Кабинет педагога-психолога как эффективный инструмент психологического сопровождения детей с ОВЗ
«Кабинет педагога-психолога как эффективный инструмент психологического сопровождения детей с ОВЗ»
Тема моего выступления «Кабинет педагога-психолога как эффективный инструмент психологического сопровождения детей с ОВЗ».
Одной из главных задач деятельности МКДОУ «Покровский детский сад», как и дошкольного образования в целом, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия. Изменения в общественной жизни, рост социального напряжения, кризисные явления в семье ведут к ухудшению здоровья детей. С каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями в физическом и психическом развитии.
В этих условиях вопрос о необходимости создания специальных условий для оказания квалифицированной психологической помощи воспитанникам в детском саду остается актуальным.
Качество психологического сопровождения образовательного процесса во многом определяется условиями, в которых работает педагог-психолог ДОУ. Таким рабочим местом является его кабинет. По существу, это центр психологической службы учреждения, основной задачей которого является обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей, в том числе детей с отклонениями в развитии.
Должность педагога – психолога в нашем детском саду появилась совсем недавно, в декабре 2020 г. и вопрос о необходимости организации отдельного кабинета педагога-психолога требовал немедленного решения.
Перед администрацией детского сада и мной – педагогом-психологом стояли следующие задачи:
1. Оборудовать рабочее пространство (создать рабочую зону) в соответствии с основными направлениями деятельности.
2. Создать материально-техническую, методическую базу кабинета.
3. Включить рабочие зоны кабинета в воспитательно-образовательный процесс.
Помещение, приспособленное для работы, было подобрано в результате тщательной ревизии имеющихся в ДОУ площадей, которые не используются в образовательном процессе. Кабинет находится на втором этаже, имеет отдельный вход. Помещение теплое, светлое.
Для создания мягкой доверительной атмосферы кабинет окрашен в пастельные тона. Интерьер дополнен живыми цветами, шторами. Дизайн кабинета способствует созданию доверительной и свободной обстановки.
Предметно-развивающая среда кабинета должна обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для оптимальной работы педагога-психолога по всем направлениям.
С этой целью кабинет условно разделен на функциональные зоны:
Личная (рабочая) зона психолога
необходима педагогу-психологу для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработке данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий.
Она оборудована столом с тумбой, 2-мя стульями, шкафом для хранения документации, ноутбуком.
Личная (рабочая) зона легко трансформируется в зону первичного приема и беседы с родителями и педагогами.
Мебель расположена удобно для беседы и первичной диагностики. Зона первичного приема и беседы превращается в зону консультативной работы и дополняется инструментарием для качественного консультирования.
Зона диагностической работы. Эта часть кабинета предназначена для проведения обследований в индивидуальной или групповой форме. Сектор содержит детские столы и стулья, расположенные так, чтобы ничего не отвлекало внимание детей, комплекты материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп. Все необходимые материалы для работы систематизированы и размещены в специальных шкафах так, чтобы ими было удобно воспользоваться.
Зона диагностической работы превращается в зону коррекционно-развивающей работы.
Шкафчик с игрушками наполнен новыми пособиями: стимульный материал для блоков Дьенеша и палочек Кюинезера, игра «Ножки-ладошки», деревянные головоломки, геоборды, разнообразные дидактические пособия, изготовленные своими руками, и т.д. Мною изготовлен развивающий коврик «Занимайка», который я так же использую для коррекционно-развивающей работы.
Зона коррекционно-развивающей работы превращается в зону игровой терапии.
Эта зона в кабинете имеет особое значение и поэтому оснащена по-особому. Для проведения занятий в игровой форме в кабинете есть разнообразный игровой материал, который в большей степени я изготовила своими руками: игрушки, конструктор, развивающие пособия, а также поделочные материалы, карандаши, альбомы и т. д.
Игрушки и материалы предоставляют ребенку широкие возможности в выборе средств экспрессии: игровые предметы с фиксированной функцией, игрушки и материалы для изобразительной и конструктивной деятельности, сюжетные игрушки и др., - подобраны так, чтобы давать ребенку возможность действовать самому, они не должны провоцировать обращение за помощью к психологу. Игрушки расположены в строго отведенных для них местах (на открытых стеллажах, полках) для того, чтобы маленький посетитель всегда мог достать интересующую игрушку, а постоянство ее места должно внушать ребенку мысль о стабильности и безопасности окружающего мира.
Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения
Представлена различными
Массажными мячами
Которые успешно используются в качестве дополнительного оборудования для мышечной релаксации.
Набор для сенсорики включает в себя емкости, наполненные горохом, фасолью, макаронами, рисом, ячкой, пшеном, шишками, сортеры на цвет и форму, матрешки, стучалки, конструкторы, а также мини-горку с геометрическими телами, различные пирамидки и рамки-вкладыши, и т.д. Набор способствует развитию мелкой моторики руки, снимает внутреннее эмоциональное напряжение, способствует выработке усидчивости у детей.
Музыкальное сопровождение
Для усиления эффекта релаксации подобран набор дисков с классической музыкой, а также аудиотека с записью шума моря, водопада, голосов птиц и других явлений природы.
Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.
В результате работы
Создана предметно-развивающая среда для деятельности педагога-психолога ДОУ, которая позволила полноценно реализовывать цели и задачи в соответствии с основными направлениями деятельности:
психологическая диагностика,
психопрофилактика и психологическое просвещение,
развивающая работа и психологическая коррекция,
психологическое консультирование.
Правильно организованная и насыщенная развивающая среда кабинета обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка и способствует полноценному развитию личности ребенка, развивая индивидуальность.
Спасибо за внимание!