12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кучумова Ирина Викторовна1324
Учитель русского языка и литературы МБОУ "Вильвенская СОШ", имею двоих детей, люблю путешествовать и открывать что-то новое
Россия, Пермский край, Добрянский район посёлок Вильва

Конспект-сценарий учебного занятия.

1.Педагог: Кучумова Ирина Викторовна, учитель русского языка

2. ОУ: МБОУ «Вильвенская СОШ»

3. Предмет (раздел программы ) русский язык.

4. Класс :5

5.Тема занятия: «Глагол как часть речи».

6.Тип урока: урок развития речи на основе обобщения имеющихся у детей разрозненных сведений о глаголе .

7. Цели:

- Коммуникативная: научиться понимать тонкость смысловых оттенков, вносимых в текст глаголами, обогащать словарный запас .

- Языковая/лингвистическая: обеспечить живое и целостное представление о глаголе как части речи на основе работы с текстом.

- Культурологическая: осознавать красоту и богатство русского языка, создаваемых его морфологическими средствами.

8. Ожидаемый результат учебного занятия:

направленный на достижение личностных результатов обучения:

-развитие личности средствами предмета русский язык;

- формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;

- формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.

направленный на достижение метапредметных результатов обучения:

-формирование умения работать с текстом;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

направленный на достижение предметных результатов обучения:

-систематизировать знания учащихся о глаголе, расширение словарного запаса учащихся;

-формирование умения вставлять в текст глаголы в соответствии с авторским замыслом


Оборудование:

1раздаточные листы для детей(текст с пропущенными словами)

2.полный  текст автора. 


Характеристика этапов занятия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный этап.
Цель:  
создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Приветствует обучающихся.

Нам пригодятся ваши знания по русскому языку, ваша внимательность и активность на уроке, хорошее настроение и желание приобретать новые знания.

- Пожелаем друг другу удачи.

У меня для вас сюрприз. Я вас приглашаю на цирковое представление. А поможет нам в этом то, что я приготовила для вас.


Приветствуют учителя  

Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Этап мотивации учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес.

   - Ребята, я приготовила для вас карточки. Что перед вами? (Текст, см. приложение). Докажите.

-Чем он необычен?

Он - из книги замечательного детского писателя В.Драгунского.

 


-Это текст, т.к. все предложения в нём связаны по смыслу.

-В нём пропущены слова.



Познавательные: первичные навыки работы с информацией.


Актуализация и постановка проблемы

Цель: построить план достижения цели.

- Что мы будем делать с текстом?

- Какие действия совершить, чтобы правильно, по замыслу автора вставить слова?



- Как можно назвать одним словом этот порядок действий?

- вставлять слова.

1.Внимательно прочитать текст

2. Определить тему.

3. Определить главную мысль.

4. Определить стиль.

5. Подумать, слова какой части речи мы должны вставить.

- Алгоритм.

Регулятивные: умение планировать последовательность действий

Познавательные: умение строить алгоритм действия, извлечение из памяти сохранённой информации,

Личностные: умение соблюдать установленные правила.

Коммуникативные: построение речевых высказываний

4.Поиск выхода из проблемной ситуации.

Цель: актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднений в выполнении учебного действия.

Работаем по алгоритму.







-Докажите, что мы должны вставить именно глаголы.

Ученики работают по алгоритму:

читают текст с пропущенными словами.

- Тема: «Цирковое представление»

- Главная мысль: цирковое представление было увлекательным.

- Стиль: разговорный

-Часть речи: глагол.

- Здесь пропущены слова, которые обозначают действие.


Регулятивные: действовать по алгоритму Личностные: умение соблюдать установленные правила.

Познавательные: умение анализировать текст.

Коммуникативные: построение речевых высказываний, умение доказать.

5.Лингвистический эксперимент. Составление текста.

Цель: применение знаний о глаголе и умений работать с текстом в новой ситуации.

- Сейчас мы с вами будем проводить лингвистический эксперимент: вставлять в текст глаголы. .Для начала нам надо поставить перед собой цель эксперимента.

-Вставьте в текст те глаголы, которыми, на ваш взгляд, воспользовался автор для того, чтоб описать цирковое представление.





- Докажите, что вы не ошиблись и вставили в текст именно глаголы





- Что стало с текстом после того, как мы вставили глаголы?

- А.М.Пешковский сказал, что «глаголы – это слова, оживляющие всё, к чему приложены».


- Вставить в текст глаголы в соответствии с авторским замыслом.



Работа в группах. Ученики вставляют в текст глаголы и читают получившийся текст. Группы выносят на всеобщее обозрение получившиеся тексты, объясняют, как и почему вставили необходимые слова, заявляют о возможных сомнениях.



Слово отвечает на вопрос что делать? (что сделать?)

Обозначает действие.

Изменяется по временам, лицам, числам.

В предложении - сказуемое.

Значит, это глагол.


- он стал живее, динамичнее, интереснее. Мы поняли авторский замысел.







Регулятивные: целеполагание

Познавательные : синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты.

Коммуникативные: умение договариваться о совместных действиях (работать в группе), умение точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.


Материал для исследования и подведения к новым знаниям.

Цель: подвести учащихся к новым знаниям.


- А сейчас я вас познакомлю с глаголами, которые использовал в своём тексте сам автор. Давайте попробуем проанализировать каждый авторский глагол.

За каждый верно вставленный глагол группа учеников получает жетон.



















- Итак, авторские глаголы известны. Какой вывод из проведённого нами этапа работы вы можете сделать?

- Думаю, что не все глаголы в вашем тексте совпали с авторскими. Скорее всего, в ходе работы возникали трудности. Как вы думаете, почему они возникли, и у вас не всё было так мастерски, как у автора?

- Проанализировав свои затруднения, я думаю, вы сможете определить цель сегодняшнего урока.

Пришли и заиграла – глаголы, которые показывают начало действия

кинулись рассаживаться – стремительность действия,

накупили – приставка -на говорит о большом количестве купленного

выскочил – стремительность, одномоментность действия

кидал и ловил –глаголы несовершенного вида показывают последовательность действий

схватил – поменялся вид глагола, он стал совершенным, это действие привлекло внимание, глагол употреблён в разговорном стиле

стал им играть –составное глагольное сказуемое, где глагол «стал» указывает на начало действия, а «играть» - на то, что действие совершается длительное время.

кинул, поймал, бросил– глаголы совершенного вида, помогают увидеть, что действия совершаются лишь один раз и в строгой последовательности.

засветил – эмоционально окрашенное слово, придаёт яркость действию

не попал, а попал –лексический повтор, подчёркивает стремление к цели


- Глаголы могут играть разную роль в тексте, но они очень важны. Для того, чтоб точно передать замысел высказывания, нужно использовать всё богатство речи.




-Потому что мы ещё не всё знаем о глаголе как части речи.

- Через дальнейшую работу с текстом узнать как можно больше о глаголе как части речи.

Коммуникативные : понимание и анализ текстов,

Личностные : осознание себя носителями языка как части культуры; развитие чувства языка.

Логические: умение делать вывод.



Коммуникативные :учиться корректировать своё мнение , понимать позицию другого (автора).















Познавательные: умение делать вывод.











Регулятивные: целеполагание

7.Открытие новых знаний.

Цель: открыть новые знания о глаголе как части речи.

Продолжим знакомство с научно-лингвистической информацией по теме «Глагол» на основе исследования текста.

- Распределите все выписанные вами глаголы в три столбика в зависимости от времени глагола.

- Все ли столбики заполнены? (нет) Почему?



- Попробуем исследовать слова на доске и создать их словообразовательные модели. Какая общая, одинаковая морфема есть в каждом из них?

Почему?

- Как изменяются выписанные вами глаголы прошедшего времени?

- Мы не сказали про ещё один важный грамматический признак глагола. Он является постоянным. Какой это признак? Его вы вспомните дома самостоятельно.

Групповая работа.



Заполняя столбцы, выясняют, что настоящего и будущего времени здесь нет.

- Действия, о которых идёт речь происходили тогда, когда шло представление- в прошедшем времени, поэтому глаголов в другом времени нет.



- Суффикс –Л.



-Они образовались с помощью этой морфемы.

- По лицам и числам.



- Спряжение.


Познавательные : дальнейшее овладение родным языком ,приобретение и систематизация знаний о языке

Коммуникативные: умение договариваться о совместных действиях (работать в группе), Коммуникативные :умение точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;



Познавательные : умение сравнивать

7.Этап отработки новых теоретических сведений на практике.

Цель:

- Мы с вами, оказывается, теперь уже очень много знаем о глаголе для того, чтобы умело пользоваться этой частью речи на практике. Давайте попробуем изобразить все признаки этой части речи в виде рисунка (кластера).

Групповая работа. Составление кластеров.

Общеучебные: умение воспроизвести полученную информацию о глаголе

Познавательные: умение представить информацию в разных формах

Регулятивные: проекты): умение выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

8.Рефлексия учебной деятельности

Цель: способствовать формированию самооценки своей деятельности.

- У какой команды было больше жетонов?

- Подведём итоги. Оцените себя на уроке:

-Что особенно хорошо получалось?

-Что было наиболее сложным для вас?

- Кого бы вы сегодня хотели похвалить? За что?

- Оцените свою работу.



умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Коммуникативные: построение речевых высказываний.

Регулятивные:осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции и др

9.Итог занятия.

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, соотнести поставленную цель и результат.

.- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.

Используя в своей речи глаголы, закончите предложения


Сегодня я убедился в том, что…

Теперь я умею…

Я знаю, что…

Сегодня на уроке я был в роли…, который…, …, ….

Логические: обобщение, формулирование выводов.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

10. Домашнее задание. Цель: этап контроля знаний и способов деятельности с ними.

Используя новые знания, полученные на уроке, напишите сочинение-рассуждение о роли глагола в заданном тексте.


Общеучебные: умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Регулятивные:осуществление самоконтроля


Приложение.

Приложение. Текст.


(1) Мы пришли всем классом в цирк. (2) музыка, и все кинулись_________________, а потом ____________эскимо и стали__________. (3)На арену ____________артист-жонглер, и началась потеха. (4)Он __________шарики и _________их обратно, а потом ____________полосатый мяч и стал им__________...


(1)Мы пришли всем классом в цирк. (2)Заиграла музыка, и все кинулись рассаживаться, а потом накупили эскимо и стали есть. (3)На арену выскочил артист-жонглер, и началась потеха. (4)Он кидал шарики и ловил их обратно, а потом схватил полосатый мяч и стал им играть...



Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.