Формирование ценностно-смысловой стороны профессионального самоопределения обучающихся начальной школы
У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
Это стихотворение Владимир Маяковский написал в 1928, а задачу этого стихотворения по сей день пытаются реализовать современные методы обучения и воспитания. Дети зачастую неосознанно приходит в школу: кто-то идёт учиться в школу, потому что так надо; кто-то, чтобы получать хорошие отметки; кто-то, потому что детский сад окончен, выпускной прошёл и двери в это заведения навсегда закрыты. Получается ребёнку больше ничего не остаётся, как идти учиться в школу. И только учитель знает, что в школу ребёнок приходит учиться, развиваться, обзавестись друзьями и т.д., чтобы в дальнейшем из этого малосознательного малыша воспитать успешную личность. Под понятием успешная личность подразумевается много факторов, но один из самых главных, это найти себе профессию по своей душе и по своим способностям.
Сейчас, как и 92 года назад в стихотворении у Маяковского, ребёнок задумывается, мечтает о своей будущей профессии. И задача педагога, уже с первых лет обучения в школе, построить свою работу так, чтобы ученики могли шире узнать разнообразие и актуальность современных профессий в своем регионе и стране в целом.
Очень печально, когда этот вопрос поднимают в среднем или уже в старшем звене обучения. А зачастую так и происходит. Ученик приходит в 9 или 11 классы и ему надо выбрать перечень предметов, по которым он будет сдавать экзамен. И дома с родителями школьник начинает мозговать, какие предметы ему сдавать. И на практике многих школ, выбор ученика, в пользу какого- либо предмета, меняется много раз. А всё это почему? Да, потому что ученик до сих пор не знает, к какой профессиональной деятельности ему примкнуть в будущем. На мой взгляд, это происходит потому, что в начальной школе не удалось поиграть, помечтать о будущей деятельности во взрослой жизни.
Я как учитель начальных классов, стараюсь в своей работе держать этот вопрос, как говориться, на карандаше. Профессиональная ориентация обучающегося, в моей практике, развивается как во время учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности, решая задачи по ознакомлению с наиболее распространенными видами трудовой деятельности в нашем городе, области, по воспитанию любви к труду и уважению к представителям любой профессии.
И самое золотое время для этого считается начальная школа, так как на протяжении 4 лет с детьми работает один учитель, который досконально может выучить потребности, наклонности и желания каждого ребёнка. А как это делать, я постараюсь подробно изложить ниже.
Конечно же, стоит сказать, что провожу уроки и классные часы по профориентации. В своей воспитательной работе, как классный руководитель, я заранее планирую и блок классных часов на учебный год, и экскурсии на предприятия города. Хочется отметить, что более плодотворный результат, бывает, когда от теории мы переходим к практике. Вот, к примеру, после классного часа по медиаобеспечению населения, мы посетили Почту России. Работник почты провела экскурсию по зданию, рассказала небольшое сообщения о своей работе, а в конце каждому ученику разрешили поставить печать на письмах. За 4 года обучения мы побывали в основных предприятиях своего города, благодаря чему, дети знали о профессиях своего района. Изучив программу начальных классов, можно сделать вывод, что больше всего профориентационных уроков можно провести по предметам окружающий мир и технология, так как темы этих занятий сами говорят о профессиональной специфике. Но многие учителя начальных классов, для работы в данном направлении, напрасно игнорируют математику. Да в этом предмете не встретишь такие темы, как «Зачем нужны поезда?», «Как построить дом?» и т.д., но в математике есть задачи, в которых чуть ли не в каждой мы решаем дилемму из какой–нибудь профессии. Всегда после решения, я стараюсь задать примерно такие вопросы: «Ребята, о какой профессии шла речь в этой задаче?»; «В какой профессии могут пригодиться эти навыки?» «Зачем нужно уметь рассчитывать скорость, время, расстояние пилоту, машинисту или шофёру?» и т.д.. Так же это большой плюс в изучении математики, так как, решив задачу, ребёнок знает, что эти умения важны для него в будущем.
На уроках литературного чтения и русского языка довольно часто встречаются художественные тексты, где говорится о профессиях героев. Я стараюсь на это обращать внимание. Тут можно поговорить о том, хороший или плохой работник, по вашему мнению, был герой произведения?; какими качествами должен обладать человек, занимая данную должность в данном произведении?; а кто из вас обладает такими качествами?; кто хотел бы быть похож на этого героя?
Выполняя эту деятельность в начальной школе на основе аксиологического подхода, особенно важным является продолжение данной работы в основной школе.
В конце своей работы хочется отметить, что обновленная система профориентационной работы в школе будет являться неотъемлемой частью общей системы профориентации в школе и способствовать формированию профессиональных интересов, стойких социально-трудовых компетенций и мотивированных профессиональных намерений обучающихся основной школы, которые базируются на основе овладения общечеловеческими ценностями, и системой ценностей, связанной с выбором профессии, знании своего внутреннего мира, а также на социально-экономических потребностях города и региона.
Спицына Любовь Ивановна
Шабанова Ольга Анатольевна