12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вера Анатольевна Афанасьева54

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖКТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД" ГОРОДА САФОНОВО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Принято на педагогическом совете МБОУ "Начальная школа - детский сад"

Протокол №__от __________

Заместитель директора по УВР

Афанасьева В.А.

Утверждено

Директор МБОУ "Начальная школа - детский сад"

Прудникова Е.В.________________________

Приказ №___от__________















Рабочая программа

«Уроки психологического развития»

по коррекции и развитию познавательной и когнитивно - личностной сферы обучающихся 1-4 классов  с использованием комплекса упражнений «Гимнастика мозга»













Сафоново

2020


























Пояснительная записка



Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся.

В связи с этим комплексная психолого-педагогиче­ская задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкрет­ных знаний по школьным дисциплинам, но и сформи­ровать у учащихся представления об обобщенных при­емах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного разви­тия, а с другой стороны - это путь формирования пси­хологической основы обучения, обладающий внутрен­ним потенциалом развития, который позволит в буду­щем осуществляться не только саморазвитию и саморе­гуляции личности, но и самостоятель­но приобретать знания.

В последнее время, среди обучающихся младших классов, возрастает число детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уров­нем их когнитивно - личностного развития. Поэтому ока­зание действенной психологической помощи обучающимся на начальном этапе обучения в настоящее время стано­вится особенно актуальной задачей.

Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития обучающихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стрем­ление доказывать свою точку зрения, критически ос­мысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекват­ной самооценки, что является необходимым для станов­ления мировоззрения условием формирования направ­ленности личности обучающихся.

Многолетние исследования эффективности обучения младших школьников, по развивающим дидактическим системам выявили важный, в плане форми­рования основ мировоззрения, у младших школьников результат. Он состоит в том, что осуществление общего психологического развития обучающихся, и мыслительной деятельности в частности, закономерно приводит к лич­ностному становлению школьников, формированию у них критического отношения к явлениям окружающей действительности, умению выбирать адекватные формы своего поведения в конкретной ситуации.

Данная программа психологического развития приводит к улучшению познавательной (степень расчлененности восприя­тия, сформированность мыслительных операций срав­нения, содержательного анализа, установления законо­мерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления) и когнитивно-личностной сферы обучающихся (фор­мирование положительного отношения к школе и уче­нию, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление от­стаивать свое мнение, формирование адекватной само­оценки, повышение интереса ко всем школьным уро­кам, исчезновение боязни отвечать на уроках, рост школьной успеваемости).

В каждое занятие программы включены упражнения для улучшения мозговой деятельности «Гимнастика мозга» (П.Деннисон, Г.Деннисон), которые используется с целью эффективного усвоения информации и (или) снятия стрессового напряжения.

С помощью специально организованных и очень простых упражнений мозг и тело человека приводятся в сбалансированное состояние, устанавливается гармоничная связь между мышлением, эмоциями и телом, что дает возможность детям эффективнее усваивать информацию, успешно овладевать даже самыми сложными интеллектуальными действиями. Комплекс упражнений «Гимнастика мозга» снимает стрессовые телесные зажимы, помогает «включить» и интегрировать различные отделы мозга, восстанавливает проводимость сигнала между мозгом и другими частями тела.



Цель и задачи программы

Цель программы:

Комплексное развитие и коррекция познавательной и когнитивно-личностной сферы обучающихся.




Задачи программы:

развитие познавательных процессов учащихся (различных видов восприятия, внимания, памяти, логического мышления, воображения, ощущений, общей координации и координации тонких движений, развитие аналитических способностей, умственных операций отвлечения и обобщения);

формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т.е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);

формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами;

формирование произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами - восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче;

обучение рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста (1 - 4 класс).

Количество обучающихся в группе до 10 человек.

Занятия проходят 1 раз в неделю по 25-30 мин в 1 классе, со 2 по 4 классы – 1 раз в неделю по 30-35 мин.



Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов (1 класс)

Второй уровень результатов (2 класс)

Третий уровень результатов (3-4 класс)

Развитие сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формирование предпосылок овладения учебной деятельностью.



Развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития.

Формирование словесно-логического понятийно­го мышления, развитие произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигатель­ной сферах), внутреннего плана действия.





Содержание изучаемого курса

Процессы анализа и синтеза пронизывают всю позна­вательную деятельность обучающихся. Основное направле­ние здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и ин­терпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта обучающихся путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и од­ного и того же вида, сравнения их в том или ином от­ношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений (урок 5, задание 4 «Назови и проверь постукиванием»; урок 8, задание 2 «Играем в индейцев»; урок 6, задание 2 «Шершавые дощечки» и др.).

Главная задача, решаемая в процессе развития вос­приятия, — научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства вос­принимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность (урок 26, зада­ние 3 «Все ли ты увидел?»; урок 29, задание 3 «Зага­дочные контуры» и др.).

При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение од­новременно двух или больше действий. Такое умение также основывается на расчлененном, дифференциро­ванном отражении различных параметров и условий деятельности (урок 19, задание 2 «Крестики, точки», задание 3 «Пишущая машинка»; урок 98, задание 2 «Невидящие и неслышащие» и др.).

Основным направлением в развитии памяти школь­ников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспо­могательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объ­екты на части, выделять в них различные свойства, ус­танавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных зна­ков (урок 49, задание 2 «Подбери картинку»; урок 58, задание 2 «Запомни фигуры» и др.).

Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее опера­ций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логиче­ских операций. Путь от глобального, целостного к диф­ференцированному, конкретному реализуется в после­довательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличаю­щимися, и где, следовательно, осуществляется доста­точно грубый их анализ, и переходя к заданиям с опе­рированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого ана­лизирования. Таким образом, постепенно закладывают­ся основы абстрактного мышления у младших школь­ников (урок 108, задание 2 «Только одно свойство» и др.). Не менее важной является и подготовка мышле­ния учащихся к переходу на более высокие уровни по­нятийного и словесно-логического мышления, требова­ния к которым в средней школе значительно повыша­ются. Поэтому на уроках психологического развития вырабатываются у обучающихся умения определять соот­ношения конкретных и более общих понятий: «род-вид», «целое-часть», «причина-следствие» и др., форми­руются элементарные логические операции (урок 86, задание 1 «Расположи слова»; урок 99, задание 2 «Це­лое-часть»; урок 102, задание 1 «Найди причину и следствие» и др.).

При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического разви­тия, выполняются задания как на воссоздающее (урок 97, задание 3 «Тропинка»), так и на творческое вообра­жение (урок 69, задание 3 «Что это?»; урок 83, зада­ние 3 «Закончи рисунки» и др.). Работа начинается с выполнения заданий, в которых разные заданные эле­менты включаются в разные системы связей (урок 64, задание 3 «Закончи рисунок» и др.), и заканчивается заданиями, в которых один и тот же заданный элемент должен быть включен также в разные системы связей (урок 92, задание 3 «Закончи рисунок» и др.).

Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологиче­ского развития младших школьников - формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и пси­хологических новообразований данного возрастного пе­риода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения просто­го задания, требующего оперирования целостными об­разами объектов, значительно различающихся между собой (урок 11, задание 1 «Найди одинаковые» и др.). Постепенно переходят к нахождению заданного образца среди изображений, отличающихся малозаметными де­талями (урок 11, задание 4 «Найди образец» и др.), и выполнению заданий по самостоятельному воспроизве­дению образцов, заданных в словесной форме (урок 41, задание («Графический диктант»)).

Аналогично осуществляется развитие психологиче­ских новообразований младшего школьного возраста, например, внутреннего плана действия. Первые задания направлены на развитие умения расчлененно восприни­мать, понимать и выполнять словесные указания взрос­лого (урок 2, задание 1 «Учимся слушать и выпол­нять»), затем умения оперировать объектами или их частями во внутреннем плане, но со зрительной опорой (урок 58, задание 1 «Совмести фигуры»; урок 63, зада­ние 1 «Поверни квадрат» и др.), а затем переходят к за­даниям, требующим умения оперировать объектами во внутреннем плане без зрительной опоры (урок 81, зада­ние I «Муха» и др.).

Точно так же, основываясь на законе дифференциа­ции и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формиро­вание и других важных для учебной деятельности пси­хологических качеств (пространственных представле­ний, умения подчинять свои действия заданной системе требований, произвольности и др.).



Структура занятия

Вводная часть.

Задачей вводной части является создание у обучающих­ся определенного положительного эмоционального фона.

Важным моментом вводной части является выполне­ние упражнений для улучшения мозговой деятельности («Гимнастика мозга» П.Деннисон, Г.Деннисон). Для каж­дого урока подобраны специальные упражнения, стиму­лирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.

Основная часть.

Задания подбирались с учетом их направленности на осуществление дифферен­циации познавательных структур. Для дос­тижения развивающего эффекта необходимо неодно­кратное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса обучающих­ся к повторным выпол­нениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности. Реа­лизуется принцип «спирали», т.е. возвращение к од­ному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности (от I класса к IV).

Заключительная часть.

Задача: под­ведение итогов занятия, обсуждение результатов рабо­ты обучающих­ся и тех трудностей, которые у них возника­ли при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы обучающих­ся на вопрос, чем же они занимались и чему научились.



Оценка эффективности занятий психологического развития

Для оценки эффективности можно использовать следующие показатели:

степень помощи, которую оказывает педагог-психолог обучающимся при выполнении заданий: чем помощь педагога-психолога меньше, тем выше самостоятельность учени­ков и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

поведение обучающихся на занятиях: живость, актив­ность, заинтересованность школьников обеспечи­вают положительные результаты уроков;

результаты выполнения контрольных психологи­ческих заданий, в качестве которых даются зада­ния, уже выполнявшиеся обучающимися, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли обучающиеся с этими заданиями само­стоятельно;

косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по раз­ным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой обучающихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внима­тельности, улучшение мыслительной деятельности и др.).



Планируемые результаты



После окончания курса «Уроки психологического развития» обучающиеся должны уметь:

Самостоятельно выполнять данное учителем задание;

Проявлять собственную активность в получении знаний;

Уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания.



Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Личностные

- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);

- самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);

- смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний).

Коммуникативные

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки зрения;

- учет разных мнений и умение обосновать собственное;

- умение слушать собеседника;

- потребность в общение со взрослыми и сверстниками.

Регулятивные

- целеполагание;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;

- саморегуляция.

Познавательные

- рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- поиск и выделение необходимой информации;

- самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- установление причинно-следственных связей.

Критериями эффективности программы являются (фиксируются в процессе наблюдения освоения обучающимися программы):

снижение уровня школьной тревожности;

мотивация на саморазвитие;

повышение коммуникативной компетентности;

активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).

Объективными методами измерения эффективности программы служат диагностические опросные методы.

Учебно-методическое обеспечение программы:



1. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IVклассов). - М., 2014

2. Материалы к занятиям для учащихся 1-4 классов «120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П. - М., 2014

3. Интеллектуальные задания

Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть некоторыми понятиями.

Дискуссионные методы

Групповая дискуссия позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.

Метод признания достоинств

Данный метод позволяет стабилизировать самооценку ребёнка, почувствовать уверенность в себе и осознать потребность в достижениях и стремление к успеху.

Материально-техническое оснащение и оборудование. Занятия могут проходить как в специально оборудованном для тренингов классе, а также и в учебном классе после занятий. Кабинет должен быть оборудован стульями, какой-либо доской или стеной для возможности крепить продукты труда.

Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

магнитофон с устройством для прослушивания CD-дисков;

принадлежности для рисования: гуашевые краски, кисти, баночки для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага формата А4, А2, А1;

клей, степлер, скотч-лента, ножницы,

бейджи,

магниты для крепления продуктов на доске,

мячик;

тетрадь для занятий, ручки для каждого участника;

заготовленные задания ведущего на каждое занятие и упражнение;

записи инструментальных фоновых мелодий;

необходимое оборудование при проведении психологических игр (индивидуально для каждой игры и указано в сценариях).



Программа составлена на основе авторской программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» разработанной кандидатом психологических наук Н.П. Локаловой (Психологический институт Российской академии образования) и комплекса упражнений «Гимнастика мозга», авторы: П.Деннисон, Г.Деннисон.



Список источников



1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Изда­тельство «ACT», 2003.

2. Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя начальной школы. М.: «Вита-Пресс», 2003.

3. Кикоин ЕЛ. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. Методические рекомендации для учителя начальных классов. М.: 1993.

4. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IVклассов). - М.: «Ось-89», 2014.

5. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. М.: Издательство «Первое сентября», 2004.

6. Тесты для фиксации уровня развития познава­тельных процессов (внимания, восприятия, вооб­ражения, памяти и мышления) / Сост. С.И. Вол­кова. М., 1993.



















Календарно-тематическое планирование 1класс

Дата проведения

план. / факт.

Тема занятия

Содержание

Методики и задания

1



Словесные обозначения предметов. Слуховые ощущения.

Активизация работы обоих полушарий, подготовка к усвоению знаний.

Развитие умения точно и правильно называть предметы.

Развитие слуховых ощущений.

Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения».

Назови предметы.

Послушай тишину.

Узнай по звуку.



2



Внимание (сосредоточенность). Зрительные ощущения.

Улучшение внимания, правописания, ясного восприятия и речи.

Развитие произвольного внимания.

Развитие зрительных ощущений.

Упражнение мозговой гимнастики «Думающий колпак».

Выполни команду.

Какого цвета?

Цветные полоски.

3



Артикуляция. Пространственные представления.

Улучшение мыслительной деятельности, навыков чтения.

Развитие артикуляции.

Развитие пространственных представлений (усвое­ние понятий «следует за», «находится перед», «сле­ва», «справа», «между», «сверху», «снизу»).

Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой».

Произнеси чисто.

Раскрась правильно.

4



Фонетико-фонематическое восприятие. Пространственные представления. Понятийное мышление

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, понимания при чтении. Развитие фонетико-фонематического восприятия.

Развитие пространственных представлений (опреде­ление местоположение объекта в строке и столбце).

Развитие понятийного мышления.

Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр».

Найди ошибку.

Определи фигуру.

Назови одним словом.

Конкретизация понятий.

5



Выполнение словесных поручений. Самоконтроль. Слуховые ощущения. Слуховое восприятие.

Активизация внимания, улучшение навыков чтения.

Развитие умения выполнять словесные поручения.

Формирование элементов самоконтроля.

Развитие слуховых ощущений.

Упражнение мозговой гимнастики «Кнопки мозга».

Учись слушать и выполнять.

Учитель – ученик, ученик – учитель.

Послушай звуки.

Назови и проверь постукиванием.

6



Внимание (объем). Осязательные ощущения.

Активизация внимания, улучшение навыков чтения.

Развитие объема внимания.

Развитие осязательных ощущений.

Упражнение мозговой гимнастики «Кнопки мозга».

Кто точнее нарисует.

Шершавые дощечки.

7



Память (непосредственная вербальная). Пространственные представления.

Активизация структур, обеспечивающих запоминание, повышение устойчивости внимания. Развитие непосредственной вербальной памяти.

Развитие пространственных представлений (пони­мание терминов «выше», «ниже», «левее», «пра­вее», «на», «над», «под»).

Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».

Магнитофон.

Переверни рисунок.

Что? Где?

8



Внимание (сосредоточенность). Память

(непосредственная вербальная)

Активизация структур, обеспечивающих запоминание, повышение устойчивости внимания. Развитие слухового внимания.

Развитие непосредственной вербальной памяти.

Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».

Слушай звуки улицы.

Поиграем в «индейцев».

Угадай, кто говорит.

У кого ряд длиннее?

9



Память (двигательная). Пространственные представления. Понятийное мышление.

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, координации движений. Развитие памяти на последовательность действий.

Развитие пространственных представлений (на­правления движения).

Развитие понятийного мышления.

Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

Телеграфисты.

Куда указывают стрелки?

Подбери картинки.

10



Анализ образца. Память

(непосредственная зрительная).

Внимание (устойчивость).

Повышение концентрации внимания, актуализация кратковременной памяти.

Развитие умения анализировать и сравнивать об­разец.

Развитие произвольного внимания.

Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель».

Найди одинаковые.

Где ошибся Буратино?

Одинаковые ли бусы?

Найди образец.

Найди картинку.

Перепутанные линии.

11



Образное мышление. Зрительно-двигательные координации.

Память

(непосредственная зрительная)

Улучшаем зрительно-моторную координацию. Развитие зрительных ощущений и образного мыш­ления.

Развитие зрительно-двигательных координации.

Развитие зрительной произвольной памяти.

Упражнение мозговой гимнастики «Тянем - потянем».

Цветная сказка.

Штриховка.

Запомни точно.

12



Память (непосредственная зрительная). Пространственные представления. Понятийное мышление.

Улучшаем зрительную память, внимание, снимаем напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении.

Развитие зрительной памяти.

Развитие пространственных представлений (пони­мание терминов «внутри», «вне», «на»).

Развитие понятийного мышления.

Упражнение мозговой гимнастики «Сова».

Нарисуй по памяти.

Выполни правильно.

Вордбол.

13



Пространственные представления. Выполнение словесных поручений.

Зрительные ощущения.

Активизация работы обоих полушарий, подготовка к усвоению знаний.

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.

Развитие умения воспринимать словесные указа­ния и подчинять им свою деятельность.

Развитие зрительных ощущений.

Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения».

Где этот домик?

Чей узор лучше?

Найди предметы одного цвета.

Цветовая «угадайка».

14



Анализ образца. Слуховые ощущения.

Улучшение внимания, правописания, ясного восприятия и речи.

Развитие умения воспроизводить образец.

Развитие слуховых ощущений.

Упражнение мозговой гимнастики «Думающий колпак».

Раскрась правильно.

Шумящие коробочки.

15



Осязательные ощущения.

Внимание

( переключение). Точность движений

(макродвижения).

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, координации движений. Развитие осязательных ощущений.

Развитие произвольного внимания.

Развитие точности движений (макродвижений).

Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

Шершавые дощечки.

Расставь слова.

Зашифруй слова.

Зашифруй цифры.

Точные движения.

Как звонки тарелки и ложки.ю

16



Анализ образца. Зрительное восприятие формы.

Улучшаем восприятие, внимание, память, навыки письма.

Развитие умения копировать образец.

Развитие зрительного восприятия (выделение формы).

Развитие осязательных ощущений.

Упражнение мозговой гимнастики «Слон».

Срисуй фигуры точно

Путаница.

Найди одинаковые.

Назови фигуры.

Тяжелые коробочки.

17



Осязательные ощущения.

Память (непосредственная зрительная).

Улучшаем зрительную память, внимание, снимаем напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении.

Развитие мышления (абстрагирование).

Развитие непосредственной зрительной памяти.

Упражнение мозговой гимнастики «Сова».

Найди одинаковые.

Запомни и найди.

Запомни и нарисуй.

18



Зрительный анализ. Словесный синтез. Понятийное мышление

Активизация структур, обеспечивающих запоминание, повышение устойчивости внимания. Развитие зрительного анализа.

Развитие словесного синтеза.

Развитие понятийного мышления.

Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».

Кто наблюдательнее.

Магнитофон.

Назови одним словом.

Конкретизация понятий.

Вордбол.

19



Осязательные ощущения.

Внимание

( устойчивость).

Трансформируем отрицательные эмоции в положительные, улучшаем внимание, ясное восприятие речи.

Развитие осязательных ощущений.

Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение).

Упражнение мозговой гимнастики «Сгибание пятки».

Тяжелые коробочки.

Крестики, точки.

Пишущая машинка.

20



Зрительный анализ. Внимание

(переключение). Пространственные представления.

Активизация внимания, улучшение навыков чтения.

Развитие зрительного анализа.

Развитие произвольного внимания (переключение).

Развитие пространственных представлений.

Упражнение мозговой гимнастики «Кнопки мозга».

Сгруппируй буквы.

Синхронный счет.

Цветной ксилофон.

Живые цепочки.

21



Мышление (анализ) Анализ образца. Зрительно-двигательные координации.

Улучшаем зрительно-двигательную координацию. Развитие процессов анализа.

Развитие умения воспроизводить образец.

Развитие зрительно-двигательных координации.

Упражнение мозговой гимнастики «Симметричные (зеркальные) рисунки».

Найди отличия.

Дорисуй недостающие детали.

Нарисуй точно такие же.

Бусинки.

Проведи, не касаясь.

Спящий дракон.

22



Мышление (гибкость) Внимание

(распределение). Мышление (сравнение).

Повышение концентрации внимания, актуализация кратковременной памяти.

Развитие гибкости мышления.

Развитие произвольного внимания (распределение).

Формирование умения сравнивать.

Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель».

Способы применения предмета.

Соблюдай правило.

Сравнение слов.

Учимся сравнивать.

23



Пространственные представления.

Анализ и синтез (анаграммы).

Внимание

(переключение, устойчивость).

Улучшаем внимание, правописание, восприятие и речь.

Развитие пространственных представлений.

Развитие процессов анализа и синтеза (анаграммы).

Развитие произвольного внимания (переключение, устойчивость).

Упражнение мозговой гимнастики «Думающий колпак».

Поставь значки.

Отгадай слова.

Называй и считай.

Алфавит.

24



Звуковой синтез. Внимание (объем). Пространственные представления.

Трансформируем отрицательные эмоции в положительные, улучшаем внимание, ясное восприятие речи.

Развитие звукового синтеза.

Развитие произвольного внимания (объем).

Развитие пространственных представлений (усвое­ние словесных обозначений).

Упражнение мозговой гимнастики «Сгибание пятки».

Подбери слова.

Найди слоги.

Говори правильно.

25



Понятийное мышление. Память (двигательная).

Пространственные представления.

Улучшаем мыслительную деятельность.

Развитие понятийного мышления.

Развитие памяти на последовательность действий.

Развитие пространственных представлений (ориен­тировка в пространстве).

Упражнение мозговой гимнастики «Кнопки космоса».

Вордбол.

Телеграфисты.

Где спрятались .игрушки.

26



Мышление (синтез). Мышление

(установление закономерностей). Наблюдательность.

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, понимания при чтении. Развитие мышления (процессы синтеза).

Умение устанавливать закономерности.

Развитие наблюдательности.

Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр».

Составление предложений.

Найди девятый.

Все ли ты увидел?

27



Мышление (сравнение). Зрительное восприятие формы.

Память

(непосредственная зрительная).

Улучшаем зрительную память, внимание, снимаем напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении.

Развитие умения сравнивать.

Развитие умения анализировать форму предметов.

Развитие непосредственной зрительной памяти.

Упражнение мозговой гимнастики «Сова».

Найди одинаковые и отличающиеся.

Составь фигуру.

Запомни картинки.

Запомни порядок.

28



Мышление (сравнение). Мышление

(синтез).

Зрительно-двигательные координации.

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, координации движений. Развитие умения сравнивать.

Развитие мышления (процессы синтеза).

Развитие зрительно-двигательных координации.

Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

Найди одинаковые.

Назови предмет.

Молния.

Речка.

29



Мышление (сравнение). Саморегуляция. Зрительное восприятие формы.

Активизация работы обоих полушарий, подготовка к усвоению знаний.

Развитие умения сравнивать.

Формирование процессов саморегуляции.

Развитие зрительного восприятия (восприятие формы).

Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения».

Сравни предметы.

Образец и правило.

Загадочные контуры.

30



Внимание (в условиях коллективной деятельности). Зрительное восприятие. Анализ образца. Мышление

( абстрагирование).

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, понимания при чтении. Развитие внимания в условиях коллективной дея­тельности.

Развитие восприятия (расчлененность).

Развитие умения копировать образец.

Развитие мышления (абстрагирование признаков).

Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр».

Делаем вместе.

Найди фото.

Нарисуй так же.

Покажи одинаковые.

31-33



Словесные обозначения предметов. Слуховые ощущения.

Резерв времени





t1605085531aa.png





















Календарно-тематическое планирование 2 класс

Дата проведения

план. /факт.

Тема занятия

Содержание

Методики и задания

1

(31)



Внимание (распределение).

Память слуховая.

Мышление наглядно – образное.

Активизация структур, обеспечивающих запоминание, повышение устойчивости внимания. Развитие произвольного внимания.

Развитие слуховой памяти.

Развитие наглядно-образного мышления.

Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».

Подсчитай правильно.

Повтори цифры.

Найди путь.

2

(32)



Пространственные представления. Мышление наглядно-образное.

Улучшаем мыслительную деятельность.

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.

Развитие наглядно-образного мышления.

Упражнение мозговой гимнастики «Кнопки космоса».

Куда ускакал зайчик?

Полянки.

3

(33)



Произвольность.

Пространственные представления. Память зрительная.

Улучшаем зрительную память, внимание, снимаем напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении.

Развитие зрительной памяти.

Развитие пространственных представлений.

Развитие произвольности средних движений.

Упражнение мозговой гимнастики «Сова».

Летает – не летает.

Выполняй правильно.

Запомни и нарисуй.

4

(34)



Мышление (установление закономерностей).

Память вербальная .

Улучшение мыслительной деятельности, навыков чтения.

Развитие мышления (установление закономерно­стей на абстрактном материале).

Развитие вербальной памяти.

Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой».

Найди фигуры.

Слова, начинающиеся с одной буквы.

5

(35)



Пространственные представления. Память логическая.

Психомоторика.

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, координации движений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.

Развитие логической памяти (установление ассо­циативных связей).

Развитие тонко координированных движений.

Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

Выше, слева, правее, снизу

Соседнее, через одно

Объедини слова

Сделаем бусы

Вырежи фигурки

6

(36)



Мышление наглядно-образное. Внимание (устойчивость).

Мышление (синтез).

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, координации движений. Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие произвольного внимания (устойчивость).

Развитие мышления (процессы синтеза).

Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

Полянки

Назови по порядку

Что здесь изображено?

7

(37)



Мышление (установление закономерностей).

Мышление (анализ).

Психомоторика.

Повышение концентрации внимания, актуализация кратковременной памяти.

Развитие мышления (установление закономерно­стей на абстрактном материале).

Развитие мышления (процессы анализа).

Развитие точности произвольных движений.

Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель».

Найди фигуры

Раздели на части

Кто точнее?

8

(38)



Восприятие зрительное.

Мышление (анализ).

Слуховые ощущения.

Улучшаем восприятие, внимание, память, навыки письма.

Развитие зрительного восприятия (выделение бук­венных форм).

Развитие мышления (процессы анализа).

Развитие слуховых ощущений.

Упражнение мозговой гимнастики «Слон».

Назови буквы

Какой? Какая? Какие?

Шумящие коробочки

9

(39)



Внимание (распределение). Осязательные ощущения.

Активизация внимания, улучшение навыков чтения.

Развитие произвольного внимания (распределение).

Развитие осязательных ощущений.

Упражнение мозговой гимнастики «Кнопки мозга».

Вычеркивай буквы и слушай

Сколько знаков?

Разложи вслепую

10

(40)



Мышление (анализ, синтез).

Память зрительная.

Внимание.

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, понимания при чтении. Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза.

Развитие зрительной памяти.

Формирование элементов самоконтроля.

Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр».

Отгадай слова

Нарисуй по памяти

Запретный номер

11

(41)



Произвольность.

Мышление (нахождение общих признаков).

Психомоторика.

Повышение концентрации внимания, актуализация кратковременной памяти.

Развитие умения подчиняться словесным указани­ям взрослого.

Развитие мышления (нахождение общих призна­ков в несвязанном материале).

Развитие двигательной сферы.

Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель».

Графический диктант

Поиск общего

Попади в свой кружок

12

(42)



Пространственные представления. Мышление наглядно-образное. Мышление (гибкость).

Улучшение мыслительной деятельности, навыков чтения.

Развитие пространственного восприятия.

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие гибкости мыслительной деятельности.

Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой».

Найди пирамиду

Нарисуй кресло

Полянки

Заселение дома

13

(43)



Мышление (установление закономерностей).

Память зрительная.

Мышление (анализ).

Активизация структур, обеспечивающих запоминание, повышение устойчивости внимания. Развитие мышления (установление закономерно­стей).

Развитие непосредственной зрительной памяти.

Развитие мышления (процессы анализа).

Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».

Найди фигуры

Точно такие

Раскрашивание фигур

Заполни рисунок

14

(44)



Пространственные представления. Память (слуховая).

Память зрительная.

Активизация структур, обеспечивающих запоминание, повышение устойчивости внимания. Развитие пространственных представлений.

Развитие зрительной памяти.

Развитие слуховой памяти.

Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».

Шарики в трубочке

Подбери заплатку

Повтори и добавь

Найди образец

15

(45)



Мышление (выделение существенного). Мышление (анализ).

Активизация работы обоих полушарий, подготовка к усвоению знаний.

Развитие умения выделять существенные признаки.

Развитие умения соотносить с образцом.

Развитие слуховых ощущений.

Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения».

Выбери главное

Найди подходящий треугольник

Шумящие коробочки

16

(46)



Мышление (анализ, синтез). Пространственные представления. Воображение.

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, понимания при чтении. Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза.

Развитие пространственных представлений.

Развитие воображения.

Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр».

Отгадай слова

Диктант пространственных действий

Волшебный лес

17

(47)



Ощущения осязательные.

Память опосредованная.

Мышление (установление закономерностей).

Ощущения мышечные.

Улучшение внимания, правописания, ясного восприятия и речи.

Развитие осязательных ощущений.

Развитие опосредованной памяти.

Развитие мышления (установление закономерно­стей).

Развитие мышечных ощущений (чувство усилия).

Упражнение мозговой гимнастики «Думающий колпак».

Шершавые дощечки

Подбери картинку

Найди фигуры

рукопожатие

18

(48)



Ощущения слуховые.

Внимание (устойчивость, переключение).

Мышление наглядно-образное.

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, координации движений. Развитие слуховых ощущений.

Развитие произвольного внимания (устойчивость, переключение).

Развитие наглядно-образного мышления.

Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

Шумящие коробочки

Крестики, точки

Раздели квадрат

19

(49)



Ощущения осязательные.

Память опосредованная.

Ощущения зрительные.

Активизация структур, обеспечивающих запоминание, повышение устойчивости внимания. Развитие осязательных ощущений.

Развитие опосредованной памяти.

Развитие зрительных ощущений.

Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».

Тяжелые коробочки

Подбери картинку

Цветовая угадайка

20

(50)



Внимание (распределение).

Мышление (сравнение, установление закономерностей).

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, понимания при чтении. Развитие произвольного внимания (распределение внимания в условиях коллективной деятельности).

Развитие мышления (умение сравнивать).

Развитие мышления (установление закономерно­стей).

Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр».

Делаем вместе

Найди отличающиеся

Найди девятый

21

(51)



Память опосредованная.

Мышление наглядно-образное. Восприятие слуховое.

Активизация структур, обеспечивающих запоминание, повышение устойчивости внимания. Развитие опосредованной памяти.

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие слухового восприятия.



Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».

Зашифруй предложение

Ленточки

Назови и проверь постукиванием

22

(52)



Память вербальная.

Пространственные представления.

Улучшаем зрительную память, внимание, снимаем напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении.

Развитие словесной памяти и произвольного вни­мания.

Развитие пространственных представлений.

Упражнение мозговой гимнастики «Сова».





Что изменилось?

Что не изменилось?

Превращение фигур

23

(53)



Мышление (анализ, синтез). Психомоторика.

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, координации движений. Развитие умения воспроизводить образец.

Развитие мышления (процессы синтеза).

Развитие двигательной сферы (макродвижения).

Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

Дорисуй рисунок

Что здесь изображено?

Иголка и нитка

24

(54)



Мышление (анализ).

Мышление наглядно-образное. Ощущения осязательные.

Улучшаем мыслительную деятельность.

Развитие мышления (процессы анализа).

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие осязательных ощущений.

Упражнение мозговой гимнастики «Кнопки космоса».

Найди футболистов в одинаковой форме

Цирк

Раздели квадрат

Шершавые дощечки

25

(55)



Память опосредованная.

Ощущения зрительные.

Произвольность.

Активизация структур, обеспечивающих запоминание, повышение устойчивости внимания. Развитие опосредованной памяти.

Развитие зрительных ощущений.

Развитие двигательной сферы (подчинение поведе­ния внешним сигналам).

Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».

Зашифруй предложение

Цветовая угадайка

зеваки

26

(56)



Мышление (сравнение).

Память зрительная.

Мышление (установление закономерностей).

Ощущения мышечные.

Улучшение мыслительной деятельности, навыков чтения.

Развитие мышления (операция сравнения).

Развитие зрительной непосредственной памяти.

Развитие мышления (установление закономерно­стей).

Развитие мышечных ощущений (чувство усилия).

Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой».

Найди одинаковые

Одинаковое, разное

Точно такие

Найди девятый

рукопожатие

27

(57)



Мышление (обобщение, установление закономерностей).

Ощущения осязательные.

Повышение концентрации внимания, актуализация кратковременной памяти.

Развитие мышления (обобщение наглядного мате­риала).

Развитие мышления (установление закономерно­стей).

Развитие осязательных ощущений.

Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель».

Четвертый лишний

Найди фигуры

Тяжелые коробочки

28

(58)



Внутренний план действий.

Память опосредованная. Произвольность.

Активизация структур, обеспечивающих запоминание, повышение устойчивости внимания. Развитие внутреннего плана действия.

Развитие зрительной опосредованной памяти.

Развитие двигательной сферы (умение быстро за­тормозить свои движения).

Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».

Совмести фигуры

Запомни фигуры

Замри!

29

(59)



Внимание (распределение).

Мышление (абстрагирование). Пространственные представления.

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, понимания при чтении. Развитие произвольного внимания (распределение).

Развитие мышления (абстрагирование?.

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.

Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр».

Вычеркивай буквы и слушай

Посмотри вокруг

Где находится чайник?

30

(60)



Мышление (сравнение, установление закономерностей).

Восприятие зрительной.

Активизация работы обоих полушарий, подготовка к усвоению знаний.

Развитие мышления (умение сравнивать).

Развитие мышления (установление закономерно­стей).

Развитие зрительного восприятия формы.

Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».

Найди отличающиеся

Найди девятый

Загадочные контуры

31-34



Внимание (распределение).

Память слуховая.

Мышление наглядно-образное.

резерв





Указатель номеров уроков, задания которых направлены на развитие соответствующих психологических процессов 2 класс.

Номера уроков

Ощущение

8, 9, 15, 17, 18, 19, 24, 25, 26, 27

Восприятие

8, 21, 30

Внимание

1, 6, 9, 10, 18, 20, 29

Память

1, 3, 4, 5, 10, 13, 14, 17, 19, 21, 22, 25, 26, 28

Мышление

1, 2, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 23, 24, 26, 27, 29, 30

Воображение

16

Пространственные представления

2, 3, 5, 12, 14, 16, 22, 29

Самоконтроль

10

Произвольность

3, 11, 25, 28

Психомоторика

5, 7, 11, 23

Внутренний план действий

28







Календарно-тематическое планирование 3 класс (1-34)

Дата проведения

план. / факт.

Тема занятия

Содержание

Методики и задания

1

(61)



Память опосредованная. Мышление логическое. Произвольность движений.

Улучшаем зрительную память, внимание, снимаем напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении.

Развитие зрительной опосредованной памяти.

Развитие логического мышления.

Развитие произвольности движений.

Упражнение мозговой гимнастики «Сова».

Запомни фигуры

Логический квадрат

Обводи точно

2

(62)



Мышление (обобщение). Память опосредованная. Мышление

(установление закономерностей).

Активизация структур, обеспечивающих запоминание, повышение устойчивости внимания. Развитие мышления (процессы обобщения).

Развитие опосредованной памяти.

Развитие мышления (установление закономерно­стей).

Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».

Четвертый лишний

Письмо инопланетянина

Найди девятый

3

(63)



Внутренний план действий.

Мышление

(установление закономерностей). Внимание (устойчивость).

Улучшение внимания, правописания, ясного восприятия и речи.

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие мышления (установление закономерно­стей).

Развитие произвольного внимания (устойчивость).

Упражнение мозговой гимнастики «Думающий колпак».

Поверни квадрат

Найди девятый

Пишущая машинка

4

(64)



Мышление (ассоциативное). Мышление

(обобщение). Воображение.

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, понимания при чтении. Развитие ассоциативного и обобщающего мыш­ления.

Развитие воображения.

Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр».

Свяжи слова

Найди четвертый лишний

Закончи рисунок

5

(65)



Внутренний план действий.

Произвольность движений.

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, координации движений. Развитие внутреннего плана действия.

Развитие произвольности движений.

Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

Муха

Бери осторожно

6

(66)



Память зрительная. Мышление вербально-смысловое. Пространственные представления.

Трансформируем отрицательные эмоции в положительные, улучшаем внимание, ясное восприятие речи.

Развитие зрительной памяти.

Развитие вербального мышления.

Развитие пространственных представлений.

Упражнение мозговой гимнастики «Сгибание пятки».

Запомни сочетания фигур

Раздели на группы

Фигуры и значки

7

(67)



Мышление (словесно- логическое).

Внутренний план действий.

Произвольность движений

( помехоустойчивость).

Активизация работы обоих полушарий, подготовка к усвоению знаний.

Развитие словесно-логического мышления (выде­ление существенных признаков).

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие произвольности движений (помехоустой­чивость).

Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения».

Выбери главное

Совмести фигуры

Знай свой темп

8

(68)



Мышление (аналогии). Внутренний план действий.

Произвольность движений.

Улучшение мыслительной деятельности, навыков чтения.

Развитие словесно-логического мышления (анало­гии).

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие произвольности движений (умение за­тормозить движение).

Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой».

Назови четвертое слово

Муха

Запретное движение

9

(69)



Мышление (сравнение). Произвольность

(помехоустойчивость интеллектуальных процессов).

Воображение.

Активизация работы обоих полушарий, подготовка к усвоению знаний.

Развитие мышления (умение сравнивать).

Развитие произвольности движений (помехоустой­чивость).

Развитие воображения.

Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения».

Одинаковое, разное

Не путай цвета

Что это?

10

(70)



Память (опосредованная вербальная).

Мышление (установление закономерностей).

Активизация структур, обеспечивающих запоминание, повышение устойчивости внимания. Развитие вербальной опосредованной памяти.

Развитие мышления (установление закономерно­стей).

Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».

Объедини по смыслу

Найди фигуры



11

(71)



Пространственные представления. Мышление вербально-смысловое.

Память (непосредственная зрительная).

Улучшаем зрительную память, внимание, снимаем напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении.

Развитие пространственных представлений.

Развитие вербального мышления.

Развитие зрительной памяти.

Упражнение мозговой гимнастики «Сова».

Учись уменьшать и увеличивать

Объедини пословицы

12

(72)



Внутренний план действия.

Мышление

( сравнение).

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, координации движений. Развитие внутреннего плана действия.

Развитие мышления (операция сравнения).

Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

Поверни квадрат

Найди одинаковые

13

(73)



Мышление (логическое). Внимание (устойчивость). Чувство времени.

Повышение концентрации внимания, актуализация кратковременной памяти.

Развитие логического мышления.

Развитие произвольного внимания (устойчивость).

Развитие чувства времени.

Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель».

Логический квадрат

Назови по порядку

Дружный хлопок

14

(74)



Мышление (синтез). Внимание (переключение).

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, понимания при чтении. Развитие мышления (процессы синтеза).

Развитие произвольного внимания (переключение).

Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр».

Составь слова

Отыщи числа

15

(75)



Воображение.

Пространственные представления.

Мышление (абстрактно- логическое).

Повышение концентрации внимания, актуализация кратковременной памяти.

Развитие воображения.

Развитие пространственных представлений.

Развитие логического мышления.



Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель».

Волшебники

Где какая полоска?

Кольца

Говорим по-марсиански

16

(76)



Мышление (логическое). Произвольность

(помехоустойчивость интеллектуальных процессов).

Активизация работы обоих полушарий, подготовка к усвоению знаний.

Развитие логического мышления.

Развитие произвольности (помехоустойчивость ин­теллектуальной деятельности).

Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения».

Поезд

Не путай цвета

17

(77)



Мышление (установление закономерностей). Мышление (сравнение).

Внутренний план действия.

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, координации движений. Развитие мышления (установление закономерно­стей).

Развитие мышления (операция сравнения).

Развитие внутреннего плана действия.

Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

Найди девятый

Найди одинаковые

Архитектор

18

(78)



Внутренний план действия.

Чувство времени.

Память опосредованная.

Улучшение внимания, правописания, ясного восприятия и речи.

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие чувства времени.

Развитие опосредованной памяти.

Упражнение мозговой гимнастики «Думающий колпак».

Совмести фигуры

За одну минуту

Письмо инопланетянина

19

(79)



Память опосредованная вербальная.

Внутренний план действия.

Активизация структур, обеспечивающих запоминание, повышение устойчивости внимания. Развитие смысловой памяти.

Развитие внутреннего плана действия.

Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».

Объедини по смыслу

Поверни квадрат

20

(80)



Память (непосредственная слуховая).

Пространственные представления.

Произвольность движений (преодоление гиперактивности).

Улучшаем мыслительную деятельность.

Развитие слуховой памяти.

Развитие пространственных представлений.

Развитие произвольности движений (преодоление гиперактивности).

Упражнение мозговой гимнастики «Кнопки космоса».

Добавь слово

Раскрась фигуру

флажок

21

(81)



Внутренний план действия. Мышление

(синтез).

Улучшение мыслительной деятельности, навыков чтения.

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие мышления (процессы синтеза).

Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой».

Муха

Что здесь изображено?

22

(82)



Внимание (переключение). Мышление

( наглядно-образное). Произвольность движений.

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, понимания при чтении. Развитие произвольного внимания (переключение).

Развитие наглядно-образно го мышления.

Развитие произвольности движений (умение за­тормозить движения).

Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр».

Отыщи числа

Преврати в квадрат

Запретное движение

23

(83)



Мышление вербально-смысловое.

Пространственные представления. Воображение.

Активизация внимания, улучшение навыков чтения.

Развитие вербального мышления.

Развитие пространственных представлений.

Развитие воображения.

Упражнение мозговой гимнастики «Кнопки мозга».

Подбери слова

Найди недостающий квадрат

Закончи рисунки

24

(84)



Мышление вербально-понятийное.

Мышление внрбально-смысловое.

Слуховое восприятие.

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, координации движений. Развитие вербального мышления (обобщение).

Развитие слухового восприятия.



Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

Пятый лишний

Объясни значение

Назови и проверь постукиванием

25

(85)



Внутренний план действия. Мышление

(установление закономерностей).

Память (непосредственная).

Активизация работы обоих полушарий, подготовка к усвоению знаний.

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие непосредственной памяти.

Развитие мышления (установление закономерно­стей).

Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения».

Этажи

Найди девятый

Какой цвет?

26

(86)



Мышление вербально-понятийное.

Внимание (устойчивость).

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, координации движений. Развитие вербального мышления (обобщение).

Развитие произвольного внимания (устойчивость).

Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

Расположи слова

Стенографы



27

(87)



Мышление вербально-понятийное.

Память опосредованная. Чувство времени.

Активизация структур, обеспечивающих запоминание, повышение устойчивости внимания. Развитие вербального мышления (обобщение).

Развитие опосредованной памяти,

Развитие чувства времени.

Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».

Расположи слова

Запомни слова

Дружный хлопок

28

(88)



Память логическая. Произвольность

(помехоустойчивость интеллектуальных процессов).

Активизация структур, обеспечивающих запоминание, повышение устойчивости внимания. Развитие логической памяти.

Развитие произвольности (помехоустойчивость ин­теллектуальных процессов).

Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».

Найди правило и запомни

Найди смысл

29

(89)



Мышление (понятийное). Воображение. Пространственные представления.

Улучшение мыслительной деятельности, навыков чтения.

Развитие понятийного мышления.

Развитие воображения.

Развитие пространственных представлений.

Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой».

Вордбол

Составь изображения

развертка

30

(90)



Мышление (понятийное).

Воображение.

Пространственные представления.

Улучшаем мыслительную деятельность.

Развитие наглядно-образного мышления (установ­ление закономерностей).

Развитие вербального мышления (обобщение).

Развитие произвольности движений (умение за­тормозить движения).

Упражнение мозговой гимнастики «Кнопки космоса».

Найди фигуры

Расположи слова

Замри

31-34



Память опосредованная. Мышление логическое. Произвольность движений.

резерв







Указатель номеров уроков, задания которых направлены на развитие соответствующих психологических процессов 3 класс



Номера уроков

Слуховое восприятие

24

Чувство времени

13, 18, 27

Внимание

3, 13, 14, 22, 26

Память

1, 2, 6, 10, 11, 18, 19, 20, 25, 27, 28

Мышление

1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9,10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30

Воображение

4, 9, 15, 23, 29

Пространственные представления

6, 11, 15, 20, 23, 29

Произвольность

1, 5, 7, 8, 9, 16, 20, 22, 28, 30

Внутренний план действий

3, 5, 7, 8, 12, 17, 18, 19, 21, 25



























































Календарно-тематическое планирование 4 класс (1-34)



Дата проведения

план. /факт.

Тема занятия

Содержание

Методики и задания

1

(91)



Мышление вербально-понятийное. Мышление (абстрагирование).

Улучшаем восприятие, внимание, память, навыки письма.

Развитие вербального мышления (обобщение).

Развитие мышления (абстрагирование).



Упражнение мозговой гимнастики «Слон».

Расположи слова

Форма - цвет

2

(92)



Мышление вербально-понятийное.

Пространственные представления. Воображение.

Активизация работы обоих полушарий, подготовка к усвоению знаний.

Развитие понятийного мышления.

Развитие пространственных представлений.

Развитие воображения.

Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения».

Назови слова

Разноцветный коробок

Закончи рисунок



3

(93)



Мышление вербально-понятийное. Память опосредованная.

Повышение концентрации внимания, актуализация кратковременной памяти.

Развитие вербального мышления (обобщение).

Развитие опосредованной памяти.

Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель».

Подбери общее понятие

Запомни фигуры

4

(94)



Мышление вербально-смысловое. Пространственные представления. Память непосредственная.

Трансформируем отрицательные эмоции в положительные, улучшаем внимание, ясное восприятие речи.

Развитие вербального мышления.

Развитие пространственных представлений.

Развитие зрительной памяти.

Упражнение мозговой гимнастики «Сгибание пятки».

Пословицы

Лишний кубик

Запомни и нарисуй

5

(95)



Внутренний план действия. Мышление вербально-понятийное. Произвольность движений (помехоустойчивость).

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, координации движений. Развитие внутреннего плана действия.

Развитие вербального мышления (обобщение).

Развитие произвольности (помехоустойчивость ин­теллектуальных процессов).

Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

Совмести фигуры

Подбери общее понятие

Не путай цвета

6

(96)



Мышление вербально-понятийное. Мышление (сравнение).

Мышление (установление закономерностей).

Улучшение мыслительной деятельности, навыков чтения.

Развитие вербального мышления (отношения ря-допо ложности).

Развитие умения сравнивать.

Развитие наглядно-образного мышления (установ­ление закономерностей).

Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой».

Найди противоположное слово

Одинаковое, разное

Найди девятый

7

(97)



Мышление вербально-смысловое. Пространственные представления. Воображение.

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, координации движений. Развитие вербального мышления.

Развитие пространственных представлений.

Развитие воображения.

Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

Подбери пословицу

Найди одинаковые кубики

Тропинка

8

(98)



Мышление вербально-понятийное. Произвольность движений.

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, координации движений. Развитие вербального мышления (отношения рядоположности).

Развитие произвольности движений.

Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

Найди противоположное слова

«невидящие» и «неслышащие»

9

(99)



Мышление вербально-смысловое. Мышление вербально-понятийное. Осязательное восприятие.

Улучшаем восприятие, внимание, память, навыки письма.

Развитие вербального мышления.

Развитие понятийного мышления (отношения це­лое - часть).

Развитие осязательного восприятия.

Упражнение мозговой гимнастики «Слон».

Объясни значение

Целое – часть

Полочка-узнавалочка



10

(100)



Память (непосредственная).

Мышление вербально-смысловое. Пространственные представления.

Активизация структур, обеспечивающих запоминание, повышение устойчивости внимания. Развитие зрительной памяти.

Развитие вербально-смыслового анализа.

Развитие пространственных представлений.

Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».

Запомни сочетания фигур

Подбери пословицу

Раскрась кубики

11

(101)



Мышление вербально-понятийное. Мышление вербально-смысловое. Глазомер и зрительно-двигательные координации.

Улучшаем зрительно-двигательную координацию.

Развитие понятийного мышления (в отношении «це­лое - часть»).

Развитие глазомера и зрительно-моторных коорди­нации.

Упражнение мозговой гимнастики «Симметричные (зеркальные) рисунки».

Целое-часть

Найди значение слов

Вырезай точно

12

(102)



Мышление вербально-причинное. Мышление (установление закономерностей).

Улучшаем мыслительную деятельность.

Развитие вербального мышления (причинно-след­ственные отношения).

Развитие наглядно-образного мышления (установ­ление закономерностей).



Упражнение мозговой гимнастики «Кнопки космоса».

Найди причину и следствие

Найди фигуры

13

(103)



Мышление вербально-смысловое. Произвольность (помехоустойчивость).

Улучшение внимания, правописания, ясного восприятия и речи.

Развитие вербального мышления (выявление при­чинно-следственных отношений).

Развитие произвольности (помехоустойчивость ин­теллектуальных процессов).



Упражнение мозговой гимнастики «Думающий колпак».

Назови причину

Найди значения слов

Найди смысл

14

(104)



Память опосредованная.

Мышление вербально-смысловое.

Активизация работы обоих полушарий, подготовка к усвоению знаний.

Развитие опосредованной памяти.

Развитие понятийного мышления (понятие «отри­цание»).

Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения».

Письмо инопланетянина

Отрицание

15

(105)



Мышление вербально-смысловое. Мышление (абстрагирование).

Пространственные представления. Произвольность движений.

Улучшение мыслительной деятельности, навыков чтения.

Развитие вербально-смыслового анализа.

Развитие мышления (абстрагирование).

Развитие пространственных представлений.



Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой».

Пословицы

Форма - цвет

Раскрась кубик

Кто точнее?

16

(106)



Внутренний план действий. Мышление логическое.

Внимание (устойчивость).

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, координации движений. Развитие внутреннего плана действия.

Развитие логического мышления.

Развитие произвольного внимания.

Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

Совмести фигуры

Поезд

Пишущая машинка

17

(107)



Мышление вербально-смысловое. Мышление (сравнение).

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, координации движений. Развитие вербального мышления (выявление от­ношения противоположности).

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие произвольности движений (точность).

Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

Подбери слово противоположное по смыслу

Найди одинаковые

18

(108)



Мышление вербально-смысловое. Мышление (абстрагирование).

Улучшение мыслительной деятельности, навыков чтения.

Развитие вербального мышления (выявление от­ношения противоположности).

Развитие мышления (абстрагирование).

Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой».

Подбери слово противоположное по смыслу

Только одно свойство

19

(109)



Память (непосредственная). Мышление вербально-понятийное. Пространственные представления.

Улучшаем зрительную память, внимание, снимаем напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении.

Развитие произвольной памяти.

Развитие понятийного мышления.

Развитие пространственных представлений.

Упражнение мозговой гимнастики «Сова».

Какого цвета?

Вордбол

Найди одинаковые кубики

20

(110)



Память опосредованная.

Глазомер и зритель-двигательные координации.

Активизация структур, обеспечивающих запоминание, повышение устойчивости внимания. Развитие опосредованной памяти.

Развитие глазомера и зрительно-моторных коорди­нации.

Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».

Письмо инопланетянина

Вырезай точно



21

(111)



Внутренний план действия. Мышление

(установление закономерностей) Произвольность движений.

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, координации движений. Развитие внутреннего плана действия.

Развитие мышления (установление закономерно­стей).

Развитие произвольности движений.

Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

Муха

Найди фигуры

Попади в свой кружок

22

(112)



Мышление (анализ через синтез). Мышление (абстрагирование).

Пространственные представления.

Улучшаем мыслительную деятельность.

Развитие мышления (анализ через синтез).

Развитие мышления (абстрагирование).

Развитие пространственных представлений.



Упражнение мозговой гимнастики «Кнопки космоса».

Разгадай ребусы

Только одно свойство

Развертка куба

23

(113)



Внимание (устойчивость). Произвольность (помехоустойчивость).

Улучшение внимания, правописания, ясного восприятия и речи.

Развитие произвольного внимания.

Развитие произвольности (помехоустойчивость ин­теллектуальных процессов).

Упражнение мозговой гимнастики «Думающий колпак».

Отыщи числа

Найди смысл

24

(114)



Мышление логическое. Произвольность движений.

Повышение концентрации внимания, актуализация кратковременной памяти.

Развитие логического мышления.

Развитие произвольного внимания



Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель».

Поезд

«невидящие» и «неслышащие»

25

(115)



Мышление вербально-понятийное. Мышление наглядно-образное.

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, координации движений. Развитие понятийного мышления (понятие «отри­цание»).

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие произвольности движений (помехоустой­чивость).

Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

Отрицание

Ленточки

Знай свой темп

26

(116)



Мышление вербально-понятийное. Мышление (абстрагирование)

Улучшение мыслительной деятельности, навыков чтения.

Развитие понятийного мышления (обобщение).

Развитие мышления (абстрагирование).



Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой».

Подбери общее понятие

Только одно свойство

27

(117)



Мышление вербально-понятийное. Мышление (абстрагирование)

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, понимания при чтении. Развитие понятийного мышления (обобщение).

Развитие мышления (абстрагирование).



Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр».

Подбери общее понятие

Форма – цвет

28

(118)



Мышление

(установление закономерностей). Память непосредственная.

Память вербально-смысловая.

Активизация структур, обеспечивающих запоминание, повышение устойчивости внимания. Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие непосредственной памяти.

Развитие смысловой вербальной памяти.



Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».

Найди девятый

Точно такие

Объедини по смыслу и запомни

29

(119)



Мышление вербально-смысловое. Внимание (устойчивость). Произвольность движений.

Улучшение мыслительной деятельности, внимания, координации движений. Развитие вербального мышления (отношения по­следовательности) .

Развитие произвольного внимания (устойчивость).

Развитие произвольных движений.



Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

Подбери следующее

Стенографы

Зеваки

30

(120)



Мышление (установление закономерностей).

Память опосредованная.

Осязательное восприятие.

Активизация работы обоих полушарий, подготовка к усвоению знаний.

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие осязательного восприятия.



Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения».

Найди фигуры

Письмо инопланетянина

Палочка – узнавалочка

31-34



Мышление вербально-понятийное. Мышление (абстрагирование).

резерв









Указатель номеров уроков, задания которых направлены на развитие соответствующих психологических процессов 4 класс



Номера уроков

Восприятие

9, 11, 20, 30

Внимание

16, 23, 24, 29

Память

3, 4, 10, 14, 19, 20, 28, 30

Мышление

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30

Воображение

2, 7

Пространственные представления

2, 4, 7, 10, 15, 19, 22

Произвольность

5, 8, 13, 17, 21, 23, 25, 29

Внутренний план действий

5, 16, 21



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.