12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Слобожанинова Елена Викторовна239
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

GeoGebra – как эффективный инструмент самостоятельной работы шестиклассников

Математику нельзя изучатьнаблюдаякак это делает сосед!

А. Нивен

Основными характеристиками современного мира являются его динамичность, сложность и непредсказуемость. В нем может комфортно себя чувствовать только человек, который умеет справляться с разными, даже самыми непредсказуемыми жизненными ситуациями, обладает четкой системой ценностей, которые позволят ему управлять своей жизнью и принимать решения.

Согласно модели Организации экономически развитых стран (ОЭРС) до 2030 года, современные ученики должны освоить три основных типа компетенций:

  • способность к самостоятельным действиям;
  • умение взаимодействовать с разнообразными группами людей;
  • быстро овладевать различными инструментами.

В связи с этим в последнее время активно пересматривается методика преподавания предметов естественно-научного цикла и особенно математики. По мнению образовательного технолога Л.Рождественской: «Занятия математикой исключительно на бумаге напоминают “уроки плавания в бассейне без воды”. Есть инструменты, превращающие занятия математикой в “свободное плавание”»

Таким инструментом, несомненно, является программа GeoGebra, позволяющая выполнять геометрические построения на компьютере, визуализируя и динамически моделируя изучаемый математический объект. Целые разделы математики можно смело переносить в эту среду, чтобы организовать экспериментальную исследовательскую работу учащихся в разнообразных формах, включая активную творческую составляющую,  учитывая их индивидуальные способности  и потребности.

Опишу свой опыт использования этой программы на примере 6 класса. В учебник математики под редакцией А.Г. Мерзляка уже включены задачи, которые предполагается решать с помощью виртуальных лабораторий. Использовать их полезно и необходимо как на уроке, так и включая в домашнюю работу учащихся.

Например, при изучении  §43 «Окружность и круг» выполнение простейшего задания:

image-20210421134729-1.png

создает  проблему для учителя, вернее проблему создает отсутствие циркуля у отдельных учащихся. Если организовать выполнение этого и других заданий в лаборатории GeoGebra никто не испытывает негативных эмоций, ни учитель, ни ученики. И домашнее задание ребята выполняют охотнее, если им можно использовать для этого  программу GeoGдbra, проверено.

Решение задачи № 705 можно дополнить построением равностороннего треугольника и акцентом на алгоритме этого построения.

image-20210421135030-2.pngimage-20210421135030-3.pngimage-20210421135030-4.png

Решение задач их учебника А.Г.Мерзляка «Математика 6»

Замена реального циркуля виртуальным дает простор для творчества и исследований. Можно, например, обсудить философское содержание, которое Леонардо да Винчи вкладывал в «цветок жизни».

image-20210421135304-5.png https://i.pinimg.com/originals/0e/05/89/0e058925416e2678b49efa3b55eff2ad.jpg  https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ad2e5e70f0bbd40a64a3c59c905dcf53-l&n=13

При изучении §43 «Перпендикулярные прямые» и §45 «Параллельные прямые»  осваивая несложные команды построения перпендикулярных и параллельных прямых, шестиклассники получают важный зрительный опыт, который поможет впоследствии правильно выполнить эти построения с помощью угольника на нелинованной бумаге.

image-20210421135304-6.png

image-20210421135304-7.png

Решение задач их учебника А.Г.Мерзляка «Математика 6»

Эксперименты и исследования, связанные с симметриями относительно прямой и относительно точки еще один повод использовать возможности GeoGebra.

image-20210421135435-8.png

image-20210421135435-9.pngimage-20210421135435-10.png

Решение задач их учебника А.Г.Мерзляка «Математика 6»

В решение этих задач можно включить творческую составляющую и организовать выставку работ учащихся.

image-20210421135435-11.pngimage-20210421135435-12.png

Пример творческой работы по теме «Симметрия»

Умение строить симметричные фигуры в сочетании с использованием инструмента поворот лежит в основе увлекательного процесса создания снежинок.

image-20210421135524-13.pngimage-20210421135524-15.pngimage-20210421135524-16.png

Пример творческих работ по теме «Снежинки»

В ходе этого проекта, особенно в рамках внеурочной деятельности уместно обсудить с учащимися другие виды симметрий и найти их в окружающем мире, задаться вопросом «почему снежинки шестиугольные?» и познакомиться с трактатом Иоганна Кеплера «О шестиугольных снежинках или новогодний подарок».

Приступая к изучению §46 «Координатная плоскость», руководствуюсь советом А.Г. Мордковича, автора УМК по математике.  Он говорит: «Хочешь дать знание – сделай его не целью, а средством». Поэтому координаты точки  на плоскости мы с учениками осваиваем в среде Geogebra, придумывая задания для своих одноклассников. Эта работа организована и в рамках урока и во внеурочной деятельности.

image-20210421135524-17.pngimage-20210421135524-18.png

Один из вариантов создаваемых заданий – «расставь точки – получи картинку». Средствами программы в свойства картинки, размещенной на координатной плоскости, вносится «условие отображения» - соответствие координат точки заданным числам. Если точка ставится на свое место – появляется картинка. У кого-то из девчонок это цветочки и в результате целая поляна цветов, у кого-то радостные смайлики и каждый новый «вспыхивающий» на плоскости дарит радость выполняющему эту учебную задачу. Ниже вы видите координатную плоскость в начале и в конце решения задачи, которую сами авторы назвали «Страшная сказка», шестиклашки же!

image-20210421135524-19.png       image-20210421135524-20.png

Творческие работы учащихся 6 класса на внеурочных занятиях

Визуализация с помощью динамических моделей в среде Geogebra способствует формированию исследовательских компетенций учащихся. Самостоятельная математическая деятельность позволяет избежать перегрузки учащихся, обеспечивает дифференцированный подход и дает возможность реализовать индивидуальные возможности каждого.

Использование компьютерных инструментов должно быть оправдано необходимостью повышения наглядности, динамической демонстрации графической информации и обеспечивать личностно-ориентированный характер обучения, деятельностный и дифференцированный подход к его организации. Эффективность использования достигается организацией такой деятельности обучающихся, которая обеспечивает мотивацию и стимулирует самостоятельное приобретение знаний, саморазвитие.

В пятых классах использую аналогичную программу «Живая математика», работать с ней приходится в школьном компьютерном классе, поэтому использовать ее замечательные возможности для включения в домашнюю работу затруднительно. Переход в 6 классе на программу Geogebra после «Живой математики» проходит легко и практикуя ее применение на протяжении нескольких лет обучения математике в 10 и 11 классах построение стереометрических чертежей очень помогает в изучении этого сложного и важного предмета. Но это уже совсем другая история.


Использованные источники информации:

1. Л.Рождественская «STEM и STEAM – проекты в школе»

http://zosh2kom.ucoz.ua/STEAM/2-stem_i_steam-proekty_v_shkole.pdf

2. Беседы с учителями математики, Мордкович А.Г., 2005

3. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ad2e5e70f0bbd40a64a3c59c905dcf53-l&n=13

4. https://i.pinimg.com/originals/0e/05/89/0e058925416e2678b49efa3b55eff2ad.jpg

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.