Статья на тему «Осторожным будь всегда — не придет к тебе беда»
"Осторожным будь всегда - не придет к тебе беда!"
Статья по формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
Автор: учитель-дефектолог: Савельева Н.В.
«Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский.
Безопасность – это « ... состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446—I «О безопасности»).
В современном мире никто не застрахован от опасных ситуаций. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких детей – дошкольников. В нашем сложном мире сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и дошкольников основам безопасности жизнедеятельности. Подготовка человека к безопасному поведению в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей состоит не только чтобы оберегать и защищать ребенка, но и чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования: одной из задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является задача формирования основ безопасного поведения в социуме, природе, в быту.
Для реализации данной задачи необходимо серьёзно заниматься вопросами безопасности жизни человека в современных условиях. Знания о способах спасения нужны не только взрослым, но и в первую очередь детям. К тому же, дошкольный возраст наиболее благоприятен в формировании представлений об особенностях окружающего мира, о правилах безопасного поведения в окружающем мире, о способах сохранения своего здоровья.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, , о необходимости соблюдения мер предосторожности, формировать представление о опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения в быту, обязательно совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Поэтому необходимо консультировать родителей и предоставлять необходимый материал для общего ознакомления. Использовать информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; проведение родительских собраний, семинаров-практикумов; организовывать дни открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, ну и конечно же: информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток.
Но в первую очередь нужно формировать представления у детей о существующих в природном и социальном мире опасностях и учить предотвращать их.
Дошкольный период основывается на игре, а следовательно, через игровую деятельность они приобретают опыт безопасного поведения.
Практические умения и знания у дошкольников нужно реализовывать в следующих направлениях:
- познакомить дошкольников с правилами поведения: дома, на улице, общественном месте, лесу, транспорте.
- формировать представления о здоровом образе жизни.
- дать знания как нужно вести себя с незнакомыми людьми.
- объяснить чем опасны острые, горячие предметы.
- дать знания детям: как вести себя с животными, чем опасны ядовитые растения;
- формировать элементарные умения правильно действовать в опасных для жизни ситуациях.
Конечно же необходимо организовать взаимодействие с детьми и вызвать у них познавательный интерес. В дальнейшем у ребенка возникнет желание познавательной самостоятельности. Это личностное качество поможет ребенку активно исследовать и узнавать окружающий его мир. Познавательная активность раскроет не только элементарные понятия и навыки по безопасности жизни, но и сформирует общее развитие воспитанников.
При формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста педагогу следует учитывать основные принципы:
- психологический комфорт ребенка;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка при формировании БЖД (доступность, системность и последовательность)
- материал должен изучаться в игровой форме. В ходе игровой обучающей ситуации детям объясняю, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к взрослому и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес, а для этого они должны знать, где живут, свое имя и фамилию. Можно использовать специально подобранные литературные сюжеты, в которых действующими лицами являются дети, сказочные персонажи, животные.
- наглядность (иллюстрации, презентации, фильмы)
- интеграция (использование заданного материала в разных видах деятельности)
На продуктивных занятиях, во время выполнения задания, у детей закрепляется знания безопасного поведения на дороге. Они не только выполняют задания, но и обыгрывают ситуации, представляют себя с родителями.
- воспитание грамотного участника дорожного движения; обучение правилам безопасного поведения на дороге
- знакомство с бытовыми источниками опасности и следовательно формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
- обучение правильному поведению в обществе
При организации образовательного процесса по формированию основ безопасности жизнедеятельности используются следующие методы и приемы:
- наблюдения;
- экскурсии;
- театрализованные представления;
- сюжетно – ролевые игры;
- игры - тренинги;
- просмотр мультфильмов и фильмов;
- трудовая деятельность;
- продуктивная деятельность;
- отгадывание загадок;
- обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
- заучивание стихотворений;
- обучающие игры;
- заучивание правил безопасного поведения;
- беседы;
- дидактические игры;
- подвижные игры ;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций по теме;
Особенно у детей пользуется успехом театрализованные игры, где маленькие актеры обыгрывают опасные ситуации на материале знакомых сказок: «Путаница» К.Чуковского, «Красная шапочка» Ш.Перро, р.н.с. «Волк и семеро козлят», «Кот, петух, лиса» и др.
Не менее важное средство - художественная литература. Является одновременно источником знаний и источником чувств. Нами были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Познавательные стихи А. Усачёва дети запоминают очень быстро: «Не пускайте дядю в дом, если дядя не знаком. И не открывайте тёте если мама на работе…» В стихотворной форме дети легко запоминают правила поведения: «Если кто - то лезет в дом, пробивая двери лбом, двери держатся едва, поскорей звони «02».
В своей работе, для успешного усвоения детьми знаний об окружающем мире, я применяю мнемотаблицы. Они помогают составлять описательные рассказы о бытовых приборах, профессиях.
Также в обучение дошкольников мы широко используем проектную деятельность. В условиях реализации ФГОС ДО метод проектов актуален и очень эффективен. Проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. В группе реализуется такой проект, как «Важные профессии».
В ходе реализации данного проекта нами были оформлены:
-совместно с детьми изготовили стенгазету «Службы спасения», где дети узнали, какие службы можно вызывать если случилась беда.
-книжка – малышка «112». В книжке на каждой странице картинка с изображением врача со скорой, пожарного с пожарной машиной, полицейский со служебной машиной или служебной собакой.
-макет «Службы спасения». Все фигурки спасателей, бандитов, собак и специальные автомобили сделаны из глины. Детям нравится обыгрывать ситуации.
-оформила альбом совместных рисунков родителей и детей по данной теме.
Решение задач обеспечение безопасного здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком: вместе находить выход из трудного положения, вместе обсуждать проблему, вместе познавать.
Но и самое главное! необходимо создать предметно – развивающую среду в группе, для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников.
Предметно-развивающая среда должна содержать:
1. Уголок безопасности:
- макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор;, атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы»,»Опасная дорога», «Пожарные», «Скорая помощь» и т. д.
- плакаты по темам: « «Если ты потерялся на улице», «Службы спасения »,»Ядовитые растения», «Пожарная безопасность для дошкольников» и др;
2. Игротека
- дидактические игры: «Правда или не правда», «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Что перепутал художник». ;
- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Городской траспорт», «Хорошо – плохо», «Человек», «Дорожные знаки», «Опасные ситуации дома» и др.
3.Библиотека
- познавательная и художественная литература,
- фотографии, иллюстрации, картины для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Безопасность - это не просто полученные знания, а умение правильно использовать эти знания в различных ситуации. Процесс обучения детей основам безопасности в дошкольном образовательном учреждении будет наиболее эффективным, если:
- Использовать инновационные подходы к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей: современные технологии;
- Реализовать педагогические условия (в образовательном процессе использовать интерактивные средства, формы, методы обучения, учет доступности, системности предусмотренных мероприятий, наглядно – дидактической оснащенности).
- Осуществлять педагогическую диагностику знаний, умений и навыков детей по основам безопасности.
- Проводить викторины, квесты с заданиями разных ситуаций.
- Сотрудничать со специальными службами: скорая помощь, полиция, пожарная часть, спасатели МЧС.
- Экскурсии и живые беседы с представителями специальных служб.
Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование, развитие у них самостоятельности и ответственности.
Безопасность поведения является залогом безопасности собственной жизнедеятельности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
Литература:
1. Худик В.А. Организация условий безопасности жизнедеятельности дошкольников. Детский сад 2006 №4.
2. Мошкин В.Н. Воспитание культуры личной безопасности. Барнаул АГИИК 1999
3. Авдеева Н.Н. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста СПБ "Детство-Пресс"
4. Каюрова А.Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС Молодой ученый 2014 №11.