Классный час «Гармония — основа красоты» (4 класс)
Классный час.
Тема: Гармония-основа красоты.
Цели и задачи:
1.Раскрывать потенциал души ребёнка и поддерживать его стремление к познанию мира. 2.Развивать мышление и природное чувство красоты.
3.Воспитывать чувство прекрасного, побудить школьников думать об окружающем мире, заботится о природе, и беречь её.
Оборудование: куклы для театрализованного представления сказок, плакат, маркеры, мультимедиа, презентация, музыкальное сопровождение.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Мотивация к беседе |
|
- Вам нравится леc? -А цветущий луг? -А куча мусора? - Значит, лес и луг вы считаете красивыми, а мусор - Как вы определили, что лес и цветущий луг красивы, а мусор нет? Кто вам подсказал это? |
Отвечают |
-Очень часто человеку достаточно одного взгляда, чтобы понять, что красиво, а что некрасиво. И вроде бы никто ему не объяснял, почему одно считается красивым, а другое нет, а человек понимает, что это именно так. Но в том-то и дело, что человек слышит эту подсказку, хотя и не всегда осознает это, но услышать ее он может, если обладает чуткостью, если он прислушивается к своему сердцу, которое очень тихо, беззвучно разговаривает с человеком. Давайте же с вами попробуем понять, что лежит в основании красоты, почему наше сердце чувствует её. |
|
2. Работа с рисунком |
|
-Возьмите альбомный лист и цветные карандаши. Представьте, что этот лист бумаги - кусочек голой земли .Давайте попробуем создать на нем красоту. Голая земля не очень привлекательна, гораздо приятнее смотреть на зеленую травку, не правда ли? Вот и посадим на нашей земле зеленую травку (учитель рисует на доске маркера) Но вот среди травки вырос цветочек, а вот еще один. Какого цвета у вас растут цветочки? |
На альбомных листах рисуют: траву, цветы,бабочку, солнышко |
-А к кому из вас на цветочек прилетела бабочка. Бабочки очень красивые, разноцветные создания. -А погода у вас хорошая? Солнышко светит? А теперь посмотрим на свои рисунки. Бабочка украсила цветок, цветок украсил травку, травка украсила голую землю, солнышко улучшило наше настроение. |
|
-В ваших рисунках вы соединили некоторые отдельные элементы, которые хоть и отличаются друг от друга, но хорошо сочетаются и дополняют друг друга, и вот перед нами прекрасная цветочная поляна. Вам хочется поиграть на такой полянке. |
Да |
-То, что у нас сейчас получилось на рисунках, называется гармония |
|
Слайд 2 |
|
-Ваше чуткое сердечко подсказало вам, что эти элементы природы хорошо сочетаются друг с другом, вот вы и нарисовали их все вместе, и получилась красивая картина природы. Как, по-вашему, что можно ещё нарисовать на этих рисунках, что не нарушило бы её гармонию? |
дерево, птичку, ягоду, зверей, играющих детей |
Слайд 3 |
|
3. Рассказ с презентацией. |
|
Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 -Цветы на наших полянках и так красивы, но бабочка и зелёная травка придадут еще большее великолепие. Объединяясь, маленькие элементы, создают красоту. Красив цветок и сам по себе, но их единение отражается в красивых клумбах. |
Слушают и рассматривают |
Слайд 7 -Капелька воды красива, особенно на солнце, но много капелек - это уже ручей, река или красивый водопад . |
|
Слайд 8-10 -Одна снежинка не может создать красоты, хотя сама по себе она очень красива, но вместе много снежинок создают прекрасный зимний покров земле и деревьям |
|
Слайд 11 Даже простой кирпич, в котором очень многие не видят красоты, объединившись с себе подобными, создаст величественную красоту домов, храмов, соборов Слайд 12-14 |
|
-Скажите, какими должны быть разные элементы, чтобы они создали гармоничный рисунок'? |
отвечают |
-А теперь представьте, что на этой поляне мы нарисуем пустые бутылки и консервные банки, кусок ржавого железа и другой мусор. Останется ли наш рисунок красивым и гармоничным? |
отвечают |
Слайд 15 (Свалка в лесу на берегу озера Арей). |
|
-То, что получится на рисунке, называется дисгармония или мы такое называем безобразие. Гармония и дисгармония (то есть не гармония) присутствует всегда и во всех сферах жизни: в природе, в отношениях между людьми. В отношениях между природой и человеком. Слайд 16 |
|
4.Игра |
|
-Давайте поиграем в игру. Я буду вам называть примеры гармоничных и дисгармоничных отношений. Если вы считаете его красивым, будите приседать, если не красивым встаете и поднимаете руки вверх. |
|
-В природе: бабочка и цветок, человек и собака, собака и кошка, животное в клетке. |
Делают движения |
-Отношение между людьми: мир, война, дружба, ненависть, любовь. |
|
-Отношение между людьми и природой: забота о животных, посадка деревьев, издевательство над животными, свалки, защита рек от загрязнений. |
|
5.Беседа |
|
-Запомните, дети: гармоничное сочетание создаёт красоту, но малейший элемент дисгармонии делает и всё образование дисгармоничным. Например: свалка мусора на природе, пятно на красивом платье, десять хороших слов , а потом одно плохое, и всё уже неприятно…У русского народа есть пословица |
|
Слайд 17 «Ложка дегтя портит бочку мёда» |
|
-Вот как опасно допускать дисгармонию даже в малом. В жизни мы постоянно сталкиваемся с красивым или некрасивым. Что, вам больше нравится: белый снег или грязь, цветок который растёт на клумбе или сорванный увядший цветок, брошенный на землю, чистота или беспорядок? Очень важно понять почему одни явления нам нравятся , а другие нет. Ведь если людям нравится красота – это хорошо или плохо? |
отвечают |
-А если людям нравится безобразия? |
отвечают |
-Без понимания, что есть красивое , а что есть безобразное , человек не может стать настоящим человеком. Человек сам создаёт вокруг себя либо красоту, либо безобразие. Один человек понимает красоту и говорит только хорошие и добрые слова, другой не понимает , поэтому ругается и грубит. Один с радостью рисует красивый цветок, а другой нарочно пачкает бумагу каракулями. Один с радостью лепит снежную бабу и старается, чтобы всем было весело и красиво, а другой её умышленно разрушает. От понимания красоты зависят и действия, и слова , и самое главное -мысли человека. В каждом человеческом сердце сокрыта любовь к красоте. Добро неразрывно связано с красотой. Добро в человеке всегда красиво. Любящее сердце всегда красиво. Красота – это путеводная нить, которая указывает человеку верное направление в жизни |
слушают |
6. Театрализованная инсценировка сказки. «Как красота сердце дракона покорила» (звучит музыка леса,) Слайд 18 |
Показывают кукольное представление |
7. Беседа по сказке |
|
-Почему Дракон не стал убивать человека? - Может ли красота покорять? -Красиво ли поступил Дракон, что не стал трогать отца детей? - Можно ли назвать чудом, то как изменила Дракона красота сердца? -Какое качество Дракона вам понравилось? |
отвечают |
-Красота нравится сразу, её легче полюбить, красота вызывает в человеке радость. Почему же это происходит? Мы говорили с вами, что символом любви является- сердце, но в нашем физическом сердце есть невидимое сердце которое ещё называют душой, в ней самого рождения каждого человека заложена частичка красоты. Эта частичка красоты подобно магниту стремится притянуть к себе красоту, именно человеку, нравится красивое, и он стремится к нему. |
|
8. Рассказывание сказки« Красота души» - Юзяк Марина. |
Слушают |
Слайд 19 |
|
9. Беседа по сказке |
|
- Кто из героев сказки был по-настоящему красив душой и сердцем? -Как поступил Цветок по отношению к бабочке? -А может кто-то считает, что Цветок поступил красиво, ведь он спасал свою жизнь? - Что важнее красота души или красота сердца? |
Отвечают Отстаивают свою точку зрения |
10. Театрализованная инсценировка сказки « Красивая лягушка и безобразный пёс» ( звучит музыка болота) |
Показывают кукольное представление |
Слайд 20 |
|
11. Беседа по сказке |
|
- Можно ли сказать , что мысли, слова и поступок лягушки были красивыми. Почему? -Можно ли сказать, то что слова и мысли пса были безобразными? -Чем человек чувствует красоту и безобразие? |
Отвечают Отстаивают свою точку зрения |
- Два человека взглянули на звёздное небо, и оба заметили его красоту. Одного человека красота не интересовала, и он стал заниматься своими делами. Другой же остановился и решил лучше рассмотреть звёзды. Он устремился своими мыслями в красивое небо, стал мечтать о звездных полётах на дальние планеты, о жизни на этих планетах. |
|
12. -Послушайте стихотворение о красоте, о добром звездочете, который любил и небо, и землю. Слайд 21 |
Лев Кузмин «Звездочет» - читает Ковалёв Андрей. |
- Итак, одному человеку красота неба не доставила радости, а другой сумел получить её. -Что же нужно делать, чтобы лучше почувствовать, красоту? -Если вы даже мимоходом уловил красоту, не пожалейте времени, остановитесь и внимательно всмотритесь. Пусть все ваши мысли перенесутся на эту красоту, понаблюдайте за ней, постарайтесь понять, что больше всего вам в ней нравится. Будь то капля росы или пение птицы, бегущий поток реки или красивое растение. И если вы испытаете восхищение или восторг от красоты, знайте: ваше сердечко приняло её и стало добрее, а значит, и вы сами преображаетесь, становитесь лучше. Но происходить это будет только тогда, когда ваше восхищение искренне, а не притворно, ведь любое притворство всегда вредит человеку. И тогда, научившись чувствовать красоту и искренне радоваться ей, человек стремится к ней, ищет её всюду и создает её. |
|
13.Показ « Красота вокруг нас» ( Слайд-шоу) |
просматривают |
-А зачем нужно создавать красоту? |
отвечают |
Слайд 22 « Если красоты в мире не будет, то и мира не будет, останется одно безобразие. Чтобы этого не случилось, и нужно создавать красоту». |
Делают вывод |