Технологическая карта урока географии в 7 классе на тему «Географическая оболочка»

11
0
Материал опубликован 26 December 2020


Технологическая карта урока


Предмет

География

Класс

7

Тема урока

Географическая оболочка

Автор

Колышкина Елена Владимировна, учитель географии высшей категории

Образовательная организация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №179»

Район

Советский

Город

Новосибирск

Тип урока

Комбинированный урок

Время реализации урока

45 минут

Цель урока

Формирование представления о географической оболочке как о планетарном природном комплексе.

Задачи урока


Образовательные:

-организовать деятельность обучающихся по изучению и усвоению знаний о строении, границах географической оболочки, этапах её развития и свойствах;

-создать условия для овладения учащимися практическими умениями и способами действий (анализ схем круговоротов веществ и энергии, составление схемы «Природные ресурсы и их виды», создание схематической модели «Географическая оболочка», «Свойства географической оболочки», «Взаимодействие оболочек Земли»);

-продолжить формирование умений работать с различными типами карт, учебником, получать необходимую информацию из дополнительной литературы и Интернет – ресурсов.

Развивающие:

-создать условия для развития познавательной активности, любознательности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-продолжить формирование общеучебных умений вести самостоятельный поиск, анализировать информацию, выделять главное, обобщать, сравнивать, оформлять результаты деятельности, устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные задачи.

Воспитательные:

-продолжить формирование экологического восприятия окружающего мира, развитие эстетического взгляда на примерах природы, понимания необходимости охранять и рационально использовать природные ресурсы;

-создать условия для развития познавательного интереса и положительной мотивации к изучению географии;

-развивать коммуникативные способности учащихся через организацию полилога внутри группы, формировать умение осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать/понимать:

- что такое природный комплекс, географическая оболочка, природные ресурсы;

- какие природные комплексы называются антропогенными;

- этапы в развитии географической оболочки;

- состав, свойства и границы географической оболочки;

- роль круговорота веществ и энергии в географической оболочке;

- виды энергии, которые определяют процессы в географической оболочке.

Уметь объяснять:

- в чём проявляется целостность, ритмичность, зональность географической оболочки;

- чем отличаются природные комплексы друг от друга.

Выявлять:

- на конкретных примерах причинно-следственные связи процессов, протекающих в географической оболочке.

Сопоставлять:

- границы географической оболочки с границами других оболочек Земли.

Приводить примеры:

- взаимодействия оболочек Земли в пределах географической оболочки;

- видов природных ресурсов;

- вмешательства человека в природные комплексы.

Прогнозировать:

- последствия вмешательства человека в природные комплексы.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины;

- преобразовывать информацию из одного вида в другой;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её.

Коммуникативные УУД:

- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы;

- понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы и факты).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- выдвигать пути решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели.

Личностные:

- понимать, что географическая оболочка – дом человечества, который надо беречь;

- осознать роль человека в преобразовании географической оболочки;

- оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей природе;

- осознать необходимость сохранения и рационального использования природных ресурсов;

- участвовать в коллективном обсуждении, делать аргументированные умозаключения;

- быть убеждённым в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения;

- иметь ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

Дидактическая структура урока

Урок по теме «Географическая оболочка» содействует реализации новых ФГОС, так как он позволяет формировать у обучающихся различные универсальные учебные действия, предусматривает применение активных и интерактивных приёмов, форм и методов обучения. Урок спроектирован с позиции системно-деятельностного подхода, используются технологии деятельностного типа. Урок имеет выраженную воспитательную направленность, развивает у обучающихся творчество, самостоятельность, самоконтроль и самооценку, повышает мотивацию к изучению географии.

Дополнительная информация

УУД: Л – личностные, П – познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные. Используются разные формы организации познавательной активности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Размер мультимедиа компонента (презентация)

9,14 МБ

Ресурсы, оборудование и материалы

Компьютер, мультимедиа, экран, авторская презентация «Географическая оболочка», раздаточный материал (дополнительная информация, оценочные листы, смайлики, рефлексивная мишень), географические карты «Природные зоны мира», «Экологические проблемы».

Список учебной и дополнительной литературы

1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Материки и океаны. 7 класс ч.1. М: Русское слово, 2018г.

2. Пацукова Л.В. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География 7 класс. М: Русское слово, 2015.

3. Атлас География. Материки и океаны 7 класс/М: Русское слово. 2019.

4. Летягин А.А. География 5-6 класс. Методическое пособие /М: Вентана-Граф, 2018.

5. Бахчиева О.А., Богомаз Л.С., Николаенко Е.В. Планета Земля. Методические рекомендации /М. Просвещение, 2008.

6. А.А. Лобжанидзе «География. Планета Земля» 5-6 классы. М. Просвещение, 2013.

7. А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов «География. Земля и люди» 7 класс. М, Просвещение, 2011.

8. Энциклопедия для детей. География т.3 /М: Аванта+, 1994.

9. Усачев А. Занимательная география. СП: Азбука, 2013.

Ссылки на использованные Интернет-ресурсы

1. https://resh.edu.ru/subject/lesson/996/

2. https://geographyofrussia.com/geograficheskaya-obolochka-3/

3. https://videouroki.net/video/71-geograficheskaya-obolochka-vzaimodejstvie-prirody-i-obshchestva.html

4. https://rosuchebnik.ru/material/urok-13-stroenie-i-svoystva-geograficheskoy-obolochki-3907/

5. http://www.geo-site.ru/index.php/2011-01-11-14-47-10/87-2011-01-10-19-51-33/311-go-svoistva.html

6. https://reader.lecta.rosuchebnik.ru/demo/7725/data/chapter11.xhtml

7. http://kursak.net/sostav-i-stroenie-geograficheskoj-obolochki-go/

8. https://edufuture.biz/index.php?title=%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:1-06-013.jpg

9. http://geoman.ru/geography/item/f00/s02/e0002459/index.shtml

10. http://geolike.ru/page/gl_5281.htm

11. http://scienceland.info/geography6/geographic-features

12. http://www.geo-site.ru/index.php/2011-01-11-14-47-10/87-2011-01-10-19-51-33/311-go-svoistva.html

13. http://rui-tur.ru/geograficheskaya-obolochka-6.html

14. https://sites.google.com/site/potreblenieprirodnyhresursov/

15. https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=1996

16. https://natural-museum.ru/ecology/%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0

17. https://100urokov.ru/predmety/urok-8-obolochka-geograficheskaya

18.https://stock.adobe.com/au/search?k=%22%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%20%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B0%22

19. https://2sticker.ru/znak-voprosa/

20.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%B9_%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD

21. https://natworld.info/raznoe-o-prirode/morja-tihogo-okeana-spisok-harakteristika-i-karta

22. http://www.mediagnosis.ru/HISTORY/HTML/Atlas/Real_maps/ocean.htm

23. https://otvet.mail.ru/question/175353759

24.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BD:%D0%9F%D0%BE%D0%B7%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0_%D0%90%D1%82%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD

25. https://geographyweb.ru/contour-maps/contour-maps-on-geography-grade-7/atlantic-ocean-contour-map-grade-7-ready/

26. https://aftag.info/ru/news/-iran-predlozhil-lideram-regiona-zaklyuchit-pakt-o-nenapadenii-

27. https://geografiyazemli.ru/m-i-o/severniy-ledovitiy-okean.html

28. https://reader.lecta.rosuchebnik.ru/demo/7725/data/chapter40.xhtml

29. https://pikabu.ru/story/zemlya_frantsaiosifa_4741911

30. https://pressa40.ru/v-velikobritanii-razgadali-sekret-bermudskogo-treugolnika/

31. http://vsi.reactor.cc/post/1616397

32. http://scharks.ru/oceans/78-sargass_A/index.shtm

Используемые педагогические технологии, методы и приёмы

Проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, игровые, ИКТ, здоровьесберегающие;

словесные, наглядные, частично-поисковый, исследовательский, практические, приёмы: геодомино, ребус, зигзаг, своя опора (схема, таблица), физкультминутка, игра, работа с картами, проблемные вопросы, интеллект-карта, эссе, проект, творческое задание, проектирование, мне это пригодится, рефлексивная мишень.


Структурные элементы урока (этапы)

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный этап.

-Добрый день! Я рада поприветствовать вас и пожелать каждому успехов, настройтесь на поиск и творчество в освоении новых знаний. Занимайте места в своих группах.

Класс на перемене разделен на группы по 6 человек.

-Ребята, обратите внимание, у каждого на парте лежит оценочный лист, в который вы будете вносить результаты по каждому виду своей деятельности на уроке.

Включаются в активную мыслительную деятельность.



1.Самоопределение (Л).

2. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

3. Смыслообразование (Р).

2. Проверка домашнего задания.

Слайд №1. – титульный.

Выясняет степень усвоения заданного на дом материала, определяет типичные недостатки в знаниях и их причины, ликвидирует обнаруженные пробелы.

-Ребята, проверка домашнего задания по теме «Особенности отдельных океанов» пройдет в форме игры «геодомино». Каждая группа получает набор из 15 игровых карточек. Задания на карточках закодированы. Для расшифровки задания необходимо использовать смартфон с программой QR Code Reader. А ответами на вопросы будут не слова, а карты. Набор карточек, разделённых на две части: в одной части — QR-код, в другой помещён незашифрованный контент (карта). Задания зашифровано QR-кодом, а ответ подбирают с другой карточки (с незашифрованной части). Следующее задание вы решаете с зашифрованной части этой самой карточки.

-Время на работу – 5 минут.

Слайд №2

По истечении времени на экран выводится правильная раскладка игровых карточек.

-Заполните оценочный лист.




Слушаю информацию о способе проверки домашнего заданияВключаются в учебную деятельность по проверке домашнего задания в формате игры. Самопроверка. Самооценка.




Заполняют оценочный лист.

1. Освоение социальных норм и правил поведения (Л).

2. Осуществлять самоконтроль (Р).

3. Умение слушать и вступать в диалог (К).

4. Учет позиции партнеров по учебной деятельности (К).

5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К).

6. Коррекция (Р).

7. Саморегуляция (Р).

8. Самооценка (Л).

3. Этап актуализации знаний. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд №3.

-Сегодняшний урок я хочу начать с отрывка стихотворения А. Усачёва «Схема устройства Земли»:

Раз – кружочек,

Два – кружочек,

Три – кружочек,

Снова круг.

Сколько разных оболочек!

Не Земля, а просто лук.

-Ребята, о чем это стихотворение?

-Сколько оболочек у Земли?

-Как они называются?

-Ребята, есть и пятая оболочка, мы с ней обзорно познакомились в конце 6 класса. Давайте вспомним, как она называется. Для этого вам надо отгадать ребус.

Слайд №4.

Предлагает отгадать ребус, в котором зашифрована оболочка Земли.

-А сейчас попробуйте сформулировать тему нашего урока?

-Какую цель вы поставите перед собой?

-Что нужно сделать, чтобы достичь цели?

Слайд №5.

-Для успешной работы давайте вспомним, что вам уже известно по данной теме.

«Багаж знаний»:

1.Продолжите предложения:

Литосфера – это…

Гидросфера – это…

Атмосфера – это…

Биосфера – это…

2. Что такое природный комплекс? Приведите примеры природных комплексов.

3. Какая наука изучает природные комплексы?

4. Какие компоненты воздействуют на окружающую природу наиболее сильно?

5. Приведите примеры взаимосвязи компонентов природы между собой.

6. Как называется самый большой природный комплекс?

7. А теперь давайте вспомним определение понятия «географическая оболочка» по схеме:

Слайд №6.

Понятие



Что такое?



Существенные признаки

Географическая оболочка

=

непрерывная оболочка Земли

+

включающая нижнюю часть атмосферы, верхнюю часть литосферы, всю гидросферу и биосферу

-Молодцы, ребята, с хорошим багажом знаний приступаете к освоению нового материала.










Вступают в диалог с учителем, дают ответ на вопросы.





Отгадывают ребус и определяют название пятой оболочки.

Формулируют:

-тему урока;

-цель и задачи.




Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, опираясь на имеющиеся знания из курса 6 класса и свой жизненный опыт.











Формулируют определение понятию «географическая оболочка» по предложенной схеме.



1. Выполнение пробного учебного действия (Р).

2. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

3. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

4. Самостоятельное формулирование

познавательной цели (П).

5. Планирование (Р).

6. Смыслообразование (Л).

7. Целеполагание (Р).

4. Этап открытия новых знаний, умений и способов действий.

Организует работу учащихся по открытию новых знаний и способов действий.

Слайд №7.

-Ребята, сейчас вы будете работать в группах по 6 человек над освоением учебного материала, который разбит на 6 блоков. В каждом блоке есть теоретическая и практическая части. Каждый участник группы изучает материал по своему блоку. Затем ребята, изучающие один и тот же блок темы, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу («совет экспертов»). Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, обучают остальных своему блоку темы.

Итак, регламент работы:

-индивидуальная работа в группе – 5 минуты.

-«совет экспертов» - 5 минут.

-обучение в группах блокам темы – 15 минут.

-Ребята, приступаете к работе.

Осуществляете тайм-менеджмент и недоменантную коррекцию коммуникативного процесса во время групповой работы.

Включает всех учащихся в процесс поиска оптимального варианта разрешения учебной задачи.

При необходимости проводит индивидуальную консультацию.

После совета экспертов предлагает учащимся переключиться с умственного труда на физкультминутку для снятия напряжения с мышц.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Выше, выше потянитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели –встали, сели-встали.

И на месте побежали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

-Ребята, приступаете к обучению своему блоку остальных участников группы. Помните - единственный путь освоить весь материал и получить хорошую отметку– это внимательно слушать партнеров по команде. Время на работу – 15 минут.

-В конце урока будет организована проверка степени усвоения нового материала всеми учащимися.

Осуществляет тайм-менеджмент и недоменантную коррекцию коммуникативного процесса во время групповой работы.

-Время подошло к концу. Переходим к следующему этапу урока – закрепление полученных знаний.




Слушают информацию о порядке работы в группах.

Начинают выполнять индивидуальное задание: ищут информацию в учебнике, дополнительных материалах, систематизируют её, обобщают, делают выводы, составляют схемы. Далее участвуют в «совете экспертов». Эксперты после совета возвращаются в группы и начинаются обучать своих партнеров своему блоку нового материала. Ведут активный диалог, переходящий в полилог.


Выполняют физическую разминку вместе с учителем.















После физкультминутки продолжают обучаться в сотрудничестве: каждый участник группы обучает остальных членов команды своему блоку новой темы.


1.Структурирование знаний (П).

2. Анализ, обобщение (П).

3. Установление причинно−следственных связей (П).

4. Построение логической цепи рассуждений, доказательство (П).

5. Осознание ответственности за общее дело (Л).

6. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

7. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

8. Формулирование и аргументация своего мнения (К).

9. Достижение договоренности и согласование общего решения (К).

10. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

11. Внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата (Р).

12. Поиск необходимой информации (П).

13. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П).

14. Преобразовывать информацию из одного вида в другой, строить модель/ схему на основе знания об объекте (П).

15. Выдвигать пути решения проблемы (Р).

16. Осознавать роль человека в преобразовании природы, понимать необходимость рационального использования природных ресурсов (Л).

5. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Организует игровое закрепление.

Слайды №8-18.

Правила игры даны в презентации (нажать на кнопку «правила игры»).

t1608974068aa.png

Корректирует ответы при необходимости. По окончанию игры просит учеников заполнить оценочный лист по результатам данного вида деятельности.

Знакомятся с правилами игры.

Группы выполняют игровые задания.












Самооценка.

Заполняют оценочные лист.

1. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

2. Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К).

3. Осознание ответственности за общее дело (Л)

4. Аргументация своего мнения (К).

5. Осознание качества и уровня усвоения (Р).

6. Этап рефлексии.

Слайд №19.

Приём «Рефлексивная мишень».

-Ребята, вам необходимо с помощью смайликов высказать свое мнение по уроку и оценить свою деятельность на уроке.

t1608974068ab.png

t1608974068ac.jpg

-Где и как можно применять полученные знания?

Выставляет отметки учащимся.

Определяют степень соответствия цели и результатов деятельности.

Отмечают наиболее интересные этапы урока.

















Отвечают на вопрос.

1. Рефлексия способов и условий действия (П).

2. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

3. Самооценка на основе критерия успешности (Л).

4. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л).

5. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

7. Этап информации о домашнем задании.

Задает домашнее задание и инструктирует о способах его выполнения и контроля.

Слайд №20.

§14, выучить определения понятиям по теме урока, устно ответить на вопросы к параграфу (разноуровневые), решить один проблемный вопрос на выбор из 5 предложенных:

1. В связи с сокращением площадей неизмененных человеком ландшафтов становится всё более популярной идея создания «экологических коридоров», которые связывают между собой различные охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки), что даёт возможность диким животным свободно перемещаться на больших пространствах. Используя карты атласа и дополнительную информацию, спроектируйте систему «экологических коридоров» для поддержания популяции снежного барса.

2. Оказывает ли человек влияние на круговорот веществ в природе? Какие искусственные компоненты создали люди в географической оболочке?

3. В географической оболочке происходят разнообразные процессы и явления. Какие признаки отличают географический процесс от географического явления, и какие энергетические источники являются движущими силами процессов и явлений в географической оболочке?

4. Изменяются ли природные комплексы и географическая оболочка во времени? Есть ли на поверхности Земли точки, где нет географической оболочки?

5. Активное изменение природы человеком приводит к нарушению равновесия в географической оболочке. Возможны ли экологические кризисы без участия человека? Как каждый человек может участвовать в ослаблении экологической нагрузки на географическую оболочку?

Задания по желанию:

1. Создать постер (коллаж) «Географическая оболочка».

2. Найти поговорки и пословицы о ритмичности в природе.

3. Проект «Проблема истощения природных ресурсов».

4. Творческое задание (на выбор): ребусы, кроссворд, игра по теме урока.

Записывают в дневник домашнее задание.

Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Задают вопросы по выполнению домашнего задания (если есть).

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания (П).

2. Самоконтроль (Р).

3. Формирование качеств

самообразования (Л).

4. Саморегуляция (Р).

5. Вырабатывают индивидуальный

алгоритм работы (Р).

6. Использовать компьютерные технологии для написания проекта, создания постера, выполнения творческого задания (К).

Приложение.

Оценочная карта

Фамилия, имя, класс учащегося:

Деятельность на уроке

Само-

оценка

Оценка группы

Итоговая оценка

1.проверка домашнего задания «Геодомино»




2.фронтальная работа на уроке




3.индивидуальная работа в группе по изучению блока темы




4.работа в «совете экспертов»




5.обучение участников группы своему блоку темы




6.игра на закрепление нового материала




БЛОКИ ТЕМЫ:

1.

А) географическая оболочка: компоненты, строение, границы, основоположник учения о географической оболочке.

Б) составить схему «Строение географической оболочки».

2.

А) географическая оболочка: этапы формирования.

Б) составить таблицу «Этапы формирования географической оболочки».

Этап

Продолжительность

Событие










3.

А) географическая оболочка: особенности.

Б) составить интеллект-карту «Особенности географической оболочки».

4.

А) примеры взаимодействий оболочек в пределах географической оболочки, круговороты веществ в природе.

Б) составить схему «Круговорот воды в природе».

5.

А) географическая оболочка: свойства.

Б) составить таблицу «Свойства географической оболочки».

Свойство

Причина

Следствие










6.

А) географическая оболочка и человек, антропогенные природные комплексы.

Б) составить схему «Природные ресурсы и их виды».


Географическая оболочка
PPTX / 4.85 Мб
​​​​​​​
Игра "Геодомино"
PDF / 874.63 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации