Формирование морфологических умений (На примере глагола) в адаптационный период
Тюрина В.В., учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 1 им. Ярослава Василенко» п. Пурпе
ФОРМИРОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ
(НА ПРИМЕРЕ ГЛАГОЛА) в адаптационный период
Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса - сложный период не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом.
Презентация
Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:
• очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
• непривычное расписание (новый режим);
• много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже новое здание средней школы);
• новые дети в классе (или я сам в новом классе);
• новый классный руководитель;
• в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими;
• проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).
• возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;
• возросший объем работы, как на уроке, так и дома;
• новые, непривычные требования к оформлению работ;
• необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.
Презентация
К тому же новое поколение детей существенно отличается по своим учебным возможностям от прежних: их внимание менее устойчиво и, как следствие этого, им трудно слушать и слышать учителя, одноклассников, понимать вопросы и задания.
Эти дети хуже запоминают – это сказывается перегрузка тем огромным потоком информации, который обрушивается на них с раннего возраста, - мозг пытается защищаться, и забывание начинает доминировать над запоминанием.
Эти дети не любят читать, основной источник получения информации для них - компьютер, интернет, телевидение. Как следствие, заметно снижается техника чтения, страдает грамотность письма и речи.
Презентация
По данным психологов, ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.
Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.
Презентация
Как следствие – падение абсолютной и качественной успеваемости по итогам обучения в 1 четверти:
Русский язык
| 2019-2020 уч. год (4 класс) | 1 четверть 2020-2021 уч. года (5 класс) | Динамика | |||
| Усп. | Кач-во | Усп. | Кач-во | Усп. | Кач-во |
5 а кл. | 100 | 63 | 100 | 63 | Стаб. | Стаб. |
5 б кл. | 100 | 59 | 96 | 32 | -4 | -27 |
5-е кл. | 100 | 61 | 98 | 48 | -2 | -13 |
Литература |
| 2019-2020 уч. год (4 класс) | 1 четверть 2020-2021 уч. года (5 класс) | Динамика | |||
| Усп. | Кач-во | Усп. | Кач-во | Усп. | Кач-во |
5 а кл. | 100 | 88 | 100 | 74 | Стаб. | -14 |
5 б кл. | 100 | 82 | 100 | 52 | Стаб. | -30 |
5-е кл. | 100 | 85 | 100 | 63 | Стаб. | -22 |
В этот непростой для пятиклассника период необходимо сделать урок русского языка интересным, необычным, запоминающимся. Это и привлечение яркого дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), и использование нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).
Нестандартное задание - понятие очень широкое. Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:
- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
- необычные условия работы;
- активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
Презентация
Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").
На своих уроках я стараюсь использовать различные формы и приемы, повышающие интерес учеников к русскому языку. В силу психолого-физиологических особенностей пятиклассники очень подвижны, и, если нет выхода их энергии, быстро устают. В то же время дети не могут долго слушать объяснения учителя, подолгу писать: внимание многих недостаточно устойчиво. По этой причине при их обучении приобретает известное значение элемент занимательности. Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка.
Презентация
Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости не могут быть оторваны от увлекательной формы подачи этого материала, эмоциональности и живости преподавания. Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания положительного фона всего урока, является опорой для развития профессиональной памяти.
Презентация
В 1 четверти с пятиклассниками повторяем изученное в начальной школе. Особенные затруднения у школьников вызывает тема «Глагол», в частности, определение морфологических признаков глагола. Именно пробелы в изучении этой темы выявил мониторинг внешней оценки готовности обучающихся 5 классов обучаться в основной школе в соответствии с ФГОС в 2019-2020 учебном году.
При повторении морфологических признаков глагола стараюсь сложный теоретический материал излагать в игровой форме. Например, при изучении категории времени глагола использую шуточные стихотворения, которые без труда позволяют определять время глагола.
Презентация
Обычно не вызывает затруднений у пятиклассников определение числа и лица глагола. А вот тема «Спряжение глагола» в начальной школе усвоена слабо, т.к. изучается в 4 четверти 4 класса. Она часто пугает обучающихся, поэтому необходимо большое мастерство педагога, чтобы не только убедить пятиклассников, что спряжение – это нетрудно, но и сформировать прочный навык, т.к. мы прекрасно понимаем, что умение определять спряжение играет огромную роль в правописании окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Отрабатывая правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени, учителя часто сталкиваются с тем, что дети не могут применить на практике умение определять спряжение глагола. Типичная ошибка: «туман стел…тся – стелить – значит пишу И». Почему так происходит? Потому что в начальной школе (чтобы было проще) дети учат так называемые глаголы-исключения скороговоркой. «Скороговорку» знают хорошо, но с практикой это не сопоставляется.
Презентация
При изучении этой темы обращаюсь к сказке. "Сказочный" дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя "сухие" правила учебника.
Ориентируясь на возрастные особенности учащихся 5-6 классов, я попробовала на своих уроках «оживить» теоретические, абстрактные правила учебника, подавая теоретический материал через конкретные, а часто даже через визуальные образы героев лингвистических сказок. При этом интерес учащихся к урокам русского языка заметно возрастает. Кроме того, грамматические (лингвистические) сказки, являясь «проводником» между учеником и учебником, помогают формированию у детей абстрактного типа мышления. Главное – организовать работу на уроке так, чтобы каждый учащийся соотносил «сказочный» материал с теоретическим материалом учебника.
Презентация
Сказки на уроках русского языка можно использовать по-разному:
в качестве дидактического материала;
как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистическая сказка);
как вид работы по развитию речи (сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы).
Например, при изучении спряжения меня очень выручает презентация по мотивам сказки «Буратино», которая включает в себя и теоретический, и практический материал в занимательной форме.
Презентация
Чаще всего лингвистическую сказку я использую при объяснении нового материала. Проблемный вопрос может быть задан до или после прослушивания сказки. А уже после того, как ученики отвечают на проблемный вопрос, опираясь на иллюстрацию (схематическое изображение правила), они актуализируют полученные знания.
Очень выручает при изучении сложных тем видеоматериал, в котором теория изложена простым языком, приближена к психологическим особенностям пятиклассников.
Видео
А пожинать результаты своих творческих поисков преподаватель может в виде сочиненных его подопечными лингвистических сказок.
Она может быть вариантом той сказки, которую они слышали на уроке прежде.
Презентация
Таким образом, использование разнообразного занимательного дидактического материала при изучении трудных тем русского языка помогает создать благоприятные условия для успешного освоения школьниками учебной программы.