12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Проходцева Ирина Александровна613
Россия, Пермский край, Уинское

10 способов учебной мотивации младших школьников

Интерес к учению появляется

только тогда, когда есть вдохновение,

рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский

Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из актуальных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

Мотивация –это процессы, методы, средства побуждающие учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.

Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя» Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить желание « напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность?

1. Учиться сообща

На уроках чаще применять групповые формы работы. Работая сообща, дети испытывают интерес к процессу и изучаемому предмету. Обсуждения в классе будут проходить активнее и интереснее, если ученики будут отвечать не с места по одному, а в группах или командах.

Одной из перспективных технологий обучения является обучение в сотрудничестве. На технологии сотрудничества основана сингапурская технология обучения.

Сингапурская система обучения хороша тем, что на уроке задействован весь класс. Используя эту систему учащимся, хотят они этого или нет, приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь. На таком уроке нет лидера, все на равных. Эта методика хороша ещё и тем, что в ученике развивается коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – это необходимые качества в наше время.

Приведу примеры Сингапурской методики.

Опроси. Опроси. Обменяйся. Структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.

Технология «Свидание»

Для взаимодействия учащихся в парах организуется назначенная встреча по времени. Заранее приготовить картинку часов. Разложить на столы. Дети должны отметить на часах, например, время 3 и 9 часов и записать на это время тех, с кем бы они захотели встретиться. Учитель предлагает встретиться с друзьями по часам, выбранных на 9 часов и обсудить выполнение домашнего задания. Поблагодарили друг друга. Затем учитель предлагает рассказать изученное правило друзьям, выбранным на 3 часа.

Приём «Круги».

Дети встают в два круга: внешний и внутренний. Движение внутреннего и внешнего круга определяет учитель. Внутренний круг со шпаргалками или готовыми карточками с вопросами, внешний круг - с ответами. Затем ученики могут меняться ролями. Например, при изучении темы «Правописание непроизносимых согласных в корне слова» в руках у учащихся внутреннего круга карточки со словами. С одной стороны карточки напечатаны слова с пропущенными буквами, с другой всё слово. Учащиеся внешнего круга называют пропущенную букву. Учащиеся внутреннего круга проверяют их ответы. Учащиеся внешнего круга двигаются по часовой стрелке.

Приём «Мысли на столе»

На столе у каждой команды лежат листы формата А4. На каждом листочке учащиеся пишут слова, согласно заданию учителя. Участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочках и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков. Удобно использовать как при изучении нового материала, так и при повторении и закреплении. Варианты заданий: напишите слова, которые являются одушевлёнными именами существительными. Напишите слова по теме «Зима». Напишите по 4 слова на правописание имён существительных с шипящими на конце…

Оценивание на уроках с использованием обучающих структур сингапурской технологии

«Цветные поля».

Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке.

Ученик, выполняя письменную работу, на полях делает пометки разным цветом. Эти цвета имеют смысловую нагрузку (обращение к учителю):

красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,

желтый – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»,

синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»,

зеленый – «Я считаю, что у меня все правильно»

«Кубик»

Учащиеся выбрасывают кубик, на гранях которого содержатся вопросы и отвечают на них:
Что было трудного?
Что не удалось на уроке?
Почему я ошибся?
Что было непонятного?
Что было интересного?
Что было полезного и нужного?
Что получилось лучше всего? и т.п.

2. Создать клуб помощников учителя

В каждом классе есть дети, которые схватывают материал быстрее, и на уроках им становится скучно. Чтобы дать им стимул и поощрять их желание учиться, на уроке им отводится важная роль — они помогают тем группам детей, у которых возникают сложности. Любой учитель знает, что когда объясняешь какую-то тему другому, сам запоминаешь ее намного лучше. Эти дети, в каком-то смысле, примеряют на себя роль педагога, учатся ответственности и навыку излагать свои мысли. Работа в качестве помощников доставляет им огромную радость. При этом информацию, полученную от одноклассников, некоторые ребята усваивают значительно проще. Есть дети, которые очень хотят попасть в группу помощников и выполнять более сложные задания. Так это мотивирует весь класс.

3.Хвалить за ошибки и награждать за старание

Мы все хотим достигать успеха в том, что делаем. Если у детей что-то получается, они хотят заниматься этим дальше. Если же нет, мотивация исчезает. Поэтому важно находить во всем положительные стороны и указывать на них. Если ребёнок не справился с диктантом, но допустил меньшее количество ошибок, чем в предыдущем диктанте, то его нужно похвалить. Необходимо поощрять не только результаты, но и старания детей, тогда они захотят стараться и дальше.

4. Создать «Дерево достижений» и портфолио

Для ребенка важно получить не только внешнее признание — родителей, учителя, одноклассников, но и чувствовать гордость за свои успехи перед самим собой. Для этого можно с первого класса вести портфолио работ и достижений. Это позволяет ребенку посмотреть, чего он достиг, и стремиться к лучшему. Даже если в портфолио пока нечего добавить из совершенного, там должны находиться планы на будущее, которые дети выберут сами.

На стене класса создать дерево достижений. После участия в конкурсах, соревнованиях, на дереве «вырастают» дипломы и сертификаты.

6. Рабочие листы

Одной из продуктивных форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке является использование рабочих листов, которые учитель может предложить учащимся на различных этапах урока.
Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную
работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать
учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.
Увлекательные задания формируют мотивацию к обучению, повышают интерес и внимательность учеников.

Каждый рабочий лист – это модель урока, которую можно корректировать, дополнять, а затем использовать как опорный материал
для закрепления или повторения материала. Кроме того, рабочий лист можно дополнить информационным листом, где каждый найдёт для себя новую интересную информацию, что в конечном итоге повышает интерес к предмету, то есть мотивирует на успешное обучение.

7. Мешки с пятёрками.

Как мотивировать детей выполнять работы в тетради аккуратно, внимательно, старательно? Ведь отметка из тетради в дневник, журнал не выставляется, поэтому некоторые ребята не стараются.

Мешки с пятёрками необходимо напечатать на листе бумаги и вклеить с обратной стороны корочки тетради (в обложку). Когда ребёнок получает за классную или домашнюю работу "5", он раскрашивает красным карандашом в мешке одну пятёрку. Когда заполнится один мешок, ставим одну "5" в дневник и в журнал соответственно.

8. Освобождение от домашнего задания.

Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля - сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно обговорить критерии оценивания результатов изучения темы и оговорить с учащимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от домашнего задания.

9. Добавьте элемент игры

Игра на уроке — это дружеское соревнование. Ученики стремятся обогнать друг друга, быть лучше, поэтому полностью вовлекаются в процесс.

Игровые элементы в уроке снимут напряжение и помогут закрепить новый материал. Например, на уроке математики можно поиграть в игру «Молчанка», устроить соревнования «Чей ряд быстрее» доберётся до вершины горы, решив примеры.

10. Добавьте больше жизни

Ученикам проще вовлечься в происходящее, когда они понимают, как это связано с реальной жизнью. У каждого ребенка есть свои увлечения — используйте их в качестве примеров и тем для обсуждения.

Главная задача любого учителя - организация образовательного процесса таким образом, чтобы у обучающихся появлялось желание получать новые знания, развиваться, научиться каким-то действиям на уроке, совершенствовать свои умения. Ведь «все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться», - писал Сухомлинский В.А.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.