Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР III уровня ( II период обучения) Тема «Весна»
Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР III уровня ( II период обучения). Тема « Весна». Выполнила Сычева Л.Ю.
Форма организации: подгрупповая Продолжительность: 25 минут Оборудование : презентация; костюм «Весны», шапочки для братьев-месяцев; запись пьесы Чайковского «Подснежник».
Предварительная работа: подготовка к усвоению лексической темы «Весна» (пополнение, уточнение и активизация словарного запаса, обучение составлению рассказа по опорным картинкам). Словарь: оттепель, сосулька, капель, проталинка, лужа, трава; чистый, голубой, прозрачный, звонкий, хрупкий, таять, пригревать, капать, журчать, набухать, расцветать.
Цель : закрепление знаний о весне как времени года . Задачи: Коррекционно – образовательные : Активизировать словарь по теме «Весна»; Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по вопросам «Какой?», « Какая?», « Какие?», « Какое?»; Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; Продолжать учить составлять короткие рассказы по опорным картинкам; Закреплять навык словообразования в роде, числе, в падежных формах. Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода. Коррекционно- развивающие задачи: Развивать речевой слух, фонематическое восприятие, память; Развивать дыхание и правильный речевой выдох, координацию речи с движением. Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества , взаимопонимания, доброжелательности, инициативности; Воспитывать любовь к природе.
Воспитатель: «Ребята, к нам сегодня придет необычная гостья . Вы можете догадаться сами, отгадав загадку.» Она приходит с лаской и со своею сказкой. Волшебной палочкой взмахнёт - в лесу подснежник расцветёт.(Весна) Под музыку заходит учитель –логопед в костюме Весны.
Пришла Весна К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под её ногами. Чёрные проталины На полях видны. Верно, очень тёплые Ноги у весны.
Весна : « Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам не одна, а со своими братьями –месяцами. Кто знает как их зовут? ( Дети называют весенние месяцы) Весна : « Как вы думаете, кто должен прийти первым? (март) Заходит ребенок в шапочке месяца марта.
Март : Я –самый первый месяц весны. С меня все начинается. Солнце в марте ходит выше, Горячей его лучи. Скоро капать будет с крыши, Закричат в саду грачи. С. Я. Маршак.
Заходит братец Апрель и рассказывает стихотворение.
Весна: « А вот и еще один братец. Отгадайте как его зовут?»
Отгадай загадки. К маме речке я бегу и молчать не могу. На ветках плотные комочки Я сын её родной, а родился весной. В них дремлют клейкие листочки. (Ручеёк). (Почки).
Отгадай загадки. Из под снега расцветает, Прилетел в лесной дворец Раньше всех весну встречает. Серый в крапинку певец. (Подснежник). (Скворец).
Лексико –грамматические игры и упражнения « Почему?» Составление предложений с союзом « потому что». Почему тает снег?
Почему появляются проталины и бегут ручьи?
Почему на деревьях набухают почки и распускаются листья ?
Почему прилетают птицы из дальних стран ?
Почему появляются насекомые?
Скажи, какое, какая или какие ? Солнышко (какое?) яркое весеннее лучистое тёплое ласковое блестящее весёлое большое радостное нежное
Скажи, какое, какая или какие ? Травка (какая?) молодая зелёная первая нежная душистая долгожданная
Скажи, какое, какая или какие ? Весна (какая?) ранняя поздняя красивая дождливая долгожданная
Скажи, какое, какая или какие ? Облака (какие?) лёгкие белые голубые пушистые пасмурные
Скажи, какое, какая или какие ? Небо (какое?) голубое высокое яркое ясное безоблачное
Скажи ласково Проталина – проталинка. Лужа – лужица. Ручей – ручеёк. Льдина –льдинка. Гнездо-гнёздышко.
Скажи ласково Лист – листочек. Трава – травка. Поле – полюшко. Солнце – солнышко.
Один – много. Подснежник-подснежники – много подснежников. Трава-травы-много трав. Сосулька-сосульки-много сосулек. Ручей-ручьи-много ручьев. Льдина-льдины-много льдин. Гнездо-гнёзда-много гнёзд. Почка-почки-много почек. Лист-листья-много листьев. Цветок-цветы-много цветов. Облако-облака-много облаков.
Психоречевая гимнастика « Прошагаем загадку» Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает. Когда это бывает?
Продолжи предложение. На дереве гнездо, а на деревьях… (гнёзда). На ветке сук, а на ветках…(сучья). На дворе дерево, а в лесу…(деревья). У дерева ствол, а у деревьев… (стволы).
Скажи правильно: Распускаются цветочки или листочки?
Порхают птички или лисички
Тает Снежинка или слезинка
Журчат Ручьи или грачи
набухают почки или листочки
Жила-была сороконожка .Собралась она в гости. Выглянула в окошко, а на улице дождь идет (Составление рассказа по опорным картинкам).
Стала сороконожка одевать сапожки. Пока сорок ножек обула, засветило солнышко.
Стала сороконожка сапожки снимать. Пока все сняла снег пошел. Решила сороконожка валенки надеть
Пока сорок ножек обула, наступила весна. С тех пор сороконожка босиком ходит
Весна :« Пора прощаться. Ребята, что вы сегодня запомнили обо мне ?»