирование ценностных ориентиров подростков на уроках музыки. С. В. Темирчинова
В условиях современного информационного общества развитие медиа-системы идет стремительными темпами. Многообразие видов СМИ, новые технологии в области массовых коммуникаций усиливают их влияние, способствуют проникновению во все сферы жизни социума.
Сегодня коммерциализация СМИ приводит к преобладанию на телеэкранах и страницах периодической печати асоциальной информации и рекламы. Предлагается большой диапазон неотфильтрованной информации, который ведет к проявлению таких отклонений, как агрессивное поведение, формирование «патологических» ценностей, различного рода девиации обучающихся. В этих условиях возникла проблема защиты детства от угроз интернета. Проводятся акции по межведомственному взаимодействию «Интернет – территория безопасности», информирование родителей обучающихся по данной проблематике и т.п.
В то же время существуют общеобразовательные программы, помогающие подросткам расширить свой кругозор, углубить имеющиеся знания, способствующие самообразованию и саморазвитию. Продолжают выходить и молодежные издания, публикующие материалы на актуальные для молодого поколения темы.
И, следующий выступающий: ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ. Л. М. Салоутина
Важным акцентом в воспитательной деятельности образовательного учреждения является диагностика (анкетирование), мониторинг по выявлению ценностных ориентиров обучающихся школы (Рассмотреть на примере 10-11 классов).
Об этом нам расскажет, школьный психолог - О. Е Кузьмина
Например, Какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего? (далее цифровой отчет)
ВЫВОД: формирование ценностных ориентаций - процесс достаточно сложный, имеющий определенную временную протяженность, не предусматривающий навязывания. Цикл формирования ценностных ориентаций обучающихся может быть представлен в следующей последовательности: - предъявление ценностей обучающемуся; - осознание ценностных ориентаций личностью обучающегося; - принятие обучающимися ценностной ориентации; - реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении обучающихся.Решение педсовета:
Система проводимых мероприятий ОУ будет способствовать эффективному усвоению понятий и представлений обучающихся об общечеловеческих ценностях; развитию умения видеть ценность в предметах, действиях, в отношениях человека к окружающему миру; умения рассуждать, обобщать, делать выбор в пользу нравственных ценностных ориентиров.
Продолжать систематическую внутреннюю работу ОУ по формированию ценностных жизненных ориентиров обучающихся, пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и сосуществования с другими людьми.
ИСТОЧНИКИ:
https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00564445_0.html