Конспект урока по технологии «Город флористов»
Конспект урока по технологии.
« Город флористов»
I ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
Планируемые результаты:
Личностные:
Положительная мотивация и интерес к ручному труду; проявлять интерес к красоте искусственных цветов; воспитывать эстетические чувства.
Предметные :Применять при работе шов « вперед иголку»; научатся вырезать заготовку спиральной розы из ткани; узнают технологию изготовления спиральной розы из ткани;узнают сущность понятия «флорист»
Метапредметные результаты:
Регулятивные
-освоить знания техники ручного шитья;
-знать правила техники безопасности при работе с ножницами и иголкой.
-правила организации рабочего места.
-определять степень успешности своей работы.
-использует пошаговые разъяснения,
-навыки при выполнении заданий
Коммуникативные
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия
-принимать участие в обсуждении профессии «флорист»
Познавательные
-развитие познавательного интереса к предмету,
-узнает информацию о розе как царице цветов
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
инструменты, приспособления: ножницы, иголки, игольница, шаблоны, мел, булавки.
материалы: ткань, нитка.
Дидактическое обеспечение:
- учебник: Учебник 4 класса «Технология» О.В. Узоровой, Е.А. Нефедовой. Издательство: Москва Астрель, 2013 год (Планета знаний).
- рабочая тетрадь: «Технология» О.В. Узоровой, Е.А. Нефедовой. Издательство: Москва Астрель, 2013 год (Планета знаний).
-плакаты: «Техника безопасности при работе с ножницами»
-учебно-техническая документация (УТД):
инструкционно -технологическая карта (ИТК): «Спиральная роза».
Информационная карта: «История возникновения флористики»
-образец объекта труда: «Спиральные розы»
-материалы для контроля знаний учащихся.
Методы обучения:
Словесные методы: (Объяснение текста, чтение текста, беседа)
Наглядные методы: ( демонстрация готовых изделий, презентация, технологическая карта)
Практические методы: ( Выполнение практической работы).
Форма организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа учащихся.
Словарная работа: Флористика, флорист, спираль.
Тип урока: комбинированный.
II ХОД УРОКА
Организационный момент: [ Приложение 1]
- приветствие;
- проверка явки учащихся;
- заполнение учителем классного журнала;
-проверка готовности учащихся к уроку;
- настрой учащихся на работу;
- доведение до учащихся плана урока.
2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания
3. Актуализация знаний учащихся [ Приложение 2]
шаблон?
шов?
резание?
4. Изложение учителем нового материала [ Приложение 3]
Знакомство с понятием « Флористика»
Знакомство с понятием « Флорист»
5. Закрепление знаний учащихся [Приложение 4]
Понятия:
Флорист;
Флористика.
6. Физкультминутка: «Незабудки» [Приложение 5]
7. Практическая работа « Спиральные розы». [Приложение 6]
7.1. Вводный инструктаж учителя:
-сообщение учащимся названия практической работы;
- разъяснение учащимся задач практической работы;
- ознакомление учащихся с объектом труда- « спиральная роза»
- ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание ( оборудование, инструменты, приспособления).
- ознакомление учащихся с учебно-технической документацией (инструктаж по ИК, ИТК);
- предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы;
- инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и иголкой.
7.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.
7.3. Текущий инструктаж учителя ( проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):
7.3.1. Формирование новых умений:
- проверка организованности начала работы учащихся;
-проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
- соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнение задания.
7.3.2.Усвоение новых знаний:
- проверка правильности использования учебно-технической документации;
- инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
7.3.3. Целевые обходы:
- инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
- концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
- контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
- рациональное использование рабочего времени учащимися.
7.4. Заключительный инструктаж учителя:
- анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
- разбор типичных ошибок учащихся;
-вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
-повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
8. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
9. Уборка рабочих мест.
10. Подведение итогов урока учителем. [Приложение 7]
- сообщение учителя о достижение целей урока;
-объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и дневник учащихся;
-сообщение о теме следующего урока;
-задание учащимся на подготовку к следующему уроку;
-рефлексия.
Приложение 1
Учитель: Здравствуйте, ребята! Итак, мы начинаем урок технологии. Проверим, все ли мы подготовили к работе. Сегодня нам понадобится: ткань, ножницы, иголки, нитки, простые карандаши, игольницы.
Учитель: Сегодня мы с вами будем путешествовать по городу « Флористов»
Учитель: Ребята, а вы знаете кто такой флорист? (нет)
Учитель: Флорист- это человек творческой профессии, который может цветами оформить любой предмет: комнату, нашу одежду, сувениры, заколки т.д.
Приложение 2
Шаблон- в технике, пластина с вырезами, по контуру которых изготавливаются чертежи или изделия, либо инструмент для измерения размеров.
Шов- это место соединения деталей.
Резание –это разделение физического объекта на две или более части с помощью прямого силового воздействия режущим инструментом.
Приложение 3
Флористика- это разновидность декоративно- прикладного искусства, которое воплощается в создании флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей).
Флорист- это человек это творческой профессии, который может цветами оформить любой предмет: комнату, нашу одежду, сувениры, заколки т.д.
Учитель: Флористика как искусство была еще в древности. Флористы украшали дома богатых людей цветами, мхами, засушенными растениями. Флорист – профессия красивая, интересная и необычайно творческая. Ведь для составления букетов, композиций, а иногда и целых декораций недостаточно одной любви к цветам, нужно иметь богатую фантазию, талант, безупречный вкус и багаж необходимых знаний.
Первые венки по преданиям сплели греки. Научил их этому мастер по имени « Природа»
Сегодня мы с вами вновь попробуем стать флористами. Постараемся создать спиральную розу из ткани.
Приложение 4
Учитель: Ребята, а кто такие флористы?
Предполагаемый ответ: Флорист — это представитель творческой профессии.
Учитель: А что означает это слово?
Предполагаемый ответ: Он может цветами оформить любой предмет: комнату, офис, бокал, браслет и не только.
Приложение 5
Физкультминутка «Незабудки»
Под окошком у Анютки Руки согнуть в локтях, кисти рук перед
Распустились незабудки. собой, пальцы обеих рук собраны в щепоть,
На цветочках-лепесточках- раскрыть кисти, растопырить пальчики-
Неба синие кусочки, лепестки в стороны.
Серединки-донышки - Соединить пальцы обеих рук, округлить.
Маленькие солнышки.
Пролетала пчелка, Короткие взмахи руками-крылышками.
Золотая челка,
Села на цветок: Присесть, руки положить на колени,
- Ну-ка, где медок? покрутить головой вправо-влево.
Выглянуло солнце, Встать, согнуть руки в локтях и высоко
Разогрело донце, поднять их, пальчики-лучики растопырить.
Медок сварило - Круговые движения правой рукой.
Пчелку накормило. Короткие взмахи руками-крылышками.
А Анютка-быстроножка Легкий бег.
Все увидела в окошко. Покрутить головой вправо-влево.
Приложение 6
Учитель: Ребята, сегодняшняя наша работа называется «Спиральная роза». С помощью имеющихся у нас материалов мы будем её изготавливать. Посмотрите на образец, который я сделала для вас. У вас должен получиться такой же цветок. Ребята, подскажите из чего я сделала этот цветок?
Предполагаемый ответ: Из ткани!
Учитель: Правильно ребята! У вас на партах лежат все необходимые материалы, при помощи которых каждый из вас будет изготавливать такой цветок.
Также у каждого на парте лежит инструкционно-технологическая карта, где указана последовательность изготовления нашего изделия. С помощью неё вы легко сможете справиться с заданием.
Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами :
храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
при работе внимательно следите за направлением резания.
не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
не держите ножницы лезвием вверх.
не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
не режьте ножницами на ходу.
не подходите к товарищу во время работы.
передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
А теперь, давайте вспомним технику безопасности при работе с иголкой:
хранить иглы нужно в определенном месте (в игольнице, специальной коробке).
запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.
шить необходимо с наперстком, чтобы не поранить палец.
нельзя шить ржавой иглой: она плохо входит в ткань, портит ее и может сломаться.
Учитель: Так, ребята, а теперь приступаем к работе!
Приложение 7
Учитель: Вы все хорошо справились с работой, у вас получились хорошие работы.
Учитель: Чему был посвящен наш сегодняшний урок?
Предполагаемый ответ: Мы делали поделку «Спиральная роза»
Учитель: Чему вы учились сегодня?
Предполагаемый ответ: Мы научились делать спиральную розу из ткани.
Учитель: У вас были трудности?
Предполагаемый ответ: Нет.
Приложение 8
Инструкционно-технологическая карта
« Изготовление спиральной розы»
№ п/п | Описание неделимой операции | Эскиз, фото | Материалы, инструменты, приспособления |
1. | Нарисуйте на ткани круг радиусом 15 см. Внутри него нарисуй спираль- начни от центра спираль шириной 4 см. Вырежи спираль, начиная от края. | | Ножницы, простой карандаш |
2. | По внутренней стороне спирали прошей швом вперед иголку с отступом от края 1 см. Затяни нить, собрав ткань гармошкой и закрепи ее. Соедини края цветка или заверни их один за другой. | | Иголка, нитка, |
«История возникновения флористики»
И все-таки родиной флористики считается Япония — страна, в которой цветы и умение составлять из них изысканные композиции (икебана) считаются неотъемлемой частью культуры. Много веков назад в Киото буддийские монахи научились «оживлять цветы», создавая из них и прочих природных материалов удивительные композиции. С этой традицией связана такая легенда. Однажды, после особенно жестокой грозы, уничтожившей много цветущих садов, монахи воззвали к милосердию Будды, возложив к подножию его статуи сломанные цветы и ветки деревьев. Монахи умоляли Будду воскресить то, что уничтожила непогода. И вскоре сады оправились от разрушений — деревья вновь стали плодоносить, распустились цветы. С тех пор в буддистских храмах стали специально устанавливать эффектные асимметричные композиции, которые получили название «икебана», что переводится как «оживление цветов».
В наши дни искусство цветочных аранжировок очень популярно — будь то плоскостные картины, выполненные из цветов и природных материалов или букеты. Принято выделять четыре стиля флористики: вегетативный, декоративный, форма-линейный и параллельный.
Вегетативный стиль предполагает аранжировки, выполненные из срезанных цветов и зелени, подобранных с учетом их индивидуальных особенностей, среды обитания, формы роста. Такие композиции выглядят очень гармонично, естественно и поражают природным очарованием используемых компонентов и мастерством флориста, сумевшего уловить и передать это очарование.
Декоративный стиль направлен на создание из большого количества различных цветов, единой композиции, которая будет смотреться как целое, вобрав в себя индивидуальность компонентов и явив миру нечто новое, необычное.
Форма-линейный стиль проповедует, как правило, асимметричную расстановку. В отличие от декоративного стиля, форма-линейный ставит во главу угла особенности всех используемых материалов, причем их количество минимально. Что касается форм, используемых при создании форма-линейных композиций, то здесь имеет место и плоскость листа, и различные геометрические фигуры (шар, куб).
Параллельный стиль предполагает создание композиций из срезанных цветов и трав, расположенных рядами (горизонтально или вертикально). Каждый из рядов составляется из растений определенного вида и цвета. Композиции, выполненные в параллельном стиле, очень эффектно выглядят в высоких декоративных вазонах или плошках.