Конспект-сценарий учебного занятия по русскому языку в 5 классе «Глагол как часть речи»
Конспект-сценарий учебного занятия.
1.Педагог: Кучумова Ирина Викторовна, учитель русского языка
2. ОУ: МБОУ «Вильвенская СОШ»
3. Предмет (раздел программы ) русский язык.
4. Класс :5
5.Тема занятия: «Глагол как часть речи».
6.Тип урока: урок развития речи на основе обобщения имеющихся у детей разрозненных сведений о глаголе .
7. Цели:
- Коммуникативная: научиться понимать тонкость смысловых оттенков, вносимых в текст глаголами, обогащать словарный запас .
- Языковая/лингвистическая: обеспечить живое и целостное представление о глаголе как части речи на основе работы с текстом.
- Культурологическая: осознавать красоту и богатство русского языка, создаваемых его морфологическими средствами.
8. Ожидаемый результат учебного занятия:
направленный на достижение личностных результатов обучения:
-развитие личности средствами предмета русский язык;
- формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;
- формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.
направленный на достижение метапредметных результатов обучения:
-формирование умения работать с текстом;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
направленный на достижение предметных результатов обучения:
-систематизировать знания учащихся о глаголе, расширение словарного запаса учащихся;
-формирование умения вставлять в текст глаголы в соответствии с авторским замыслом
Оборудование:
1раздаточные листы для детей(текст с пропущенными словами)
2.полный текст автора.
Характеристика этапов занятия.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный этап. | ||
Приветствует обучающихся. –Нам пригодятся ваши знания по русскому языку, ваша внимательность и активность на уроке, хорошее настроение и желание приобретать новые знания. - Пожелаем друг другу удачи. У меня для вас сюрприз. Я вас приглашаю на цирковое представление. А поможет нам в этом то, что я приготовила для вас. | Приветствуют учителя | Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Этап мотивации учебной деятельности Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес. | ||
- Ребята, я приготовила для вас карточки. Что перед вами? (Текст, см. приложение). Докажите. -Чем он необычен? Он - из книги замечательного детского писателя В.Драгунского.
| -Это текст, т.к. все предложения в нём связаны по смыслу. -В нём пропущены слова. | Познавательные: первичные навыки работы с информацией. |
Актуализация и постановка проблемы Цель: построить план достижения цели. | ||
- Что мы будем делать с текстом? - Какие действия совершить, чтобы правильно, по замыслу автора вставить слова? - Как можно назвать одним словом этот порядок действий? | - вставлять слова. 1.Внимательно прочитать текст 2. Определить тему. 3. Определить главную мысль. 4. Определить стиль. 5. Подумать, слова какой части речи мы должны вставить. - Алгоритм. | Регулятивные: умение планировать последовательность действий Познавательные: умение строить алгоритм действия, извлечение из памяти сохранённой информации, Личностные: умение соблюдать установленные правила. Коммуникативные: построение речевых высказываний |
4.Поиск выхода из проблемной ситуации. Цель: актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднений в выполнении учебного действия. | ||
Работаем по алгоритму. -Докажите, что мы должны вставить именно глаголы. | Ученики работают по алгоритму: читают текст с пропущенными словами. - Тема: «Цирковое представление» - Главная мысль: цирковое представление было увлекательным. - Стиль: разговорный -Часть речи: глагол. - Здесь пропущены слова, которые обозначают действие. | Регулятивные: действовать по алгоритму Личностные: умение соблюдать установленные правила. Познавательные: умение анализировать текст. Коммуникативные: построение речевых высказываний, умение доказать. |
5.Лингвистический эксперимент. Составление текста. Цель: применение знаний о глаголе и умений работать с текстом в новой ситуации. | ||
- Сейчас мы с вами будем проводить лингвистический эксперимент: вставлять в текст глаголы. .Для начала нам надо поставить перед собой цель эксперимента. -Вставьте в текст те глаголы, которыми, на ваш взгляд, воспользовался автор для того, чтоб описать цирковое представление. - Докажите, что вы не ошиблись и вставили в текст именно глаголы - Что стало с текстом после того, как мы вставили глаголы? - А.М.Пешковский сказал, что «глаголы – это слова, оживляющие всё, к чему приложены». | - Вставить в текст глаголы в соответствии с авторским замыслом. Работа в группах. Ученики вставляют в текст глаголы и читают получившийся текст. Группы выносят на всеобщее обозрение получившиеся тексты, объясняют, как и почему вставили необходимые слова, заявляют о возможных сомнениях. Слово отвечает на вопрос что делать? (что сделать?) Обозначает действие. Изменяется по временам, лицам, числам. В предложении - сказуемое. Значит, это глагол. - он стал живее, динамичнее, интереснее. Мы поняли авторский замысел. | Регулятивные: целеполагание Познавательные : синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты. Коммуникативные: умение договариваться о совместных действиях (работать в группе), умение точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме. |
Материал для исследования и подведения к новым знаниям. Цель: подвести учащихся к новым знаниям. | ||
- А сейчас я вас познакомлю с глаголами, которые использовал в своём тексте сам автор. Давайте попробуем проанализировать каждый авторский глагол. За каждый верно вставленный глагол группа учеников получает жетон. - Итак, авторские глаголы известны. Какой вывод из проведённого нами этапа работы вы можете сделать? - Думаю, что не все глаголы в вашем тексте совпали с авторскими. Скорее всего, в ходе работы возникали трудности. Как вы думаете, почему они возникли, и у вас не всё было так мастерски, как у автора? - Проанализировав свои затруднения, я думаю, вы сможете определить цель сегодняшнего урока. | Пришли и заиграла – глаголы, которые показывают начало действия кинулись рассаживаться – стремительность действия, накупили – приставка -на говорит о большом количестве купленного выскочил – стремительность, одномоментность действия кидал и ловил –глаголы несовершенного вида показывают последовательность действий схватил – поменялся вид глагола, он стал совершенным, это действие привлекло внимание, глагол употреблён в разговорном стиле стал им играть –составное глагольное сказуемое, где глагол «стал» указывает на начало действия, а «играть» - на то, что действие совершается длительное время. кинул, поймал, бросил– глаголы совершенного вида, помогают увидеть, что действия совершаются лишь один раз и в строгой последовательности. засветил – эмоционально окрашенное слово, придаёт яркость действию не попал, а попал –лексический повтор, подчёркивает стремление к цели - Глаголы могут играть разную роль в тексте, но они очень важны. Для того, чтоб точно передать замысел высказывания, нужно использовать всё богатство речи. -Потому что мы ещё не всё знаем о глаголе как части речи.
- Через дальнейшую работу с текстом узнать как можно больше о глаголе как части речи. | Коммуникативные : понимание и анализ текстов, Личностные : осознание себя носителями языка как части культуры; развитие чувства языка. Логические: умение делать вывод. Коммуникативные :учиться корректировать своё мнение , понимать позицию другого (автора). Познавательные: умение делать вывод. Регулятивные: целеполагание |
7.Открытие новых знаний. Цель: открыть новые знания о глаголе как части речи. | ||
Продолжим знакомство с научно-лингвистической информацией по теме «Глагол» на основе исследования текста. - Распределите все выписанные вами глаголы в три столбика в зависимости от времени глагола.
- Все ли столбики заполнены? (нет) Почему? - Попробуем исследовать слова на доске и создать их словообразовательные модели. Какая общая, одинаковая морфема есть в каждом из них? Почему? - Как изменяются выписанные вами глаголы прошедшего времени? - Мы не сказали про ещё один важный грамматический признак глагола. Он является постоянным. Какой это признак? Его вы вспомните дома самостоятельно. | Групповая работа. Заполняя столбцы, выясняют, что настоящего и будущего времени здесь нет. - Действия, о которых идёт речь происходили тогда, когда шло представление- в прошедшем времени, поэтому глаголов в другом времени нет. - Суффикс –Л. -Они образовались с помощью этой морфемы. - По лицам и числам. - Спряжение. | Познавательные : дальнейшее овладение родным языком ,приобретение и систематизация знаний о языке Коммуникативные: умение договариваться о совместных действиях (работать в группе), Коммуникативные :умение точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; Познавательные : умение сравнивать |
7.Этап отработки новых теоретических сведений на практике. Цель: | ||
- Мы с вами, оказывается, теперь уже очень много знаем о глаголе для того, чтобы умело пользоваться этой частью речи на практике. Давайте попробуем изобразить все признаки этой части речи в виде рисунка (кластера). | Групповая работа. Составление кластеров. | Общеучебные: умение воспроизвести полученную информацию о глаголе Познавательные: умение представить информацию в разных формах Регулятивные: проекты): умение выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально |
8.Рефлексия учебной деятельности Цель: способствовать формированию самооценки своей деятельности. | ||
- У какой команды было больше жетонов? - Подведём итоги. Оцените себя на уроке: -Что особенно хорошо получалось? -Что было наиболее сложным для вас? - Кого бы вы сегодня хотели похвалить? За что? - Оцените свою работу. | | умение использовать полученные знания в практической деятельности. Коммуникативные: построение речевых высказываний. Регулятивные:осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции и др |
9.Итог занятия. Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, соотнести поставленную цель и результат. | ||
.- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие. Используя в своей речи глаголы, закончите предложения |
Сегодня я убедился в том, что… Теперь я умею… Я знаю, что… Сегодня на уроке я был в роли…, который…, …, …. | Логические: обобщение, формулирование выводов. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
10. Домашнее задание. Цель: этап контроля знаний и способов деятельности с ними. | ||
Используя новые знания, полученные на уроке, напишите сочинение-рассуждение о роли глагола в заданном тексте. | | Общеучебные: умение использовать полученные знания в практической деятельности. Регулятивные:осуществление самоконтроля |
Приложение.
(1) Мы пришли всем классом в цирк. (2) музыка, и все кинулись_________________, а потом ____________эскимо и стали__________. (3)На арену ____________артист-жонглер, и началась потеха. (4)Он __________шарики и _________их обратно, а потом ____________полосатый мяч и стал им__________...
(1)Мы пришли всем классом в цирк. (2)Заиграла музыка, и все кинулись рассаживаться, а потом накупили эскимо и стали есть. (3)На арену выскочил артист-жонглер, и началась потеха. (4)Он кидал шарики и ловил их обратно, а потом схватил полосатый мяч и стал им играть...