12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фоменко Ольга Владимировна28
0

Формирование мотивации как условие активной познавательной деятельности на уроках музыкальной литературы в ДШИ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Базарнокарабулакская детская школа искусств»


Формирование мотивации как условие активной познавательной деятельности на уроках музыкальной литературы в ДШИ

Автор: Фоменко О.В.

преподаватель теоретических дисциплин

р.п. Базарный Карабулак

2018 год



Музыкальная литература – одна из учебных дисциплин в системе музыкального образования, изучаемая в детских музыкальных школах и школах искусств. Она появилась в учебных планах ДМШ в середине 30-х годов XX века, что способствовало    разностороннему развитию школьников, подготавливало их к общению с классической музыкой.

В процессе изучения предмета учащиеся приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуют свой художественный вкус. Пробудить и развить у обучаемых способность воспринимать и ценить красоту музыки является одной из главных задач музыкальной литературы. А вот управление этим процессом – необходимая и непростая задача  для преподавателя.

Важно, чтобы любой ученик,  приходящий  на урок, понимал, что именно на  этих занятиях он приобретет  навыки  быстрой концентрации внимания, разовьет  свою память и ассоциативную базу, -   то есть, все то, что пригодится в самых разных областях его будущей деятельности, независимо от того, станет он профессиональным музыкантом или нет. Владение основами музыкальной грамоты, навыками слушания музыки и сведениями из курса музыкальной литературы важно не только для последующей профессиональной ориентации учащихся, но и является неотъемлемой составляющей общего эстетического воспитания гармонично развитой личноcти.

Необходимость активности учащихся в познавательной деятельности, формирование мотивов учения – объективный закон обучения. Учебная активность детей в классе возникает от их желания узнать и услышать новое, испытать радость познания, пережить красоту музыки, проявить себя в творческом труде при стойком интересе к предмету преподавания. Активное учебное поведение детей в классе исключит пассивную созерцательность, механическое запоминание и явится неплохим средством против утомления. А оно наступает тем скорее, чем однообразнее учебный труд и ниже эмоциональный тонус, отчего ученики становятся вялыми и даже безразличными. Ученик устает не столько от нагрузки вообще, сколько от плохо организованной нагрузки. Создать атмосферу творческого вдохновения, мотивирующего пространства, найти наиболее результативный и увлекательный путь воспитания и обучения каждого отдельного ученика — это задача преподавателя. При подготовке к урокам преподавателю приходится постоянно думать о поддержании познавательной мотивации обучающихся. Для этого требуется увлекательная подача учебного материала, разнообразие заданий, психологический комфорт, возможность самореализации ребят с самыми различными способностями, конкретность и очевидность конечного результата. При выполнении данных условий дети становятся активными исследователями, мыслителями, критиками, учатся работать с информацией, осмысливать ее и делать необходимые выводы.

Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Уже в начальной школе учебная мотивация является достаточно большой проблемой — дети отвлекаются, шумят, не слушают учителя, не выполняют домашние задания.
Как же развивать у детей внутреннюю мотивацию к учебе? Наиболее естественный способ – поддержание любознательности ребенка и состояния успеха.

Мотивация достижения успеха. Это желание пра­вильно выполнить задание, получить нужный результат, осознавать себя как способного, умного, грамотного, желание доказать себе, что способен на многое. Ученики, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой позитивную цель, и обучение вызывает у них положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив. Мотивировать учащихся – значит дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.

Эффективными механизмами формирования внутренней мотивации обучения являются следующие образовательные технологии, используемые на уроках музыкальной литературы:

- технология проблемного обучения;

- технология эффективных уроков - игровые технологии;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии и др.





Технология проблемного обучения.

Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления, недоумения или противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется на уроках музыкальной литературы вовлечение личности школьника в мыслительный процесс.

Проблемный подход формирует не только обучаемых, но и учителя, он заставляет его не только иначе преподавать, но и иначе мыслить, на занятиях обязана царить уважительная и доверительная деловая атмосфера. Ученик должен видеть искренность преподавателя, желание научить его, чувствовать себя его единомышленником. Это и есть педагогическое сотрудничество.

На каждом занятии мы должны учить не только законам искусства, но и законам жизни. Именно проблемные ситуации могут помочь приучить учеников высказывать свое мнение, отстаивать его, спорить. Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти, а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать.

Далее показаны некоторые методы (в том числе проблемные), которые способствуют развитию творческих способностей, познавательной деятельности обучающихся, и, следовательно, развитию внутренней мотивации.





Метод размышления о музыке.

Задание предполагает форму беседы с учащимися о прослушанном музыкальном произведении. Перед прослушиванием музыкального произведения (А.К.Лядов «Кикимора») преподаватель ставит задачи – вопросы, затем они совместно с классом обсуждаются и решаются, в конце учащиеся делают вывод, выбирая из ответов одноклассников наиболее точные и приемлемые варианты.

Цель: сосредоточить слуховое внимание учащихся и вызвать у них определенную эмоциональную реакцию.

Общее впечатление об услышанном они должны суметь выразить словами и данная ими описательная характеристика музыки, закрепляя в памяти настроение, эмоции, станет первым обобщением слуховых наблюдений. Ведь необходимость поиска слов для создания музыкального образа побуждает учащихся внимательно слушать и осмысливать услышанное.

1. Дать ответы на вопросы и объяснить свой ответ:

-  Что выражает или изображает музыка? Какой образ представлен? Сказочный или реальный? Добрый или злой? и т.д.

- характер движения мелодии в 1разделе, во 2 разделе?

- меняется ли темп на протяжении звучания?

- Какие инструменты использует композитор для создания сказочного образа?

- Какой национальный колорит (русский или другого народа) заложен в мелодии?

- Как можно назвать музыкальное произведение?

2. Сделать вывод.

Метод беседы помогает развить умение самостоятельно мыслить и рассказывать о музыке.

Умение выражать свои впечатления от прослушанной музыки, убедительно объяснять её содержание, характеризовать особенности музыкальной речи или своеобразие исполнения - очень полезны для любителей музыки и просто необходимы для будущих пропагандистов. Поэтому при ответе на вопросы должны работать все учащиеся и каждый готов вступить в диалог - сказать, поправить, дополнить.

Для того чтобы активизировать мыслительную деятельность ученика, мало поставить перед ним задачу, надо сделать так, чтобы у него выработалось к ней свое, личностное отношение. Необходимо создать такую обстановку, чтобы возникла личная заинтересованность в её решении. Возникнет мотивация, а использование проблемных ситуаций приводит к тому, что действия и знания обучаемых становятся осмысленнее, прочнее, надолго запоминаются, они превращаются в умственное действие, и все это происходит в условиях повышенного эмоционального состояния. Известно, что у подростков стремление к самостоятельности и самоутверждению влияет и на их музыкальные интересы. Знание современных эстрадных направлений, модных исполнителей и рок-групп открывает возможности поднять престиж у одноклассников и почувствовать себя более взрослым. Поэтому, например, мой вопрос: «Нужна ли нам классическая музыка?» — естественно вызывает споры. Столкновение различных точек зрения создаёт проблемную ситуацию, которая разрешается в последующей дискуссии, буквально захватывающей весь класс, не оставляющей никого равнодушным. Процесс дискутирования заставляет учащихся думать и, отстаивать свою точку зрения, активизировать весь музыкальный опыт. В организованных дискуссиях я помогаю ребятам сравнивать, противопоставлять разные мнения, не навязывая своего. Это побуждает ребят делать те или иные выводы, подкрепляя их музыкальными примерами и примерами из жизни.

Можно организовать проблемное обучение иначе: привлечь учащихся к самостоятельному поиску новых знаний. В этом случае следует сделать так, чтобы вскрыть противоречие между имеющимся музыкальным опытом ученика и новыми музыкальными явлениями, с которыми он должен познакомиться. Здесь ученик сталкивается с трудностью и на практике убеждается, что прежнего его багажа музыкальных знаний недостаточно. Тогда и возникает у него потребность в приобретении новых знаний о музыке и других видах искусства, появляется интерес к предстоящей работе. На своих занятиях активно использую метод поиска информации. Для этого в кабинете имеются «Музыкальные словари», а также различные дополнительные учебные пособия по музыке, способствующие самостоятельному получению новых знаний. Также предлагаю учащимся попробовать решение проблемы с помощью интернета.

Работа с учебником по музыкальной литературе как один из методов обучения также активизирует процесс познания. Поиски ответов на поставленные преподавателем вопросы, пользуясь учебником, помогает закрепить в памяти важные сведения по истории музыки. Составление таблиц-конспектов по биографиям композиторов, изложенных в учебнике, нацелено на активное добывание знаний учащимися с опорой на ранее приобретённые навыки такой деятельности. Оно стимулирует детей к самостоятельным действиям, а, следовательно, способствует познавательной деятельности обучающихся, проявляя сообразительность и находчивость. Данное задание ввиду большого объёма целесообразно задавать на дом.

Образец таблицы-конспекта

Даты

События жизни

Произведения




Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.

Познавательная активность возникает тогда, когда ребёнку не даётся ответ в готовом виде, а тогда, когда он сам ищет решение проблемы. И наоборот, проблемная ситуация возникает тогда, когда у человека есть познавательная потребность и интеллектуальная возможность решать задачу при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым.

Приведём пример проблемно – поисковой ситуации на уроке .

После того как учащиеся прослушали и запомнили три произведения П.И. Чайковского, им предлагается прослушать ещё несколько произведений других авторов, среди которых будет звучать ещё одно неизвестное им произведение Чайковского. Ребятам на основе приобретённого опыта и знаний по музыке необходимо определить, какое по счёту звучало произведение русского классика. Так перед учениками возникла проблемная ситуация, потребовавшая выполнения конкретного задания. Как уже было сказано выше, проблемное обучение, а именно, исследовательская деятельность и частично-поисковая деятельность, направлено на формирование творческого мышления, творческих способностей и активизации учебной деятельности учащихся.

Наблюдение музыки по нотам представляет собой активную форму чувственного познания, широко применяемую в обучении. Наблюдение музыки по нотам, сопровождающее прослушивание и разбор произведений - метод наглядного обучения на уроках музыкальной литературы. Он применим на занятиях во всех классах. Зрительное восприятие нотного текста звучащего произведения требует сосредоточенности, неослабного слухового внимания. Систематическое наблюдение музыки по нотам со временем вырабатывает стойкие ассоциативные связи между звуковыми образами и соответствующей нотной записью. «Согласовывать слышимое с видимым – ухо с глазом» Т. Нейгауз считал, непременным условием обучения детей музыке. Наблюдение музыки по нотам имеет и большой познавательный смысл. Известно, что глаз перерабатывает намного больше информации, чем ухо. В тексте музыкального произведения учащиеся могут увидеть многое из того, что обычно бывает недоступно их слуху. Например, зрительно легче определить тональность и изменения тональности и лада, отраженные в нотах в смене ключевых знаков, обнаружить повторение (репризу) и некоторые другие структурные особенности, смену типов фактур. Осмыслить музыку помогают многие темповые, динамические и другие обозначения, содержащиеся в любой нотной записи.

Возможны и другие проблемно-поисковые ситуации. Наряду с музыкальными викторинами, в качестве контрольных заданий на знание музыкального материала, можно применять «зрительные» викторины, основанные на внутрислуховых представлениях обучающихся.

Варианты «зрительных» викторин:

а) Определить название записанной музыкальной темы

б) Подобрать соответствующие слова к нотному тексту.

Среди способов проверки знаний, умений и навыков тестовый контроль занимает особое место. Данный метод демонстрирует очевидность конечного результата, что способствует активизации обучения.

Такие работы оказываются весьма практичными не только по своим контрольным, но и по обучающим функциям, так как сопровождающие их выполнение процессы припоминания и узнавания, размышления и поиска хорошо закрепляют знания и учат их применять самостоятельно и даже творчески.

Современный урок – это всегда сплав поэзии и творческого анализа, непосредственных музыкальных впечатлений и размышлений о музыкальном искусстве. Вот почему методика проблемного обучения призвана быть неотъемлемой частью музыкально-интеллектуальной работы учащихся школьного возраста.

Технология эффективных уроков.

К нетрадиционным технологиям урока относятся:

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях

- уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, путешествие, КВН, "Что? Где? Когда?", « Музыкальный брейн-ринг» и др.

Такие уроки в череде привычных занятий активизируют мышление и дают возможность ученикам с разными уровнями развития реализовывать свои способности.

Применение игровых технологий, включение в учебный процесс игровых моментов – музыкальные аудио- и видео-викторины, игры-соревнования по командам – повышают интерес обучающихся к занятиям музыкальной литературы, активизирует их творческую деятельность.

Ведь основная задача современного преподавателя – заинтересовать своих учеников таким образом, чтобы на уроке была создана особенная атмосфера вовлеченности каждого в процесс обучения, для того, чтобы каждый урок отличался высокой продуктивностью.

Одна из задач таких уроков – создать психологическую обстановку эмоционального подъема и активности, при которых знания получаются естественно и легко. Учащиеся, сохраняя приятные впечатления, постигают и науку общения. Очень часто такие уроки используются на заключительном этапе работы и являются оптимальным завершением учебного процесса. Игра оказывает стимулирующее действие на ход учебного процесса, формирует у учащихся стремление к самообразованию, развивает практические умения и навыки. Учащиеся приобретают опыт музыкальной деятельности, делают ошибки, исправляют их, не испытывая заметных моральных издержек.

- музыкальные пазлы

В каждом конверте – карточки, на каждой из которых – фрагмент пройденного музыкального произведения. Задание – собрать пазл и определить произведение и его автора

- музыкальное лото (по биографии композитора, по отдельному произведению, по музыкальным стилям)



Информационно-коммуникационные технологии как средство художественно-творческого развития

Особое место занимают информационно-коммуникационные и мультимедиа технологии как неотъемлемое средство формирования и развития познавательной активности учащихся, способное поднять музыкально-теоретическую и музыкально-историческую подготовку учащихся на более высокий уровень. Как показывает опыт, применение вышеуказанных технологий повышает мотивацию у учащихся, делает процесс обучения более разнообразным, интересным, доступным, во многом облегчает восприятие учебного материала и применение его на практике.

ИКТ позволяют широко использовать на уроках цифровой образовательный ресурс, который может включать в себя:

Электронные учебные модули

Видеоролики: фрагменты из балетов, опер, мюзиклов, оперетт, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников.

Наглядный материал: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; тематические рисунки, нотная графика, репродукции произведений изобразительного искусства, живописи .

Звуковые фонограммы музыкальных произведений.

Словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, фрагменты писем;

Воспоминания, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.

Творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.

 Говоря о применении современных ИКТ в организации учебного процесса, нельзя не упомянуть об использовании интерактивной доски, с помощью которой можно сочетать проверенные методы и приемы работы с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Такая доска позволяет перемещать объекты, работать с цветом, использовать спецэффекты, игровые моменты. Также с ней удобно повторять отдельные темы.

Использование видеосредств - впечатляющее  нововведение в преподавании музыкально-исторических предметов. Просмотр  постановок в исполнении лучших зарубежных и русских вокалистов,  артистов балета, в интерпретации знаменитых дирижеров и режиссеров оказывается возможностью ознакомления не с одной только музыкой, но и со сценической версией спектакля. И в этом смысле,  уроки с применением видеозаписей  являются полезнейшим дополнением к традиционной методике ведения музыкальной литературы в ДШИ.

Главным выигрышем здесь является эмоциональный эффект - удовольствие от яркого зрелища, особенно если учесть колоссальный крен всего учебного процесса в направлении только слуховых впечатлений.

После просмотра освежается привычный процесс слушания музыки, меньше утомляется внимание на протяжении учебного занятия.

Поэтому, преподаватель, сегодня, прежде всего сам должен владеть компьютерными технологиями,  пользоваться интернетом для поиска нужных музыкальных образцов,  уметь показать фильмы и делать презентации. В   активную учебно- познавательную деятельность  следует привлекать и  своих учеников. Этот опыт сегодня особенно применим, так как  дети рано научаются пользоваться информационными ресурсами  через овладение компьютерными возможностями и исследуют все интересное во всемирной паутине.

Здоровьесберегающая технология.

Сама музыка – мощное средство релаксации и арт-терапии. Она позволяет снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус. Поэтому на уроке музыкальной литературы широко применяется элементы музыкально-эмоциональной психотерапии (расширение спектра доступных обучающемуся переживаний на звучащую музыку).

Очень важен на уроке стиль общения педагога с учениками. Необходимо создать положительный эмоциональный фон, который влияет на здоровье детей.

Условиями учебного процесса, усиливающими эстетические переживания, являются: собственное отношение преподавателя к музыке – всегда живое, увлеченное и способное заразить учеников, его яркое и образное слово о музыке, подготавливающее художественное восприятие детей.

Исполнение музыки преподавателем на фортепиано имеет свои преимущества, особенно при изучении фортепианных произведений. Зрительный анализатор в таких случаях помогает слуховому – концентрирует внимание, приковывает его к источнику звука, связывает звуковые сигналы с порождающими их движениями исполнителя, делает восприятие более емким, точным, пространственным.

Рост технической оснащенности уроков музыкальной литературы не должен лишать детей возможности хотя бы наблюдать музицирование – веками проверенный способ изучать и не без удовольствия слушать музыку. Многие выпускники ДШИ надолго сохраняют в памяти впечатления от исполнения музыки своим преподавателем.



Музыкальная литература - это один из увлекательных и познавательных предметов среди музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ. При правильном подборе материала, художественных и музыкальных иллюстраций к нему, изучаемые произведения почти всегда вызывают у учащихся живой активный отклик.

Поскольку мотивация – это движущая сила действий и поступков личности, преподавателю необходимо постоянно возбуждать эту силу, управлять ею, учитывать её в построении учебного процесса, достигая необходимой активизации обучающихся. Активное учебное поведение детей на уроках музыкальной литературы (чему способствуют методы, показанные в практической части) способствует интенсивному усвоению материала урока. Познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более лёгкому и прочному запоминанию. Познавательный интерес является связующим звеном для решения триединой задачи обучения, умственного развития и воспитания личности.

Активность детей на уроках музыкальной литературы имеет специфические проявления. Восприятие музыки, анализ её выразительных средств, работа с нотным текстом, узнавание музыки невозможны без напряжённого слухового внимания, без мобилизации ресурсов музыкальной памяти и мышления. Полноценное эстетическое восприятие музыки – это активная деятельность, которой следует обучать, как и всякой другой; вне активного восприятия не могут возникнуть яркие художественные впечатления. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли.

Урок музыкальной литературы должен приносить радость. Радость творческого самовыражения, радость познания нового. Именно на это направлены методы и приёмы, применяемые на уроках.

Формировать познавательную активность – это значит стимулировать познавательную деятельность ребёнка, уводя его от стандартов мышления и применяя ранее полученные знания и личный опыт на практике в интересной для ребят форме с непредсказуемым заранее финалом. Собственные выводы и доказательства, добытые учащимися опытным путём, всегда интересны и убедительны. Эмоциональный всплеск, эффект удивления, возникновение возможного сомнения в собственных ошибочных суждениях являются благотворной почвой для становления личности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно только тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная умственная деятельность каждого ребёнка с учётом его способностей и возможностей.

«Ключиком» к успеху педагога является стимулирование детей к самостоятельному творчеству. Проявление творческого начала осуществляется и в размышлениях о музыке, в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, небольших литературных сочинений о музыке, о музыкальных инструментах, о музыкантах, выполнение рефератов, творческих проектов, выполнение различных творческих заданий: создание ребусов, стихотворений, рисунков и т.д.

Творческие задания помогают развитию природных способностей учащихся, их воображения, а также способствуют выявлению талантливых детей. Таким образом, отмечено, что образовательные технологии будут работать, если есть подготовка преподавателей и мотивация школьника. А предмет музыкальной литературы как нельзя лучше может стать стимулом к постижению культурологического пространства через любовь к музыке.



Список литературы

1. Ермолаева М. Г., Современный урок: анализ, тенденции, возможности. Учебно-методическое пособие. Из-во «КАРО», С-Петербург, 2011г.

2.Лагутин А., Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ. Издательство «Музыка», Москва, 1982г.

3.Первозванская Т., Мир музыки. Учебное пособие «Слушаем музыку». Издательство «Композитор», С-Петербург, 2004 г. 4.Тихонова А., Как преподавать музыкальную литературу. Издательский дом «Классика-XXI», Москва, 2007г.

5. В.Петрушин. Музыкальная психология. М.,1997

6. В.Ражников .Диалоги о музыкальной педагогике. М.,2000

7. А.К.Колеченко «Энциклопедия педагогических технологий. Каро, 2005

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.