Формирование социальной компетентности обучающихся при изучении истории и культуры родного края
Долгушина А.И.,
учитель МОУ «Пионерская СОШ»
«Формирование социальной компетентности обучающихся при изучении истории и культуры родного края»
(выступление на областном педагогическом форуме по духовно –нравственному воспитанию)
Современная культура отличается многоплановостью и разнообразием форм и стратегий поведения, направленностью личностных и социальных устремлений, широким выбором предлагаемых возможностей – от определения стиля в одежде до стиля жизни. Как свидетельствуют исследования социологов, граждане России, характеризуя современное состояние общества и потери, которые случились за последние два десятка лет непрерывных реформ, подчеркивают, что всё более актуальным вопросом становится формирование устойчивой ценностной основы жизни: человек не рождается с заданной ценностно-нормативной системой, она не наследуется на уровне генетики, она приобретается в процессе социальных коммуникаций и вживания в культуру.
Руководитель общеобразовательного учреждения является «проводником» государственной образовательной политики и в своей управленческой деятельности должен выстраивать стратегию развития образовательного учреждения в соответствии с ее приоритетами и реальной образовательной практикой.
Для педагогического коллектива МОУ «Пионерская СОШ» одним из приоритетных направлений деятельности является формирование социальной компетентности обучающихся, что нами понимается как обеспечение максимально эффективного взаимодействия с другими людьми независимо от из возраста и социального опыта. При этом важно помнить, что компетентность в социальных вопросах и адаптированность к жизни возможно сформировать только через мотивированную самостоятельную творческую, социально-значимую деятельность, а значит, необходим поиск современных эффективных педагогических технологий.
Культура и история нашего края как основа образовательной деятельности позволяет добиться эффективных результатов обучения, если:
краеведческое образование рассматривается как особое самоценное направление в системе образования;
содержание краеведческого образования позволяет обучающимся успешно включиться в творческую, социально-значимую, профильную деятельность и самореализоваться в ней;
ресурсы образовательной среды интегрированы по направлениям краеведения, включающего изучение истории, географии, литературы, этнографии, культуры родного края, а также, информационно-технологическую подготовку и профессиональное самоопределение учащихся;
В МОУ «Пионерская СОШ» работа по данному направлению включает в себя внеурочную деятельность: реализация курсов «Ратные страницы истории Отечества», «Краеведение» в кадетских классах, а также реализация педагогических проектов организация внеклассной деятельности школьников. Остановлюсь на трех таких проектах.
Первый проект «Культ. Туризм» предполагает разработку культурно-познавательных маршрутов как важного компонента расширения образовательного пространства. Природно-культурное пространство родного края даёт школьникам возможность понять, что такое уральский характер, сплавивший в единое целое крестьянские ценности и ценности инженерной мысли, воплотившийся в уникальном техническом творчестве уральских инженеров и мастеров заводского дела. Важным компонентом становится изучение памятников природы Свердловской области, составление туристических маршрутов, изучение особенностей народной культуры. Результатом реализации данного проекта является подготовка путевых заметок, создание видеороликов, выставки творческих работ. Созданные ребятами работы успешно участвуют в муниципальных и областных конкурсах.
«Декада славы»- ещё один педагогический проект, в центре внимания которого организация патриотического воспитания через вовлечение обучающихся в различные формы социальных практик, расширение спектра воспитательных мероприятий социальной направленности.
Обучающиеся уровня начального общего образования получают возможность расширить знания о истории нашей Родины через участие в мероприятиях. Обучающиеся 5-8 классов выступают в качестве ведущих игр, соревнований, практикумов, мастер-классов, являются участниками лекторских групп. Старшеклассники участвуют в написании сценариев, подготовке социальных акций, оформлении школы. Одним из важнейших направлений деятельности старшеклассников является создание школьного музея, который призван объединить историю Пионерского посёлка, его предприятий и историю образовательного учреждения. Нашему посёлку чуть больше 50 лет и в фондах историко-этнографического музея, государственного архива в г. Ирбите практически нет материалов о его истории. Ученики ведут активную общественную деятельность на основе нравственных идеалов.
Социальный эффект данного проекта нам заключается в готовности и способности обучающихся выражать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, в способности к самостоятельным поступкам и действиям, в осознании ценности других людей, ценности человеческой жизни.
Формы реализации проекта
Лекторские группы. Ученики старших кадетских классов готовят тематические лекторские группы для выступления на классных часах в 5-8 классах. Ученики сами глубоко изучают материал, готовят мультимедийное сопровождение к своим выступлениям. Тематика связана в первую очередь с историей Великой Отечественной войны, ратного и трудового подвига нашего народа.
Музейные занятия. В 2020 году в школе открылся свой музей, экскурсоводами стали сами ребята. На музейных занятиях ученики не только знакомятся с экспонатами, но и выполняют практические задания по составлению солдатских медальонов, по сбору вещмешка другие. Музейные занятия становятся яркими иллюстрации исторических событий, в частности жизненного пути нашего земляка Героя Советского Союза И.А. Ожиганова. В этом учебном году ученики 7 кадетского класса начали поисковую работу о воинах-интернационалистах и участниках локальных военных конфликтов-выпускниках Пионерской школы.
Интерактивные игры-практикумы для учеников начальной школы. Проводят такие волонтёрский отряд старшеклассников. При организации таких игр важен сюжет. Игра «По законам военного времени» познакомила ребят с жизнью в тылу: нужно было организовать свой быт, выбрать средства для лечения ран в госпитале, собрать посылку на фронт и даже организовать концерт. Игры проходила в режиме интерактива, когда каждый участник мог научить других, и его опыт становился важным для общего результата. При этом организаторы сознательно ушли от соревнования, чтобы подчеркнуть значимость общего дела, ведь все участники игры демонстрировали то, чему научились на практическом занятии.
Игра-квест «Военный корреспондент». Участниками данной игры стали ребята 5-7 классов. В процессе игры ребята знакомились с особенностями работы фронтовых корреспондентов, каждая команда выпускала рукописный боевой листок, в котором отражена определённая тема из истории Великой Отечественной войны. При этом ребята учились верстать газетную полосу, грамотно оформлять заметку в газету. Темы для боевых листков-конструкторы и изобретатели военного техники, генеральные сражения Великой Отечественной войны и другие.
Военно-спортивная игра «Возьми в пример себе героя». Игра представляет собой разновидность тематических Весёлых стартов. Пятиклассники кадетского класса проводили игру для учеников1-2 классов, взяли за основу рода войск, в которых служили земляки –герои Советского Союза.
Основные знания и умения, навыки, характеризующие результативность усвоенного материала
знание фактов истории Великой Отечественной войны;
умение написать сценарий мероприятия, организовать его, провести, проанализировать свои результаты;
умение работать в команде, согласовывать свою деятельность;
Ещё одним значимым направление является профориентация. У младших школьников это знакомство с содержательной стороной различных профессий, у подростков и старшеклассников это изучение значения разных профессий в экономике региона и страны, особенностей регионального рынка труда, знакомство с требованиями, предъявляемыми каждой из профессий.
Формы реализации проекта наряду с привычными нам всем экскурсиями, мастер-классами, включает исследовательскую деятельность, в частности разработку социальных проектов профориентационной направленности. При поддержке администрации Ирбитского МО ежегодно реализуется конкурс бизнес-проектов, в котором выпускники школы добиваются успехов.
Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России, поэтому чем ярче и насыщеннее организована интеллектуальная, духовная, культурная жизнь школьника, тем выше его уровень нравственной устойчивости и социальной компетентности.